[an error occurred while processing this directive]
Обзор "Телеком в России 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Тарио

Сергей Сухман: Рынок заставляет производить качественное оборудование

Сергей СухманНа вопросы CNews ответил президент Zelax Сергей Сухман.

CNews: Какие основные тенденции вы бы отметили на российском рынке телекоммуникационного оборудования, в той нише, где работает ваша компания?

Сергей Сухман: Тенденции на рынке оборудования такие же, как и тенденции на рынке телекома вообще. Наверное, самое заметное — это активное движение операторов в сторону пакетных технологий. Хотя, если говорить точнее, это еще не движение, а скорее декларация намерений двигаться в этом направлении. Эта тенденция отражает потребности тех конечных пользователей, которые хотят звонить, скажем, в Китай за разумные деньги. Это вынуждает операторов, даже не самых гибких, двигаться в этом направлении.

Вторая заметная тенденция, которая сейчас бросается в глаза, связана с тем, что в стране очень резко перестало хватать полосы пропускания на сетях передачи данных. Когда-то 155 Мбит/c — это было много, а сейчас, особенно в связи со школьным проектом*, все хватаются за голову и понимают, что сети «забиваются» очень быстро. Школьники, изголодавшись по интернету, захотели воспользоваться новыми услугами. Насколько мне известно, они создали весьма серьезный трафик. Школьный проект, на самом деле, и для России и для телекома, действительно, стратегический. Надеюсь, телеком выдержит эти проблемы с перегрузкой каналов и адаптируется к новым реалиям. Для меня было неожиданно, что возникнут такие эффекты в результате этого проекта. Причем, такие эффекты, которые дошли в виде публичной информации. Это подтверждает серьезность происходящих изменений.

Похожие проблемы происходят и в секторе домовых сетей. Интенсивно растет трафик — хотя по большому счету услугу «Видео по требованию» еще никто не предлагает, но фильмы уже вовсю перекачивают. И операторы домовых сетей растут очень интенсивно, возможно быстрее, чем, скажем, компании «Связьинвеста».

Таким образом, мы наблюдаем быстрый рост потоков данных и, соответственно, быстрый рост требований к скоростям обработки и транспортному оборудованию. Потребители хотят от телекоммуникационного оборудования все большей гибкости, все большей функциональности — «все в одном флаконе». Если взглянуть с позиции рядового потребителя, те решения и услуги, которые сейчас предлагают операторы, не вполне соответствуют уже созревшим потребностям. Я имею в виду услуги, их качество, комфорт потребителя, начиная с софта, который «живет» внутри мобильных телефонов или смартфонов. Качество программных продуктов на базе популярных платформ Windows и Symbian, по-моему, ниже всякой критики. А что касается фиксированной телефонии — на домашнем телефоне в наше просвещенное время до сих пор нет комплекса современных цифровых услуг. Да и в мобильной связи реально существует пока лишь скромный минимум из тех услуг, которые уже известны и серийно поддерживаются производителями. Но на практике, на самом деле, эти услуги часто или недоступны или неудобны.

CNews: Заметен ли рост требований к оборудованию со стороны операторов?

Сергей Сухман: Операторский сектор существенно более консервативный, поскольку в нем «зарыты» очень большие деньги. Операторы вынуждены постоянно балансировать между требованиями заказчиков, запросами потребителей и своими возможностями. Теоретически они может быть и готовы выбросить все существующее оборудование и поставить новое, но фактически они этого сделать не могут. Даже в Китае, прогрессивном с этой точки зрения государстве, телекоммуникационная система весьма инерционна. Связь как совокупность операторов и всей инфраструктуры представляет собой тяжелый паровоз, который очень трудно сдвинуть с места, ускорить или затормозить. С этой точки зрения наши представления сильно изменились в отношении гибкости и адаптабельности этой системы к изменяющимся потребностям.

CNews: С точки зрения перехода на IP-технологии существуют две основные стратегии, навязанные крупнейшими западными вендорами — революционный и эволюционный. Какая из них больше применима в российских условиях?

Сергей Сухман: Для примера, в российском телекоме в эксплуатации находится огромное количество аналоговых систем разработки 50-60х годов. Судя по всему, «Связьинвест» не может себе позволить просто отказаться от старого оборудования, несмотря на то, что разумно было бы его заменить. Просто нет такой возможности, нет нужного количества денег для того, чтобы это сделать, а в российской глубинке нет нужного количества платежеспособных потребителей, чтобы окупить строительство новейшей цифровой системы. Известно, например, что при внедрении технологии MPLS в межрегиональных компаниях «Связьинвеста» были определенные экономические затруднения. Но с другой стороны, прогресс остановить невозможно. Жизнь регулирует телеком по своим законам. Поэтому я считаю, что, скорее всего, российский телеком, вследствие своей инерционности, будет переходить на новые технологии постепенно, относительно плавно.

CNews: С одной стороны на российском телекоммуникационном рынке существует такая мощная сила, как западные вендоры. С другой стороны, отечественные производители получили импульс для своего развития благодаря крупным национальным проектам, прежде всего, по обеспечению всех российских школ интернетом. Насколько укрепились позиции отечественных вендоров на рынке телеком оборудования, на ваш взгляд?

Сергей Сухман: Существенных изменений на рынке не наблюдается, они остались примерно на прежнем уровне в традиционных сегментах, где были еще старые наработки. Насколько я понимаю, без четкой государственной политики в отношении российских производителей ситуация кардинально не изменится, либо будет изменяться достаточно медленно. Потому что необходимо серьезно инвестировать в развитие этих процессов. Для того чтобы инвестиции пошли именно сюда, необходимо, чтобы регулирующие инструменты провоцировали такие действия, благодаря которым инвестиции в телеком были бы более выгодными, чем в другие сектора экономики. До тех пор, пока таких регуляторов на уровне государства не будет, сам по себе этот процесс будет происходить достаточно медленно. Поддержка отечественного производителя, на мой взгляд, выгодна самому государству. Ведь чем больше денег будет вращаться внутри страны, тем лучше будут жить граждане.

CNews: Можно ли расценивать проект по интернетизации российских школ как один из шагов государства  в сторону поддержки отечественного производителя оборудования связи? Имеют ли в этом проекте приоритет именно российские разработчики?

Сергей Сухман: Мне не известно о политическом решении, указывающем на то, что отечественные поставщики должны играть основную роль в этом проекте. Но есть факты, связанные с экономикой. Бюджет этого проекта, с одной стороны, и его размерность с другой стороны, не позволили применить западные решения, потому что последние оказались вне бюджета. В данном случае российские производители выиграли потому, что они могут в ряде случаев, обеспечивая качество, переигрывать по ценам западных вендоров. Хотя и в операторском сегменте ситуация может быть похожей. Сейчас мы ведем переговоры с одним из крупных операторов. Бюджет проекта, который заказчик выделил на построение системы, не позволяет закупить оборудование западных вендоров. Функционально мы вполне отвечаем их задачам, и на данный момент мы выигрываем. Таким образом, мы вполне можем конкурировать с иностранными вендорами и вне школьного проекта. Собственно говоря, ведь мы и существуем на рынке постольку, поскольку мы также выигрываем у западных поставщиков в частности.

Сейчас нет никаких преференций. Существуют, конечно, таможенные пошлины, но они не являются ключевым регулятором. Более того, часто пошлины на готовое оборудование ниже, чем на компоненты, из которых это оборудование производится. Фактически мы играем с иностранными производителями практически на отрытом рынке, наравне. Одними из наших конкурентов являются производители из Юго-Восточной Азии, у которых цены, безусловно, привлекательные, и ценовая война достаточно серьезная. Но мы и у них выигрываем за счет других факторов, не ценовых.

1 | 2 | 3 |

Сергей Сухман

CNews: Существует мнение со стороны отечественных производителей, что лучше бы государство не мешало своим регулированием, просто давало бы спокойно работать. Нужны ли какие-то активные действия со стороны регулятора, по вашему мнению?

Сергей Сухман: Вопрос в том, чего мы хотим. Если мы хотим развития высокотехнологичного отечественного производства, то для этого необходимо «покрутить» соответствующие ручки-регуляторы, которые доступны только государству. Думаю, что с точки зрения страны это было бы крайне разумно. В данном случае, будем считать, что у государства пока руки не доходят до того, чтобы сделать нечто эффективное для всех граждан. А вот в соседнем с нами государстве — Китае — поддержка местным производителям оказывается, мягко говоря, существенная. Если Россия хочет конкурировать с Китаем, то условия для отечественных производителей должны быть не хуже. Компания Zelax в одиночку с китайским правительством потягаться точно не сможет.

В Китае в этом плане политика весьма эффективная. Судя по тому, как быстро они развивают телекоммуникационный сектор, это серьезная политика, долгосрочная. И китайские производители чувствуют себя достаточно уверенно с точки зрения всесторонней государственной поддержки. Даже если мы чувствуем себя слабее чисто психологически, это уже фактор, который работает против нас. Нам явно нужна поддержка со стороны государства хотя бы в виде деклараций. Это практически ничего не стоит, кроме печатных полос и эфирного времени, но даже такая поддержка была бы очень полезна. Пока ее даже в таком виде нет, не говоря уже о хотя бы скромных налоговых льготах.

CNews: Если бы ваша компания решила выйти на китайский рынок со своим оборудованием с какими бы сложностями она бы столкнулась?

Сергей Сухман: Если говорить про китайский рынок, то играть можно было бы вместе с китайскими вендорами в партнерстве. Выходить на китайский рынок можно, и мы сейчас проводим переговоры с одним из партнеров как раз на эту тему. И у нас есть, что предложить.

России есть, что предложить Китаю и другим странам. Другое дело, что есть некий путь для того, чтобы от сегодняшнего состояния нам перейти к состоянию, когда мы продаем всему миру так, как это делают китайцы. Чтобы разогнать этот паровоз, необходимо прикладывать к нему определенные усилия на уровне государства. Это сделать можно, нужно только захотеть. Причем, даже не очень сложно.

CNews: На глобальном телекоммуникационном рынке происходит активные процессы слияний и поглощений крупных компаний-производителей или их подразделений — Alcatel- Lucent, Nokia- Siemens и пр. Существуют ли предпосылки консолидации российских компаний? Ведь если бы объединились два-три достаточно крупных российских производителя, работающие в одинаковых нишах, возник бы более мощный игрок, которому, может быть, легче было бы конкурировать на российском и на международном рынке?

Сергей Сухман: У нас были попытки организовать такое слияние. Пока, к сожалению, неудачные. Для того чтобы слияние могло произойти, все сливающиеся части должны быть достаточно прозрачными и по управлению, и по финансам, и по активам. Российские компании, включая производителей оборудования связи, как правило, такой прозрачностью не обладают.

Сейчас у нас есть желание заниматься этим вопросом, но пока это достаточно трудный процесс. Наши бизнесмены еще не всегда готовы пожертвовать независимостью, даже ради денег или ради успеха. Желание самости, скажем так, очень характерно для нашего поколения российских предпринимателей в области телекома. Но жизнь неизбежно все расставит по своим местам. Призываю всех своих коллег вовремя задуматься над этим.

CNews: Развеялось ли предубеждение заказчиков о том, что если оборудование российское — это значит, что оно не такое качественное, как у иностранных брэндов?

Сергей Сухман: С точки зрения нашей компании, что у нас всегда была прерогатива качества. И я думаю, что если бы мы себе такую задачу не ставили изначально, мы бы просто сейчас не существовали. У нас даже есть перекос в эту сторону, перфекционизм в отношении надежности, качества. Иногда мы делаем более надежные системы, чем нужно, более надежные, чем даже разумно. Насколько я могу судить, в целом оборудование российских производителей достаточно надежное. Те из поставщиков, которые живы, живы как раз благодаря тому, что потребители продолжают покупать их оборудование и верят им. А доверие достигается только путем выпуска надежного оборудования. Те же, кто выпускают ненадежное, быстро умирают.

Высокое качество российского оборудования вполне можно обеспечить теми или иными действиями, в зависимости от размерности фирмы. Но обеспечение надежности — это всегда процесс. Нам попадаются поставщики комплектующих, которые иногда привозят какие-то позиции, купленные «в мусоре». Мы от таких поставщиков решительно отказываемся.

У нас, например, существует многоуровневый контроль на всех этапах производства. Статистика отказов нашего оборудования неуклонно улучшается: отказы составляют сотые доли процента. Мы реализовали систему, которая обеспечивает качество, по оценкам наших покупателей, на более высоком уровне, чем у некоторых западных вендоров. В конце концов, у нас производство сертифицировано по международному стандарту ISO 9001, и уже давно, больше шести лет, по крайней мере. Но дело не в сертификате, а в том, что качество обеспечивается нашей ежедневной кропотливой работой.

Может быть, более высокое качество и не нужно, достаточно, чтобы оно было такое же. Но мы перестраховывались, потому что нам нужно было выиграть однозначно, у нас нет возможности проигрывать. Крупные российские вендоры ведут себя примерно так же. Рынок заставляет их производить качественное оборудование.

CNews: В каких сегментах удается успешно конкурировать с крупными зарубежными поставщиками?

Сергей Сухман: Среди таких сегментов — оконечные устройства, промежуточное оборудование, оборудование специального назначения, решения для стратегических отраслей России, где крайне важны вопросы безопасности и в результате предъявляются особые требования к разработке и производству оборудования (структуры МО, МВД, РЖД, ЕЭС и т.п.). Кроме того, наши решения востребованы при модернизации огромного парка аналоговых линий и сетей России, где важен многолетний опыт и близость к клиентам российских производителей.

CNews: Если говорить более конкретно, например, про DSL-модемы, которые вы тоже выпускаете, какие преимущества получают пользователи устройств Zelax?

Сергей Сухман: Как раз буквально перед этим интервью мы обсуждали, в том числе, вопрос увеличения на 50% выпуска DSL-модемов. Все из них, которые наше производство способно было выпустить, уже проданы вперед. Мы можем конкурировать с аналогичной продукцией зарубежного, в том числе и китайского производства. Люди выбирают наше оборудование, исходя из многих соображений. Во-первых, наши изделия, характеризуются тем, что их поставил — и забыл. Они не требуют внимания, и это комфортно для наших покупателей. Китайские модемы тоже работают, но почему-то они иногда требуют к себе внимания, а наши — нет. Во-вторых, цена — это не единственный фактор, который является решающим при выборе изделия. Есть еще и такие факторы, как, например, качество технической поддержки, которое у нас, я считаю, существенно выше, чем у известных зарубежных производителей, работающих в России.

CNews: А что означает «требует внимания»? Попадает ли под эту категорию, скажем, необходимость периодической, может быть нечастой перезагрузки модема?

Сергей Сухман: Да, это как раз означает, что модем требует внимания. Если вы помните, что он у вас стоит, значит, что-то не так. На самом деле, видимо, с нами более комфортно взаимодействовать, так как последствия покупки нашей продукции не вызывают у наших заказчиков никаких негативных эмоций. Это и технические факторы, и вопросы надежности, и коммуникативные — все вместе. С нами комфортно, причем, комфортно настолько, что к нам приходят еще. Мы обеспечиваем высокий уровень комфорта для любого потребителя, будь то оператор связи, домовая сеть или госструктура.

CNews: Существует такая стратегия продвижения модемов, когда оператор покупает партию этих устройств и при подключении новых потребителей как бы ненавязчиво предлагает использовать именно эту продукцию. Вы используете эту стратегию, предлагаете ее операторам?

Сергей Сухман: Такой политики, которая целенаправленно стимулировала операторов действовать именно так, у нас скорее нет. Хотя фактор комфорта для оператора является значимым, потому что этот фактор для него — это реальные деньги. Если компания установила наше оборудование клиенту, и после этого клиент не звонит ему, скажем, раз в два дня, или, тем более, не требует выезда обслуживающей бригады, то это оборудование обходится оператору просто дешевле, и это тоже комфорт. Но мы никогда не создавали каких-то стимулирующих программ, которые бы делали особо выгодным действовать таким образом. Может быть, мы эти возможности еще просто активно не использовали, но это вопрос маркетинга и стратегии. Нам есть, что совершенствовать.

CNews: Можно ли утверждать, что в сегменте оборудования специального назначения Zelax как российский производитель имеет неоспоримые преимущества в части выполнения специфических требований заказчика, которым в принципе не могут удовлетворить иностранные поставщики?

Сергей Сухман: В этом сегменте есть ограничение — производитель должен быть российский. Несмотря на то, что существуют различные способы обхода таких ограничений, этот фактор является для нас значимым. Существует специальное оборудование, которое западные производители не будут производить просто потому, что его рынок ограничен только Россией. Также немаловажен для спецпотребителей и фактор близости к поставщику, который может быстро и адекватно выполнить заказ. Например, однажды у одной из силовых структур возникла острая потребность в определенном оборудовании, и мы ее быстро и эффективно удовлетворили. В результате они в короткие сроки полностью решили поставленные задачи и теперь продолжают использовать наше оборудование.

CNews: С чем связано решение создать новый брэнд Speedway?

Сергей Сухман: Новый бренд — это наше осознанное решение объединить целый класс устройств, имеющих единую архитектуру, принципы управления и т.д. под один брэнд с целью успешного продвижения наших лучших решений. Это принципиально новая линейка оборудования, в которой есть набор ключевых идей. Идея, может быть, каждая сама по себе и не новая, а вот комбинация этих идей, с нашей точки зрения, достаточно оригинальная. Во-первых, мы соединили в одной платформе разные технологии, разные миры. Мир TDM — мир мультиплексоров, и мир пакетной технологии — мир IP.

Можно сказать, что это решение гибридное. При этом оно весьма гибкое за счет того, что Speedway — это замечательный конструктор: есть наборы модулей, программ, позволяющих на базе одного конструктивного блока создать широкий класс устройств.

При этом сам функционал устройств — это тоже конструктор. Часть возможностей такого конструктора не доступна потребителям напрямую, но они могут нам заказать требуемые функции, и мы быстро сможем их реализовать: поставить дополнительные модули, изменить программное обеспечение.

В качества примера могу привести «школьную программу» — проект по интернетизации российских школ. Того продукта, который требовался, к моменту запроса у нас не было даже в виде идеи. Но мы за два месяца, используя уникальные возможности платформы Speedway, такой продукт реализовали, и сейчас его поставляем для операторов, которые обслуживают образовательные учреждений России.

CNews: То есть можно говорить о том, что платформа Speedway создана по типу персонального компьютера, который тоже собирают как конструктор?

Сергей Сухман: Да, идеология именно такая. Причем, этот конструктор «долгоиграющий». Допустим, у заказчика, у которого установлено наше оборудование, появилась новая задача, а старая, например, вообще исчезла. Он может, не демонтируя оборудования, переставить модули, переконфигурировать систему и получить совершенно новое изделие. Например, у заказчика был мультиплексор, а он из этой же самой «коробки» делает маршрутизатор.

Заказчики в итоге сохраняют свои инвестиции, потому что можно не выбрасывать, как было раньше, старое оборудование, а использовать его максимально полно и долго, добавляя или убирая соответствующие модули и софт. Кстати, мы запланировали запустить партнерскую программу, которая позволила бы потребителям возвращать ненужные модули нам, может быть даже в обмен на новые, ведь это выгодно всем.

Экономия может быть не только на самом оборудовании как таковом. В частности, у всех изделий, которые могут быть реализованы на базе этой платформы, имеется единый интерфейс пользователя. И персонал обучается один раз. Конкретный пример — «школьная программа». Один из вариантов ее реализации подразумевает подключение оборудования к старым линиям, к системам ИКМ-15. В принципе, с точки зрения стратегии что-либо подключать к этим устаревшим системам нет никакого смысла, через год другой их все равно будут деинсталлировать. Одним из факторов, почему выбрали именно платформу Speedway для использования в этом проекте, является то, что, заменив впоследствии модули ИКМ-15 на модули DSL, клиенты свои задачи решат в любом случае. При этом персонал не придется переучивать, не придется разбираться в новом оборудовании, взаимодействовать с новыми производителями и  т.д. В данном случае преимущества решений на базе платформы Speedway очевидны.

CNews: Платформа Speedway поддерживает довольно много сетевых протоколов. Можно ли говорить о том, что это универсальное решение?

Сергей Сухман: Гибкость этого решения конечна, потому что это реальная «железка» или реальная система «железок». Но она обладает эластичностью, в пределах которой ее можно «растягивать» в разные стороны. Конечно, есть круг задач, для решения которых Speedway использовать нецелесообразно. Хотя, например, существует такой вариант — из транспортного мультиплексора сделать устройство доступа для абонентов. Вообще целевые потребители Speedway — это операторы связи, крупные ведомственные и корпоративные сети, средний и малый бизнес, так как оборудование на базе этой платформы позволяет создавать практически любые решения для сетей передачи данных как с распространенными, так и специальными линейными интерфейсами, например, Е1, Ethernet, V.35, SHDSL, ИКМ-15, линейный оптический интерфейс.

CNews: Вы можете привести пример аналогичного решения от мирового производителя, в котором заложена похожая идея конструктора?

Сергей Сухман: Честно говоря, я не знаю аналогов. С похожей идеей сейчас выступает компания «Искрател» со своей платформой MSAN. Но это решение ориентировано исключительно на операторский класс, оно практически не масштабируется вниз. В этом смысле мы вряд ли вступим с ними в конкуренцию в ближайшее время.

CNews: Насколько оборудование Speedway адаптировано к российским реалиям, где в сельской местности, например, доминируют аналоговые системы?

Сергей Сухман: Именно аналоговые системы мы не интегрировали внутри этого решения, но у нас есть отдельный продукт, который предназначен для решения задачи транспорта цифровых потоков по аналоговым системам. Это специальный продукт, который позволяет организовать только транспорт.

Сейчас платформа Speedway больше ориентирована в сторону устройств доступа, оборудования для организации транспортных сетей нижнего уровня, а модемы для аналоговых систем — это исключительно транспортное решение. Теоретически можно было бы приспособить Speedway для решения подобных задач, но пока мы не видим экономической целесообразности для более глубокой интеграции, потому что это очень уж специфичное решение. Мы считаем, что Speedway «проживет» теоретически дольше, чем продукты для аналоговых систем. Может быть это и утопия, и мы выдаем желаемое за действительное. Посмотрим, как будет развиваться ситуация.

CNews: В каких крупных проектах была использована продукция Zelax, в частности платформа Speedway? Каковы перспективы использования новой системы в дальнейшем?

Сергей Сухман: Speedway широко используется в нацпроекте по подключению школ к интернету. Насколько я помню, половина всех наших поставок для этого проекта — это оборудование платформы Speedway. Есть, например, крупные проекты с РЖД. Вообще говоря, это такое оборудование, которое может использоваться практически везде. Оно универсально настолько, что трудно даже представить, где оно использоваться не может. Хотя, наверное, в транспортных системах верхнего уровня, платформа Speedway для этих целей пока не оптимизирована.

Кстати, у нас сейчас половина каталога продукции 2007 года — это оборудование на базе платформы Speedway. Решая задачу повышения своей собственной эффективности, мы серьезно унифицировали многие свои продукты. И мы сейчас все оборудование, которое только можно, переводим на новую платформу, под новый брэнд Speedway. Другими словами, какие-то уникальные, специфические решения уходят, вместо этого решения реализуются на платформе Speedway — это эффективно и экономически, и со всех других точек зрения.

CNews: Продвигать решения под единой торговой маркой тоже, наверное, легче?

Сергей Сухман: Да, и этот фактор тоже имеет место. Хотя мы исходили, в основном, с позиций унификации, стандартизации, модульности, гибкости, единого интерфейса, единой техподдержки, единого управления.

CNews: Каковы перспективы использования Speedway в других нацпроектах, например, в развитии телемедицины или в части обеспечения интернетом каждого населенного пункта?

Сергей Сухман: Однозначно — да, ее использование перспективно. Но если у нас сегодня проект по подключению школ уже реально реализуется, то другие национальные проекты пока еще «не дозрели» до той стадии, когда можно под них поставлять оборудование.

Что касается подведения интернета в каждый населенный пункт к 2015 году, то для нас в нем также есть место. Реализация данного проекта была бы логичным шагом со стороны государства, он бы стимулировал дальнейшее развитие страны, например, как школьный проект стимулировал потребление трафика.

Телемедицина — это, конечно, вещь замечательная, но ее преимущества нужно еще обывателю доказать. Медицина — весьма консервативная среда, это заложено в саму ее идеологию. Основной принцип врачей — не навреди, и они не склонны экспериментировать. Я думаю, что скорее нужно сознание самих врачей готовить к тому, чтобы проект заработал эффективно. И врачей, и пациентов. Школьный проект «рванул» так резко, в частности, потому, что дети очень быстро подхватывают что-то новое, они очень гибкие, легко адаптируются. На самом деле, школьный проект — это пока не осознаваемый серьезный прорыв для России. Эффект от его внедрения придет не так быстро, но его последствия будут весьма значимыми.

Я думаю, что у национальных проектов будут далеко идущие последствия. Приход интернета к реальным людям — это некое расширение внутренних границ человека. Вообще интернет сам по себе — очень интересный фактор развития. Если мы хотим, чтобы наша страна изменилась быстрее в лучшую сторону, то это один из эффективных способов. Скорее именно эти проекты по обеспечению интернетом, мне кажется, будут стимулировать прогресс.

Мы внимательно следим за происходящим, работаем со всеми крупными операторами, со «Связьинвестом» и с другими компаниями. Кстати, они тоже начинают нас продвигать, потому что выяснилось, что какое-то оборудование не работает, а наше работает.

CNews: Как организована работы службы технической поддержки Zelax, в чем ее «изюминка»? Насколько оперативно решаются вопросы взаимодействия с заказчиками?

Сергей Сухман: На сегодняшний день служба технической поддержки Zelax — одна из лучших в отрасли. Ежедневно с 9 до 18 часов в режиме реального времени специалисты техподдержки отвечают на все вопросы, а при необходимости привлекают непосредственно разработчиков для проведения углубленных консультаций заказчиков. В скором времени будет организована on-line поддержка наших клиентов, технический форум, в котором клиенты получат ответы на актуальные вопросы по всем решениям Zelax.

Принципиальной особенностью техподдержки Zelax является ее готовность не только отвечать на вопросы заказчиков по поводу собственной продукции, но и непосредственно помогать заказчикам добиваться успешного решения возникающих задач. При решении наиболее сложных вопросов инженеры техподдержки готовы выехать к заказчику.

На самом деле, техподдержку реализуют люди и «изюминка» заключается в тех людях, которые ее обеспечивают. Руководитель этого отдела относится к работе неформально, неравнодушно, я бы сказал трепетно. И людей он подбирает в свой отдел таких же, целеустремленных, комфортных для клиента. Хотя, может быть, где-то формализация даже была бы и полезна, так как их работа выходит за рамки стандартной техподдержки, приближаясь к уровню разносторонних консультаций, за которые другие фирмы берут дополнительные деньги.

Вообще, Зеленоград — это определенный фильтр, и людей, которые здесь живут, отличает высокий интеллектуальный и образовательный уровень. Здесь сформировалась определенная культурная среда, специфичная именно для Зеленограда, которая в целом для Москвы не характерна и плотно упакована в достаточно маленьком пространстве. Зеленоградские специалисты явно отличаются от, скажем, московских, питерских. Кроме того, среди них достаточно много тех самых перфекционистов, из которых наша техподдержка в основном и состоит. В результате получается, что люди в итоге решают технические проблемы клиентов не только непосредственно относящиеся к нашему оборудованию. На самом деле это дополнительная нагрузка — люди решают задачи, которые клиенты им не оплачивают. Это с одной стороны — достоинство, с другой стороны… есть такой фактор — к клиентам у нас относятся заботливо.

CNews: Каковы планы развития компании и линейки оборудования на ближайшую перспективу?

Сергей Сухман: Сейчас с точки зрения организационного развития в компании много чего перестраивается, потому что мы очень интенсивно ускоряемся. В этом году мы, например, запланировали стопроцентный рост компании, и мы этот план выполняем. Мы существенно повышаем активность работы с крупными операторами — «Связьинвестом», «Транстелекомом» и другими из первой «десятки» крупнейших. Также мы очень плотно работаем с силовыми структурами, и сейчас наша система перестраивается под эту активную работу.

В настоящее время перед нами стоит задача первого плана — перестроить фирму, сделать ее более эффективной, более современной, способной выдавать более сложные решения, строить более сложный бизнес. Система, которая станет адекватной изменившимся потребностям окружающего мира. Если говорить в конкретной, измеримой форме — это, в первую очередь, серьезное увеличение числа крупных потребителей, увеличение оборота с крупными операторами.

CNews: Планирует ли компания выпуск решений класса 10 Гбит Ethernet?

Сергей Сухман: Сейчас мы внимательно анализируем ситуацию. Пока мы готовим только гигабитные продукты. На данный момент 10-и гигабитный продукт — это все-таки очень узкий сегмент, он еще не является для российского рынка значимым. Хотя я думаю, что через год-два такие решения будут уже актуальны.

Но в данном случае существуют и проблемы, лежащие в плоскости психологии. Крупные операторы еще не всегда готовы работать с российскими вендорами. Это именно психологические факторы, не связанные с тем, что мы не сможем им предоставить такое оборудование, какое им нужно. Пока они не готовы, и в этом направлении нам нужно поработать.

CNews: Меняется ли ситуация с психологией крупных заказчиков в лучшую для вас сторону?

Сергей Сухман: Меняется пока очень медленно. Мозги многих людей представляют собой инерционную систему, которую не так просто раскачать. И проблема, повторюсь, лежит в области психологии. Психологический аспект давит не потому, что западное оборудование лучше. А потому что в головах людей сформировалось мнение, что оно работает лучше. Хотя на самом деле работать может даже хуже. Это фактор преимущества сильных западных брэндов. Нужно поворачивать общественное сознание. Я думаю, что всем нам было бы лучше жить, если бы в российских сетях использовалось российское оборудование.

То, что происходит с отечественными производителями телекоммуникационного оборудования, меня лично радует. Появляются новые компании, новые идеи. Развитие видно невооруженным глазом. Мне бы хотелось ускорить это развитие на максимально крутой тренд. Это то, над чем интересно работать. Это касается и того, что у нас внутри компании, и того, что вокруг нас. Мы сможем интенсивно расти только в том случае, если будет расти все вокруг. Мы не сможем развиться на ровном месте, нам обязательно нужна стремящаяся вверх среда.

CNews: Спасибо.

* Национальный проект, в рамках которого все российские школы до конца 2007 года должны быть подключены к интернету

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS