[an error occurred while processing this directive]

Автоматизация торговли - золотая жила в России

Поле для деятельности по автоматизации российских торговых предприятий все еще остается практически безграничным. Многие крупные сети уже не ограничиваются развитием ранее внедренных систем, а переходят на более мощные решения. По мере усиления региональной экспансии, увеличивается доля ИТ-проектов на периферии.

Продолжая оставаться одной из наиболее динамичных отраслей экономики России, розничная торговля несколько меняет векторы своего развития. Соответственно, меняется и ИТ-фокус работающих на отечественном рынке торговых компаний. Стремясь концентрировать усилия на развитии основного бизнеса, российские игроки постепенно отказываются от разработки собственного ПО. Самописные системы в этом секторе, можно считать, ушли в прошлое.

Крупными сетями уже пройден базовый этап автоматизации, подразумевающий установку учетной системы (бухучет и управление финансами). По мере усиления конкуренции на рынке растет потребность в повышении эффективности, оптимизации бизнес-процессов. Это предполагает совершенствование логистики, организацию управления спросом, оптимизацию управления товарными запасами, эффективное ценообразование и др. Исходя из текущих потребностей бизнеса, формируется, соответственно, спрос на ИТ-решения.

Вновь открываемые торговые предприятия в регионах предполагают полный цикл автоматизации «с нуля» — начиная с бухучета, оборудования POS-терминалами, передающими данные в back-office, и затем переходя к управлению цепочками поставок, складами и распределительными центрами. Параллельно региональная экспансия стимулирует установку в головных офисах систем верхнего уровня, позволяющих решать задачи по управлению ассортиментом и прогнозированию спроса. Функционал подобных систем определяется в зависимости от размера сети и дальнейших планов стратегического развития. В целом управление территориально распределенным бизнесом предполагает обеспечение контроля над филиалами при сохранении необходимой свободы действий на местах. Делая выбор в пользу единой информационной системы, компании, планирующие экспансию, заинтересованы в ее гибкости и тиражируемости.

Активное присутствие на российском розничном рынке международных торговых сетей вынуждает отечественных игроков играть по сложившимся мировым правилам, продумывать свои стратегии развития и повышать ИТ-планку. Розница все четче прописывает технические требования к решениям, их архитектуре и срокам окупаемости. А ИТ-бюджеты торговых предприятий растут пропорционально росту самого бизнеса.

Формат как критерий ИТ-выбора

Запросы по автоматизации торговых предприятий сегодня определяются спецификой их формата. Супермаркетам и гипермаркетам, располагающим своими складами, логистикой и иногда производством, необходимы многофункциональные интегрированные системы. Дискаунтеры делают акцент на распределенных решениях, автоматизируя в первую очередь логистику. Более скромные по масштабам, так называемые магазины «у дома» максимально заинтересованы в снижении стоимости владения системой, поэтому вводят ограниченную функциональность для каждой торговой точки, установив в головном офисе полнофункциональное решение, аккумулирующее данные со всех магазинов и управляющее ими.

Очевидно, что крупные предприятия ведут более масштабные проекты по автоматизации, предъявляя более высокие требования к производительности программного обеспечения. Чем крупнее торговое предприятие, тем больше потребность в централизации управленческих функций.

Российские ИТ для иностранцев и наоборот

Иностранные сети, приходящие в Россию, долгое время исключались из целевой аудитории российских разработчиков и интеграторов. Считалось, что зарубежные компании следуют собственным сложившимся стандартам в области автоматизации, и полноценно обслуживать их местными силами сложно. Действительно, крупные западные сети, самостоятельно выходящие на российский рынок, как правило, придерживаются тех систем, которые установлены в европейских магазинах (Metro, IKEA, Leroy Merlin или Marktkauf).

Нередки прецеденты, когда крупные транснациональные компании прибегали к услугам отечественных интеграторов (в проекте по автоматизации сети Auchan, участвовали, например, «Пилот» и «Сервис Плюс»). Еслиже западная компания выходит на российский рынок через продажу своей франшизы компании, действующей на территории России, то при выборе системы автоматизации отечественные и зарубежные решения часто рассматриваются на равных. Так, например, «С&A», расширяя свое присутствие в Восточной Европе, открыла весной 2005 г. первый магазин в Москве, воспользовавшись партнерством с компанией «Russian Trade Group» и установив систему «АСТОР:Торговая Сеть».

Сами российские ритейлеры, работавшие ранее с «зоопарком» учетных решений, постепенно отходят от этой практики. Крупные розничные игроки меняют отечественные системы на западные ERP. «Перекресток» пару лет назад пришел к MBS Axapta, эту же систему использует питерский «О’кей», «Седьмой континент» планирует внедрение продуктов SAP, «Лента» уже применяет это ПО.

С другой стороны, розничный сотовый гигант «Евросеть», спустя полгода после старта проекта по внедрению SAP, подписала договор с «1С-Рарус». Программное обеспечение «1С-Рарус:Магазин» (на платформе «1С:Предприятие 7.7» используется непосредственно в салонах связи для регистрации и учета торговых операций.

Эксперты обращают внимание на то, что подобный шаг в сторону Запада может быть связан со стремлением повысить собственную инвестиционную привлекательность. К тому же, на этом рынке давно прогнозируют усиление консолидации.

ИТ-мода 2004/2005

Помимо автоматизации управления по западному образцу, российские торговые компании фокусируются на эффективности цепочки поставок и логистики. Соответственно, «хитом» на этом рынке становятся решения класса SCM и WMS. Здесь российские игроки пока отдают предпочтение западным, отработанным продуктам. В частности, «Пятерочка» и «Аптеки 36,6» выбирают автоматизированную систему управления складом EXceed™ WMS 4000 (SSA Warehouse Management). «Перекресток» также прибегает к услугам i2 в разработке стратегии развития цепочки поставок.

В стремлении повысить качество обслуживания, российская розница сохраняет интерес к системам CRM. При этом растет спрос на аналитическую обработку данных по клиентам — с тем, чтобы выработать оптимальную стратегию их удовлетворения. Как правило, модули CRM устанавливаются в рамках больших проектов по внедрению ERP (те же продукты MBS, SAP) или отраслевых решений на платформе «1С».

Спрос на эти решения со все большими требованиями к их аналитическим возможностям, в ближайшие годы, по прогнозам экспертов, сохранится. Российская розница продолжит развивать свои ERP-проекты и постепенно начнет осваивать новые сферы для ИТ-инвестиций. Управление спросом и планирование заказов, оптимизация мерчендайзинга и ценообразования, переход к электронным ценникам и радиочастотным меткам. Эти задачи решает сегодня западная розница, от которой по уровню автоматизации не столь уж значительно отстает сегодня отечественный торговый сектор.

CNews

Алексей Куроедов: Российские сети будут поддерживать «отечественного производителя» ИТ

Алексей КуроедовНа вопросы CNews отвечает Алексей Куроедов, заместитель директора по финансовым вопросам компании «Сервис Плюс».

CNews: Как вы оцениваете средний уровень автоматизации отечественной торговли по сравнению с другими отраслями экономики?

Алексей Куроедов: Безусловно, уровень автоматизации розничной торговли можно назвать высоким, по сравнению с большинством других отраслей российской экономики. Особенно в вопросах автоматизации оперативного учета, учета товародвижения, и в первую очередь в магазинах и сетях магазинов самообслуживания.

CNews: Как изменялись, по вашим наблюдениям, требования, предъявляемые торговыми компаниями к ИТ-решениям в последние годы?

Алексей Куроедов: Последние несколько лет торговые компании в нашей стране развивались очень бурно. По мере роста торговых предприятий очень существенно менялись их потребности в автоматизации, и как следствие менялись их требования к продуктам и, собственно, ИТ-решениям. Кроме достаточно очевидных пожеланий по максимально полной функциональности систем автоматизации учета, постепенно оформлялись и другие ключевые требования, которые, как оказалось, не всегда являются даже свойствами системы.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS