Федеральное агентство по образованию

Юрий Петров: Информационная система призвана выявлять проблемные зоны

Юрий Петров

Отставание уровня отечественного образования от потребностей времени, низкий уровень технической оснащенности учебных заведений, существенный разрыв в уровне подготовки столичных и региональных специалистов — вот далеко не полный перечень проблем, на решение которых направлен приоритетный национальный проект «Образование». О том, какие меры предусмотрены для практической реализации поставленных задач, рассказал в интервью CNews Юрий Петров,  заместитель начальника Управления программ развития в сфере образования Федерального агентства по образованию (Рособразования)

Cnews: Какие задачи, стоящие перед приоритетным национальным проектом в области образования, планируется решить путем широкого использования достижений информационных и коммуникационных технологий? Какие меры по ИТ — обеспечению образования уже предпринимаются и какие планируется предпринять?

Юрий Петров: В рамках реализации приоритетного национального проекта  планируется решить задачи:

  • Обеспечение доступа учащихся образовательных учреждений через сеть Интернет к современным информационным образовательным ресурсам (ИОР), созданным за счет средств федерального бюджета в результате реализации федеральных целевых программ, в том числе федеральным образовательным порталам, электронным образовательным ресурсам, сетевым лабораторным практикумам, депозитариям и др.
  • Повышение уровня образования учащихся и качество подготовки выпускников образовательных учреждений.
  • Внедрение современных образовательных программ и технологий в учебный процесс (развитие интерактивных форм обучения, использование мультимедийных технологий и обучающих программ).
  • Возможность для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.

24 июля объявлен конкурс по проекту «Обеспечение доступа к сети интернет образовательных учреждений Российской Федерации» для определения организации-исполнителя и подписания государственного контракта.

Внедрение информационных технологий в образование реализуется не только в рамках национального проекта. В рамках Федеральной целевой программы развития образования реализуется ряд проектов, направленных на:

  • создание электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам: Физика, Химия, Биология, Иностранный язык (английский язык), География, Мировая художественная культура (МХК) и Искусство, История, Русский язык, Естествознание, Математика;
  • дальнейшее развитие информационной системы «Единое окно» с целью обеспечения быстрого и эффективного поиска и доступа к необходимым образовательным информационным ресурсам для всех уровней и направлений образовательной деятельности;
  • модернизацию информационной инфраструктуры учреждений высшего профессионального образования в целях отработки различных моделей финансирования;
  • создание технологической площадки Федеральных центров информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), снабженной всеми необходимыми инфраструктурными компонентами, развертывание на ее базе всех предусмотренных Системным проектом прикладных систем, тестирование, приемка и ввод системы ФЦИОР в опытную эксплуатацию;
  • поставку аппаратно-программных комплексов и специализированного оборудования для детей с ограниченными возможностями для оснащения демонстрационных залов Региональных координационных центров и поставку аппаратно-программных комплексов для оснащения административных и учебно-методических модулей Региональных координационных центров.

Cnews: Несмотря на то, что программа компьютеризации школ идет полным ходом, «цифровой разрыв» между наиболее и наименее оснащенными учебными заведениями различных регионов России чрезвычайно велик. Какие меры предпринимаются для сокращения «цифрового разрыва»?

Юрий Петров: В рамках приоритетного национального проекта планируется довести количество образовательных учреждений, подключаемых к сети интернет, до 100%. Субъекты Российской Федерации обеспечивают образовательные учреждения своего региона автоматизированными рабочими местами. В 2007 году планируется поставка компьютерного оборудования в образовательные учреждения Российской Федерации, в результате чего значительно сократится «цифровой разрыв» между наиболее и наименее оснащенными учебными заведениями различных регионов России.

Cnews: Во всем мире на место традиционных библиотек с читальными залами постепенно приходят электронные библиотеки. Планируется ли в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере образования выделение средств на создание таких информационных ресурсов

Юрий Петров: В рамках реализации приоритетного национального проекта создаются все необходимые предпосылки для использования информационно — коммуникационных технологий в образовательном процессе. При этом в целях поддержки мероприятий приоритетного национального проекта Федеральной целевой программой развития образования реализуется ряд комплексных проектов, направленных на создание электронных библиотек образовательных ресурсов, федеральных депозитариев электронных средств учебного назначения и электронных изданий, составление электронных перечней литературы, электронных (оцифрованных) изданий, электронных каталогов (на CD-дисках).

Cnews: Как вы относитесь к возможности внедрения технологий дистанционного обучения в России? Какие мероприятия в этом направлении предусмотрены в рамках приоритетного национального проекта?

Юрий Петров: Одна из задач мероприятия «Развитие технической основы современных информационных образовательных технологий» направления «Внедрение современных образовательных технологий» приоритетного национального проекта «Образование» — повышение качества и доступности образования за счет предоставления новых образовательных услуг, основанных на обеспечении образовательным учреждениям доступа к различным современным информационно-образовательным ресурсам, расположенным в сети интернет. Параллельно реализуется ряд проектов в рамках Федеральной целевой программы развития образования, направленных на развитие дистанционных технологий в образовании.     

Cnews: В настоящее время разрабатывается информационная система управления реализацией целевых программ и программных мероприятий Минобрнауки (ИСУ ЦП). Что будет представлять собой эта система? На решение, каких задач направлено ее создание?

Юрий Петров: Проект «Создание второй очереди системы управления программными мероприятиями на основе проектного управления» ориентирован на достижение следующих целей:

  • Разработка второй очереди автоматизированной информационной системы управления целевыми программами и программными мероприятиями Рособразования на основе ранее созданного макета;
  • Развитие методологии и инструментов календарно-ресурсного планирования в Рособразовании и внедрение в практическую деятельность агентства;
  • Интеграция отдельных инструментов и механизмов в единую среду информационной поддержки проектной деятельности;
  • Ведение баз знаний и баз данных по управлению проектами, предоставление единого, структурированного реестра описаний реализованных и выполняемых проектов, их поиск, категоризация и классификация;
  • Обучение сотрудников Рособразования работе с информационной системой управления целевыми программами и  программными мероприятиями.

Cnews: Минобрнауки России в 2005 году также инициировал создание информационной системы мониторинга и статистики в образовательной сфере. Какие задачи будет решать эта система? Из каких основных блоков она состоит? Какие работы по созданию системы уже завершены и что предстоит сделать? Какого социально-экономического эффекта Вы ожидаете от внедрения этой системы?

Юрий Петров: Целью создания информационной системы мониторинга и статистики является информационная поддержка разработки и реализации государственной образовательной политики, в том числе:

  • Обеспечение органов управления образованием Российской Федерации актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией о состоянии и тенденциях развития системы образования Российской Федерации;
  • Создание единой информационной базы, необходимой для анализа и прогноза развития образования;
  • Создание современной комплексной  системы мониторинга и статистики в сфере образования в соответствии с международными стандартами.

Современная информационная система призвана объективно отображать состояние и тенденции развития системы образования в Российской Федерации, адекватно оценивать меры по реформированию организационно-экономических механизмов образования, выявлять проблемные зоны, оперативно корректировать образовательную политику как на федеральном уровне, так и на уровне региональных и муниципальных органов управления образованием, и, более широко, региональных и местных органов власти. Информационная система должна представлять устойчивую во времени конструкцию, обеспечивающую регулярное содержательное обновление, а так же допускающую при этом обновление в зависимости от актуальных требований образовательной политики.

На данном этапе достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:

  • Проведение обследования системы управления образованием с целью выявления и анализа потребностей пользователей в статистической информации на различных уровнях управления образованием для принятия управленческих решений, включая:
  • Минобрнауки России;
    - Рособразование;
    - Рособнадзор;
    - Территориальные органы управления образованием субъектов РФ (пилотные регионы)
  • Разработка рекомендаций по актуализации и совершенствованию комплексной системы индикаторов и показателей статистики и мониторинга образования каждой из следующих подсистем:
    - подсистема целевых показателей развития образования Российской Федерации, включающей основные индикаторы образования;
    - подсистема показателей развития образования,  обеспечивающих проведение международных сопоставлений в сфере образования.
    - подсистема показателей реализации образовательной политики, включающей систему показателей эффективности бюджетных расходов на образование и подготовку кадров, по целям, задачам, мероприятиям;
    - подсистема показателей деятельности образовательных учреждений;
    - подсистема тематических индикаторов (индикаторы экономики образования, индикаторы образовательных и экономических стратегий, индикаторы использования ИКТ в сфере образования, индикаторы инновационного развития, индикаторы интеграции образования и науки, индикаторы интеграции вклада образования в новую экономику);
    - подсистема показателей, обеспечивающих проведение межрегиональных сопоставлений и расчет рейтингов регионов;
    - подсистема внесистемных индикаторов (индикаторы, характеризующие взаимосвязи  демографических процессов и развития образования, индикаторы, характеризующие взаимосвязи образования в формирование человеческого капитала, индикаторы, характеризующие участие населения в непрерывном образовании).
  • Разработка на основе нового инструментария государственной статистической отчетности (формы ОУ-1/ОУ-2 и НПО-1/НПО-2) ключевых индикаторов по каждой из вышеперечисленных подсистем, общим количеством не менее 200 индикаторов и не менее 20 индикаторов по каждой из подсистем. Разработка ключевых индикаторов мониторинга и статистики высшего и среднего профессионального образования по тематике вышеперечисленны подсистем.
  • Разработка ключевых показателей и индикаторов, а также инструментария ведомственной отчетности для проведения оперативной оценки и получения аналитической информации о состоянии системы образования: в том числе:
    - Разработка индикаторов развития системы образования и оценки институциональных изменений;
    - Разработка индикаторов мониторинга модернизации системы образования и реализации мероприятий приоритетного национального проекта;
    - Разработка ведомственной статистики, отражающей социально-экономическое состояние системы образования
  • Формирование электронной библиотеки моделей (репозитария) информационных потоков «Как будет» процесса статистики и мониторинга образования на федеральном и региональном уровнях.
  • Разработка организационных регламентов по сбору, обработке и анализу данных мониторинга и статистики;
  • Разработка 1-й очереди ИС МиСО, включающей разработку технического задания 1-ой очереди ИС МиСО, технорабочее проектирование, проведение пуско-наладочных работ  программных и технических средств и проведение предварительных испытаний 1-ой очереди ИС-МиСО;
  • Опытная эксплуатация 1-ой очереди ИС МиСО в пилотных регионах на основе нового инструментария государственной статистической отчетности  и проведение приемочных испытаний 1-ой очереди ИС МиСО;
  • Подготовка дистанционного курса обучения пользователей ИС МиСО.

Cnews: Отсутствие стандартов при разработке и внедрении информационных систем является тормозом на пути формирования единого информационного пространства. Каким образом при создании информационных систем Минобрнауки решается проблема информационного взаимодействия и интеграции с информационными ресурсами других ведомств и организаций?

Юрий Петров: Проблема информационного взаимодействие и интеграции с информационными ресурсами других ведомств и организаций, решается:

  • в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, в ней разрабатываются  электронные образовательные ресурсы (ЭОР) нового поколения на модульной основе.
  •  в рамках реализации мероприятия 26 «Развитие инфраструктуры единого образовательного информационного прост­ранства, включая развитие сетей образовательных коммуникаций, развитие сети распределенных информа­ционно-образовательных ресурсов и сети региональных ресурсных центров», проводиться  конкурс «Интеграция федеральных образовательных порталов на базе концепции «Единого окна».
  • Министерством информационных технологий  и связи РФ разрабатывается система мониторинга и контроля реализации национальных проектов. В рамках Системы мониторинга и контроля реализации национальных проектов можно выделить следующие функции:
    - учет запланированных мероприятий
    - ведение нормативно-справочной информации
    - составление и ввод отчетных данных в систему
    - мониторинг реализации национальных проектов
    - контроль реализации национальных проектов
    - разграничение прав доступа
    - обеспечение информационной безопасности
    - администрирование системы

    Cnews: Каким образом обеспечивается прозрачность деятельности Минобрнауки в частности при реализации приоритетного национального проекта в области образования?

    Юрий Петров: Деятельность Минобрнауки в частности при реализации национального проекта в области образования обеспечивают информационные сайты Росообразования, Министерство образования и науки РФ,  а так же утвержденное техническое задание, конкурсная документация.

    Cnews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS