[an error occurred while processing this directive]
Обзор "Телеком в России 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Тарио

Мобильник-2006: средство связи и не только

Основные тенденции 2006 года — рост функциональности сотовых телефонов и более четкое их позиционирование — вероятно, сохранятся и в ближайшее время. С вводом в эксплуатацию сотовых сетей следующих поколений в России станут востребованы те функции смартфонов, которые сегодня никак не используются. 

Основной тенденцией на мировом рынке мобильников становится более четкое позиционирование моделей. Можно выделить несколько потребительских групп, на которые ориентируется та или иная линейка устройств. Это меломаны, любители фото, бизнес-пользователи, молодежная аудитория, обычные пользователи и пр.

Другая важная тенденция — рост функциональности, появление новых функций и коммуникационных возможностей телефонов. В частности, это встроенный модуль Wi-Fi, поддержка 3G и HSDPA, возможность приема телевизионного сигнала, встроенная фото- и видеокамера и пр. В 2006 году в России, по оценке J'son & Partner, продажи смартфонов  выросли на 80% и достигли 1,2 млн штук (4% всех проданных телефонов в России). Таким образом «умных» телефонов было продано примерно столько же, сколько домашних компьютеров. В 2007 году рост популярности смартфонов продолжится: по прогнозам аналитиков число проданных устройств может превысить 2 млн.

Коммуникационные возможности

Несмотря на обилие всевозможных функций, не связанных напрямую с телекоммуникациями, сотовый телефон остается, прежде всего, средством связи. В последние годы к традиционному «голосу» и SMS/MMS добавились функции веб-браузинга и электронной почты, чата и пр. Кроме того, расширились и каналы доставки сетевых услуг потребителю — к традиционным технологиям GPRS/EDGE добавилась поддержка Wi-Fi и 3G (W-CDMA/UMTS).

Действительно, по мере роста числа хот-спотов в России поддержка Wi-Fi в мобильниках становится все более актуальной. Правда, реальные возможности голосовых вызовов из WLAN-сетей доступны скорее теоретически — слишком много преград стоит пока на пути альтернативной связи, начиная от отсутствия соответствующего предустановленного ПО на телефоне (сотовые операторы лоббируют таким образом свои интересы) и заканчивая разнообразными техническими проблемами. Поэтому недорогая альтернатива сотовой связи из сетей Wi-Fi доступна лишь немногим корпоративным пользователям, которые получают готовые решения на свои телефоны, либо продвинутым пользователям, которые прорвались сквозь тернии технических сложностей. Так что большинству обладателей трубок с Wi-Fi остается пока довольствоваться высокоскоростным интернетом и электронной почтой, что вообще-то уже неплохо. Но в любом случае число моделей с Wi-Fi продолжает стремительно расти.

По числу новинок 2006 года со встроенным модулем Wi-Fi лидировала Nokia. Данную функциональность поддерживают модели N и E серий: N80, N92, N93, E60, Е61, E65, E70, а также модель 9300i. Среди других производителей, анонсировавших трубки с поддержкой WLAN, — Sony Ericsson (P990), Samsung (i600), BenQ (P50), i-mate (JAMin) и др.

Сотовые телефоны с поддержкой Wi-Fi и 3G: модели 2006 г.

Модель

Средняя цена, долл. *

Sony Ericsson P990i

600

Samsung Ultra Messaging i600

600

Nokia N80

500

Nokia N92

1 000

Nokia N93

800

Nokia E60

400

Nokia E61

400

Nokia E65

600

Nokia E70

500

* — По состоянию на май 2007 г в Москве

Источник: Cnews Analytics, 2007

Кроме услуг Wi-Fi, которые доступны пользователям соответствующих моделей сотовых телефонов уже сегодня, перспективны модели с поддержкой европейского стандарта 3G -   W-CDMA (UMTS). Итоги конкурса на получение лицензий на сотовую связь третьего поколения в России подведены, и очевидно, что недалек тот день, когда они, наконец, заработают на территории страны. По данным MForum Analytics российские абоненты уже успели скупить более 1,6 млн с поддержкой UMTS. При этом доля Nokia в объеме сотовых телефонов с поддержкой 3G на российском рынке по итогам 2006 года составила 74%, доля Sony Ericsson — 21%, на долю остальных производителей приходится всего 5%.

К одному из наиболее доступных аппаратов 2006 года, который поддерживает и 3G и Wi-Fi, относится модель Nokia E61 (около $400). Телефон обладает минимумом развлекательных функций и спроектирован в расчете на активную работу с офисными приложениями, интернетом и электронной почтой. Nokia E61 снабжен достаточно удобной QWERTY-клавиатурой.

Nokia E61: один из самых доступных смартфонов 2006 года с поддержкой 3G, Wi-Fi и QWERTY клавиатурой

Коммуникатор Sony Ericsson P990i также поддерживает Wi-Fi и 3G, однако при достаточно высокой цене ($600-800) у модели определенно есть много сильных конкурентов среди телефонов с поддержкой 3G. Тем не менее, этот аппарат, как считают эксперты, был самым ожидаемым смартфоном 2006 года.

Sony Ericsson P990i: один из самых ожидаемых смартфонов 2006 года

Также оснащенный QWERTY-клавиатурой, имеющий функциональность 3G и Wi-Fi  cмартфон Samsung Ultra Messaging i600 поддерживает и стандарт HSDPA. Модель была анонсирована в конце 2006 года, и имеет в 2007 году все шансы на успех. Несмотря на то, что сети 3/3,5G (UMTS/HSDPA) в России еще не работают, широкие коммуникационные возможности новинки пригодятся в будущем.

Samsung Ultra Messaging i600: поддержка UMTS/HSDPA не помешает в будущем

Музофоны вытесняют плееры

По-видимому, дни MP3-плееров сочтены. Действительно, зачем платить за отдельное устройство и носить с собой лишний девайс, когда он уже встроен в телефон?

По состоянию на конец 2006 года в российских салонах сотовой связи продавалось более 150 моделей сотовых телефонов, поддерживающих MP3. Однако специализированных музофонов для меломанов не так много. Это, прежде всего, серии Walkman у Sony Ericsson, ROKR — у Motorola, Q-Fi — у BenQ-Siemens и отдельные модели у Nokia и Samsung.

По данным "Мобильного Форума" по состоянию на осень 2006 года самым доступным (и скромным в функциональном плане) музофоном оказался BenQ-Siemens E61. Самый продвинутый — Nokia N91 (к концу года емкость памяти была расширена до 8 Гб), и он же — самый дорогой. Основные плюсы модели N91, по данным экспертов CNews.ZOOM, — высокое качество звука и отличная реализация Bluetooth 2.0 профиля AD2P. Основные минусы: медленный жесткий диск и малое время работы без подзарядки. Оптимальной по соотношению цена/качество признана модель SonyEricsson W810i, анонсированная производителем в начале 2006 года. Основное преимущество телефона: высокое качество звука.

Nokia N91: отличное качество звука, в остальном требуются доработки

SonyEricsson W810i: оптимальное соотношение цена/качество

Основные плюсы одного из самых ожидаемых музофонов 2006 года SonyEricsson W950i: интересный дизайн, высочайшее качество звука, удобное управление цифровой музыкальной коллекцией. Вместе с тем эта модель имеет и ряд недостатков: не очень удобная клавиатура, отсутствие возможности расширения памяти, отсутствие разъема Jack 3,5, а также проблемы с пониманием русских тэгов.

SonyEricsson W950i: интересный музофон, требующий некоторых доработок

Samsung, со своей стороны, увлекся выпуском моделей с жестким диском, емкость которого постоянно росла. В начале года корейский производитель <a href=http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2006/01/17/194472>представил</a> новую модель i300, снабженную винчестером емкостью 4 Гб. А уже в марте на CeBIT Samsung продемонстровал музыкальный смартфон SGH-i310 со встроенным 8-гигабайтным жестким диском.

Samsung SGH-i310: жесткий диск на 8 Гб — кто больше?

Камерофоны набирают мегапиксели

Серия K стала для японо-шведского дуэта Sony Ericsson настоящей золотой жилой. B  2006 году производитель старался закрепить этот успех. Модель K800i, по словам экспертов, является одним из лучших мобильников 2006 года. Основные плюсы телефона — отличный экран, «богатая» полифония, лучшая встроенная камера среди мобильников, широкие функциональные возможности — с лихвой компенсируют небольшой недостаток. А именно: шторка, защищающая объектив, не вызвала доверия у экспертов.

Sony Ericsson K800i: эксперты рекомендуют

Компаний LG представила на российском рынке тонкий (18мм) 5-ти мегапиксельный телефон KG920, оснащенный камерой со вспышкой, которая позволяет снимать на расстоянии 1,5 м, и автофокусом. Встроенная видеокамера позволяет записывать видео со скоростью 30 кадров в секунду.

LG KG920: 5 мегапикселей и видео 30 кадров в секунду

По количеству содержащихся в камерофонах мегапикселей лидирует Samsung. На CeBIT-2006 компания продемонстрировала 10-мегапиксельный камерофон SCH-B600. Цифровая камера имеет 3-кратный оптический и 5-кратный цифровой зум, фотовспышку, устройство автоматического пуска, а также функцию автофокуса. Продажи модели в Корее начались осенью 2006 года, однако на российском рынке она, к сожалению, так и не появилась.

В целом в мире в 2006 году, согласно Strategy Analytics, рост объемов мировых продаж камерофонов замедлился, составив 21%. По прогнозам аналитиков этот сектор, вероятно, продолжит замедляться, и производителям придется искать эффективные способы удовлетворения спроса. С одной стороны, им нужно ориентироваться на 3G телефоны с относительно низкой ценой, оснащенные 2-х мегапиксельными камерами и набором дополнительных функций (например, автозум) на развитых рынках, с другой стороны — на телефоны с VGA-камерами на развивающихся рынках.

Новые возможности

Одной из перспективных ниш для производителей мобильников является возможность создания и продвижения моделей, которые поддерживают услуги мобильного телевидения. Однако, как считают аналитики Strategy Analytics, фрагментирование стандартов мобильного ТВ продолжит сдерживать рост этого рынка в ближайшие два-три года. Действительно, в настоящее время в различных странах продвигаются самые разные технологии — ISDB-T в Японии, DMB в Корее, MediaFLO в США, MBMS — в других регионах и пр.

Производителям музофонов придется найти способ предложить рынку модели средней ценовой категории без ущерба для юзабилити устройств. Sony Ericsson уже продвинулся по этому пути со своим брендом Walkman, однако Samsung и Panasonic, имеющим свои бренды на рынке музыки, придется догонять конкурента, чтобы увеличить объем продаж своих моделей, считают в Strategy Analytics.

По мнению аналитиков, производителям мобильников следует четче позиционировать свои модели. Например, выделять телефоны с возможностью проигрывания потокового видео в отдельную категорию, чтобы продвигать технологии Web 2.0. В долгосрочной перспективе, как считают в Strategy Analytics, потоковое видео может стать основным рычагом для создания массового рынка смартфонов 3G.

Аналитики также считают, что возможность приема FM-радио останется важной функций как для 2G, так и для 3G телефонов. По их прогнозам к 2010 году новое поколение FM-радиостанций на развивающихся рынках послужит катализатором внедрения радиоприемников в половину продаваемых ежегодно мобильных телефонов.

На российском рынке росту продаж смартфонов будет способствовать развертывание сетей 3G, появление услуг мобильного ТВ, рост числа хот-спотов. Пока же, в основном, пользователи покупают «умные» телефоны, скорее, из соображений престижа, нежели по причине реальной востребованности многочисленных функций.  

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS