[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Системы автоматизации торговли в России: вдогонку за MBS и 1С

На российском рынке систем автоматизации торговли с заметным отрывом от других игроков лидируют решения MBS и 1С. По оценкам CNews Analytics, подобная ситуация, видимо, сохранится и в ближайшие годы. По крайней мере, пока основными критериями выбора ПО в этом секторе будут оставаться функциональность и цена.

Бурный рост конкуренции в розничных сетях аналитики начали «замечать» еще в 2001 году. Тогда торговые компании в основном только задумывались о способах снижения издержек, в том числе — и за счет внедрения ИТ-решений. Растущие ИТ-бюджеты крупных торговых домов на тот момент оценивались в 0,5-1 % торгового оборота. При этом от 15 % до 30 % от общей сметы на строительство нового магазина расходовалось на оборудование, создание инфраструктуры и программное обеспечение.

За прошедшие годы ситуация на отечественном розничном рынке существенно изменилась. ИТ-бюджетом образца 2001 года может ограничиться если только отдельная торговая точка, расположенная в небольшом провинциальном городе. «Киты» же ритейла могут успешно конкурировать, лишь вкладывая значительные средства как в расширение самой сети, так и в автоматизацию (с целью повышения эффективности) бизнес-процессов.

В поиске и выборе ИТ-решения торговое предприятие ориентируется сегодня на такие параметры, как функциональность, масштабируемость, экспертиза вендора и интегратора. И конечно, важности ценового вопроса до сих пор пока никто не отменял — по данным опроса CNews Analytics, этот фактор занимает второе место (32 %) после функциональности (82 %).

Источник: CNews Analytics, 2006

Отечественное — значит недорогое?

Общеизвестно стремление крупнейших мировых поставщиков систем автоматизации на рынок средних и малых компаний. Битва ИТ-лидеров за «среднего» клиента затрагивает и отечественный рынок ритейла. Все чаще аналитиков отмечают, что производительные зарубежные решения, благодаря стратегиям вендоров, становятся все более доступными по стоимости для российских торговых сетей. «Зарубежные программные продукты имеют тенденцию становиться «товаром» как с точки зрения собственно стоимости программного обеспечения, так и с точки зрения внедрения, поэтому стоимость их постепенно снижается», — считают в компании SAP.

В Microsoft отмечают, что стоимость ПО, безусловно, является одним из ключевых факторов при принятии решения об ИТ-инвестициях. Но цена формируется из бизнес-потребностей компании: «Какие-то заказчики закрывают сугубо учетные вопросы, какие-то — ориентированы на построение полноценной автоматизированной системы управления. И стоимость этих двух проектов будет существенно отличаться». Вопрос цены определяется также тем, сколько компания в принципе готова потратить на информатизацию бизнеса и рассматривает ли топ-менеджмент ИТ в качестве реального инструмента управления«. Не менее важным моментом является совокупная стоимость владения системы. И здесь вопросы ее масштабируемости и интеграционных возможностей выходят на первый план. «С учетом перечисленных факторов было бы некорректно говорить о том, что западные системы дороже отечественных», — утверждают в компании.

В то же время, очевидно, что в базовом варианте ПО вендор не может обеспечить функциональность для решения узкоспециализированных задач отдельных предприятий: это экономически не целесообразно. Поэтому отраслевой экспертизой и адаптацией под нужды конкретного заказчика, как правило, занимаются партнеры. И здесь стоимость — это уже плата за время и финансы, потраченные на внедрение «апробированного решения».  

Специалисты «Галактики» считают, что уместно говорить не столько о тенденции изменения цены на системы автоматизации для торговых компаний, сколько о диверсификации предложений разработчиков (как российских, так и зарубежных). «Некоторые ИТ-вендоры, не отказываясь от привычного для себя сегмента «крупных» клиентов, разрабатывают специальные предложения для небольших и средних заказчиков, — отмечают в компании. — В свою очередь, разработчики, которые прежде ориентировались исключительно на малый и средний бизнес, не оставляя этот сегмент без внимания, развивают функционал собственных решений с тем, чтобы продукты качественно соответствовали потребностям и особенностям крупного бизнеса».

Напротив, ИТ-директор торгового холдинга «Лама» Николай Молдован не согласен с тем, что зарубежные продукты становятся все более «легкими» и недорогими, а отечественные, по мере роста функционала, постепенно дорожают. По его мнению, система становится более доступной с точки зрения цены тогда, когда у нее появляется большое число клиентов. Кроме того, поскольку крупные заказчики всегда используют заказные и полузаказные системы, основная стоимость приходится не на платформу, а на собственно решение, сделанное на ее базе.

В IBS убеждены, что в целом стоимость отечественных решений для автоматизации управления и учета непрерывно растет, в то время как стоимость зарубежных систем автоматизации остается приблизительно на одном уровне. Вместе с тем, в компании отмечают, что говорить о какой-то отечественной системе как о полноценной системе ERP в классическом определении несколько преувеличенно.

В конечном итоге, по убеждению ИТ-директора компании «Л`Этуаль» Николая Зайцева, все системы в своем классе будут стоить примерно одинаково, независимо от страны и разработчика.

На откуп MBS и 1С

По данным Market Visio, на российском рынке ритейла в 2006 году доминируют решения Microsoft Businnes Solutions (32 %) и продукты «1С» (22 %). Доля SAP оценивается пока только в 5 %, при этом до 17 % продолжают составлять собственные разработки.

Источник: Market Visio, 2006

По собственным данным Microsoft, в настоящее время в российской торговле на решениях Microsoft Dynamics работают более 400 клиентов. За прошедший финансовый год (с июня 2005 по июнь 2006 года) клиентская база компании по данному направлению пополнилась еще 70 новыми проектами в крупных торговых сетях.

В компании «1С» рассказали CNews, что количество внедренных ее партнерами решений в торговых компаниях за период с сентября 2005 года по июль 2006 года «перевалило» за 1000. При этом к категории «оптово-розничная торговля» здесь относят 954 проекта, еще 360 внедрений имеют отношение к категории «опт и мелкий опт». В «1С» отмечают, что сегодня в отсутствии тотального дефицита автоматизированных торговых систем на российском рынке востребованность тех или иных решений мало отличается от числа реальных продаж. 

Представители зарубежных вендоров, со своей стороны, не отрицают популярности российских ИТ-разработок для ритейла. Так, по оценке SAP, отечественными торговыми компаниями востребованы системы местных разработчиков, автоматизирующие отдельные магазины. Вместе с тем, отмечается повышение внимания ритейлеров к зарубежным системам управления магазинами, ввиду того, что российские системы, по мнению SAP, еще не «накопили» большого опыта в решении задач управления сетью. Сегодня в области централизованных поставок и распределения товаров используются, в основном, зарубежные системы (или российские доработки на базе зарубежных платформ).

По мнению IBS, российский ритейл в силу исторически сложившихся обстоятельств до сих пор использует в основном слабо интегрированные между собой программные продукты собственной разработки. Зачастую магазины одной сети информационно не связаны между собой, в разных ее торговых точках установлены разные программные продукты. В целом, стартовый уровень автоматизации отечественных розничных сетей сравнительно низок. При этом в компании также отмечают, что значительное количество отечественных розничных сетей работает на продуктах «1С»: «Эту долю трудно оценить количественно, но если исключить тех игроков, которые уже внедрили крупные ERP-решения, то большинство оставшихся будет пользователями «1С». Тем не менее, сегодня имеет место тенденция к переходу на более мощные интегрированные платформы и специализированные вертикальные решения — этим уже озаботились компании, достигшие определенного масштаба бизнеса.

Источник: CNews Analytics, 2006

Зарубежные сети тянут «своих» ИТ-вендоров

Причины, по которым явная востребованность полнофункциональных управленческих решений до сегодняшнего дня еще не привела к «перевесу» таких продуктов на российском рынке ритейла, достаточно понятны. К настоящему моменту значительная часть торговых заказчиков осознает необходимость подобных решений для управления бизнесом. Однако от момента осознания до начала использования проходит немало времени. Одним из косвенных подтверждений того, что «момент истины» для многих российских ритейлеров настал, может служить зафиксированный CNews Analytics и Market Visio стремительный рост продаж бизнес-решений Microsoft в российском торговом секторе.

Всплеск интереса к зарубежным управленческим решениям в значительной мере обусловлен маркетинговыми усилиями западных игроков, массово устремившихся на российский рынок несколько лет назад. Как правило, крупный иностранный ритейлер приходит в Россию, имея мощную информационную систему, поддержка которой ложится на плечи отечественных представительств зарубежных ИТ-компаний и их локальных партнеров. По мере усиления конкуренции российские торговые сети, желая остаться на плаву, все чаще прибегают к услугам этих же компаний.

В Microsoft также отмечают, что новый виток интереса к зарубежным ERP-системам стимулируют выходящие на российский рынок крупные западные торговые компании. Сильной стороной этих игроков является «выстроенность» бизнес-процессов и информационных потоков. ERP-решение для них — стандарт менеджмента «де факто». Поэтому, принимая решение об открытии бизнеса в России, они изначально закладывают в бизнес-план расходы на автоматизацию и, конечно, стремятся использовать систему, которая работает в головном офисе и других представительствах компании.

«Уровень инвестиций отечественных ритейлеров в ИТ-системы до определенного момента был неадекватен тем инвестициям, которые делались в развитие основного бизнеса, и развитие ИТ в торговых сетях отставало от роста самих сетей, — отметил наш собеседник в IBS. — У многих отечественных розничных операторов до сих пор наблюдается серьезное отставание с точки зрения производительности и масштабируемости их ИТ-систем, которые «не успевают» за нынешними темпами роста розничного бизнеса в России».

В компании уверены, что влияние западных торговых сетей на темпы ИТ-развития отечественного ритейла весьма значительно: «Появляясь на российском рынке, иностранные торговые сети сразу вступают в жесткую конкуренцию с местными игроками. Они приходят к нам с серьезными объемами операций, с собственными эффективными бизнес-технологиями. И, в том числе, с готовыми ИТ-решениями — либо основанными на промышленных платформах, либо — собственной разработки». Успешно вести бизнес в условиях жесткой конкуренции без эффективных ИТ-инструментов невозможно. У отечественных сетей не остается выбора — им приходится модернизировать информационные системы, обеспечивающие их бизнес, «подтягиваться» к уровню информатизации иностранных сетей. Поэтому можно утверждать, что если бы не конкуренция со стороны западных игроков, то наблюдаемого сегодня интереса к мощным промышленным решениям для ритейла (например, таким как SAP for Retail) со стороны отечественных компаний, не возникло бы.

По мнению Microsoft, отечественные торговые компании в силу объективных исторических факторов идут сегодня несколько по другому пути, чем зарубежные. Их бизнес стремительно растет, они проводят политику региональной экспансии. В этих условиях (и с учетом усиливающейся конкуренции со стороны сильных западных игроков), на первый план выходят задачи построения системы учета и планирования. Поэтому реализация ИТ-проектов часто сопровождается решением задачи оптимизации уже сложившихся бизнес-процессов. Здесь компании выбирают один из путей: либо внедряют российское ПО, либо приобретают зарубежное. В российском продукте их, как правило, привлекает функционал, адаптированный под особенности отечественного законодательства. Зарубежное ПО актуально для тех топ-менеджеров, которые хотят видеть сквозные информационные потоки, хотят, чтобы произведенные операции невозможно было «переписать», акцентируют внимание на управленческом учете. Для некоторых западные системы интересны и с точки зрения построения эффективной бизнес-модели, проверенной на рынках разных стран.

Преимущества и недостатки

Традиционно считается, что отечественные продукты для автоматизации торговых компаний выгоднее, благодаря стоимости, близости к производителям, знанию требований законодательства и рынка. Зарубежные вендоры, в свою очередь, настаивают на многолетней экспертизе, умении приспосабливать системы к нуждам локальных рынков и говорят о той экономической пользе, которую могут принести российским сетям инвестиции в импортное ПО.

Какой бы выбор ни сделала отечественная торговая компания — он всегда будет сопряжен с определенным набором как преимуществ, так и недостатков приобретенного решения. Кроме того, может оказаться, что одной ИТ-системы будет недостаточно.

Источник: CNews Analytics, 2006

В «Л’Этуаль», с позиций потребителя ИТ, считают, что сегодня торговая компания в принципе не может ограничиться использованием только зарубежные разработок. В частности, эта торговая сеть использует, помимо розничного решения от Columbus IT на платформе Microsoft Dynamics AX, отечественный продукт — «1С». Точно также сочетают эти два решения в торговом холдинге «Лама», отмечая, что важно не столько происхождение системы, сколько наличие подготовленных специалистов. Правда, здесь же считают, что российские системы лучше с точки зрения форм отчетности: с учетом того, что наше правительство часто и внезапно меняет правила игры, важность этого фактора при выборе ПО безусловна.

С другой стороны, ИТ-директор «Компьютер-Центра «КЕЙ»» Олег Вайнберг уверен, что производительных российских систем, способных выдерживать поток транзакций сети магазинов не существует. «Обработка без агрегирования потока хотя бы в 50-100 тысяч строк чеков в сутки на «1С» восьмой версии представляет серьезную проблему», — отмечает он. Аналогичного мнения придерживаются в «Открытых Технологиях», утверждая, что на рынке ERP-систем для ритейлового бизнеса существует лишь два крупных решения — от SAP и Oracle (Retek), функционал которых наиболее широк и закрывает практически все задачи. Впрочем, вполне возможно, что в связи с ростом бизнеса торговой компании у нее может возникать потребность в добавлении какого-то функционала, ранее производителями этой системы не проработанного.

И наконец, лидер по поставкам ИТ-решений для торгового сектора России — Microsoft Business Solutions — заявляет, что страна «прописки» разработчика системы не так важна. Актуальнее, скорее, другие факторы: объемы инвестиций в разработку программного продукта, а также партнерская и клиентская политика, которую декларирует компания. Очевидно, что крупные международные компании обладают здесь определенным преимуществом. С другой стороны, у локальных поставщиков есть свои плюсы. Например, с ними можно быстро договориться о доработке функциональности под заказчика в сжатые сроки. «Однако при этом клиент становится полностью зависимым от этого разработчика с точки зрения дальнейшего сопровождения и развития системы, — считают в компании. — Так что индивидуальные разработки обходятся дорого — и финансово и психологически».

Собственные программисты останутся без работы?

Как уже отмечалось, существенная часть российских торговых компаний (по данным Market Visio — 17 %) до сих пор используют «самописные» продукты. В то же время, как показывает практика, рано или поздно игроки все же отказываются от практики применения продуктов, разработанных собственными программистами. Сам процесс занимает много времени, при этом компания теряет прибыль, которую могла бы получать, распределив ресурсы и затраты иначе. Кроме того, здесь выходит на первый план и фактор зависимости от того самого программиста, который «изобретает велосипед». Нельзя забывать и о рисках, связанных с тем, что после увольнения программиста поддерживать и развивать созданную им систему будет некому. Ее соответствие реальным потребностям компании, (а значит — и эффект от применения) будет стремительно падать. «В случае использования тиражного решения, поддержкой которого занимается компания-разработчик или ее сертифицированные партнеры, заказчик застрахован от подобных рисков», — отмечают в «Галактике».

Помимо зависимости от сотрудников ИТ-отдела, открытым остается вопрос целесообразности и эффективности инвестиций в самостоятельные разработки. «Например, недавно беседовали с генеральным директором московской компании, торгующей высокотехнологичным оборудованием оптом и в розницу, и использующей собственное ИТ-решение, поддержкой и развитием которого занимаются 15 из 200 сотрудников, — рассказали CNews в Microsoft . — Вопрос: какова их доля в прибыли компании? Скорее всего, руководство компании уже задумывается о тех инвестициях, которые делаются в ИТ и сопоставляет их с получаемой отдачей. Маловероятно, чтобы эти сотрудники имели возможность создать, развивать и поддерживать конкурентоспособный продукт, который был бы лучше, чем специализированное решение».

В SAP отмечают, что со стороны торговых заказчиков не раз возникали запросы по замене программного обеспечения (разработанного либо собственными силами, либо российскими компаниями) на зарубежные промышленные аналоги. При этом, внедряя ERP-системы, клиенты обычно отказываются от собственных разработок уровня управления сетью. Существующие на сегодняшний день темпы роста в торговле «самописные» системы поддерживать не могут, — комментируют в IBS. — Поэтому постепенно они вытесняются системами на промышленных платформах. Это подтверждает и опыт «Л’Этуаль», где идут по пути применения покупных систем (хотя и не отказываясь полностью от услуг своего ИТ-отдела), и «Компьютер-Центра «КЕЙ»», где отказались от самописных систем именно с тем, чтобы не оказаться «заложником» собственного программиста. В любом случае, до определенного этапа развития торгового предприятия содержать собственную команду ИТ-специалистов оказывается дешевле, особенно в регионах. Так, подобный подход, с использованием локально разработанного ПО, оправдан, например, при минимальном количестве контрагентов, небольшой номенклатуре, отсутствии филиалов или удаленных складов. С развитием бизнеса, ростом конкуренции, расширением ассортимента и количества контрагентов такого ИТ-продукта уже недостаточно.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS