Syrus

[an error occurred while processing this directive]
 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Эрикссон

Михаил Подопрыгалов: Российские сети мобильной связи сегодня находятся на острие технологического прогресса

Михаил ПодопрыгаловНа вопросы CNews.ru ответил Михаил Подопрыгалов, начальник отдела маркетинга и развития бизнеса компании Эрикссон Восточная Европа и Центральная Азия.

CNews.ru: Какие тенденции преобладают сегодня на зрелых рынках сотовой связи в мире?

Михаил Подопрыгалов: Основные тенденции на развитых европейских и американских рынках сотовой связи — это рост спроса на услуги передачи данных, и, как следствие — рост дохода от этих услуг, однако одновременно с этим происходят фундаментальные изменения в концепции предложения голосовых услуг. Эти изменения заключаются в том, что все больше операторов в Европе следуют примеру, используемому операторами США, и предлагают пакеты «мега-гoлоса». Такие пакеты подразумевают предоставление большого объема голосового трафика за определенную стоимость и полного набора дополнительных услуг. Данные предложения «мега-гoлоса» позволяют операторам увеличить время использования услуг голосовой связи, трафик в сети и, как следствие, средний доход на одного абонента. Эта практика может считаться устоявшейся на рынке США, в то время как в Европе данный подход используют операторы сетей 3-го поколения, в частности — Hutchison. В других регионах мира прослеживается четкая тенденция к росту трафика в сетях мобильной связи, что может говорить о росте потребления услуг мобильной связи, как голосовых, так и дополнительных.

 
CNews.ru: В настоящее время в России продолжается бум сотовой связи — динамика численности абонентов продолжает радовать операторов и производителей оборудования. Насколько долго, по вашим оценкам, будет продолжаться такой «клондайк»? Что, по вашим прогнозам, последует за тем, как спрос на услуги обычной голосовой связи рано или поздно будет насыщен?

Михаил Подопрыгалов: Российскому рынку телекоммуникаций удалось избежать «проблемы 2000 года», которая по мнению ряда аналитиков, заключалась в неоправданно больших вложениях в лицензии 3-го поколения и завышенных ожиданиях от «новой экономики». Результатом этой проблемы явилось затруднительное финансовой положение большинства европейских операторов и последовавший крах dot.com'ов. Вследствие этого на протяжении последних 3 лет можно было отчетливо видеть, что индустрия телекоммуникаций в Европе является «недоинвестированной». В то же время рынок телекоммуникационных услуг и, в частности, услуг мобильной связи, демонстрировал планомерный рост на протяжении всего вышеозначенного промежутка времени. Сейчас мы являемся свидетелями уверенного выхода мировой индустрии телекоммуникаций из, вероятно, самого серьезного кризиса за всю историю ее существования. Возвращаясь к России, следует признать тот факт, что этот кризис не затронул российский рынок и, как следствие, позволил национальному рынку телекоммуникаций стабильно развиваться в рамках улучшающегося инвестиционного климата и наличия платежеспособного спроса на услуги связи. Есть все основания надеяться, что при сохранении существующей динамики роста ВВП в стране, а также благоприятной правовой базы отрасли и инвестиционного климата, существующие темпы развития отрасли связи в России будут преобладать и в обозримом будущем.

CNews.ru: Есть ли изменения в структуре спроса за последнее время, появляются ли какие-либо предпочтения абонентов по типам услуг и моделей телефонов, либо большинству россиян все-таки нужна просто недорогая голосовая мобильная связь, а инновационные технологии, такие как EDGE и 3G — это удел избранного меньшинства?

Михаил Подопрыгалов: В России наблюдается устойчивая тенденция к росту потребления услуг связи, в том числе — услуг мобильной связи. Мы можем видеть, в том числе, значительный рост потребления неголосовых услуг, предоставляемых с использованием технологий GPRS, MMS и др. Этот рост присутствует в подавляющем большинстве сегментов абонентской базы, что может свидетельствовать о массовости спроса на данные услуги, чему, среди прочего, способствует гибкая тарифная политика операторских компаний. Кроме того, рост популярности услуг на базе GPRS и MMS во многом «подстегивается» активным поступлением на российский рынок привлекательных моделей телефонов с фотокамерами и широкой функциональностью. Тенденция роста спроса на новые услуги позволяет нам с уверенностью утверждать, что Россия является неотъемлемой частью мирового инфокоммуникационного пространства, и как следствие — тенденции развития российского рынка услуг совпадают с тенденциями, преобладающими на рынках Европы.

CNews.ru: Как можно оценить состояние технологической базы для удовлетворения существующего и потенциального спроса на мобильную связь в России? Опережают ли технологии мобильной связи этот спрос или, наоборот, спрос еще не дозрел до существующего состояния технологий?

Михаил Подопрыгалов: Сегодня на телекоммуникационном рынке невозможно выделить какую-то технологию, которая могла бы полностью удовлетворить существующий спрос на услуги мобильной связи. Создание подобной технологии, как универсального средства предоставления всех существующих и будущих услуг, не является целесообразным ни с экономической, ни с технической точек зрения. Поэтому правильнее говорить о наборе технологий, используемых сегодня в сетях мобильной связи. В частности, можно отметить такие технологии, как GSM, GPRS, EDGE, WCDMA, WLAN, WAP, MMS и другие. Особенностью всех перечисленных технологий является то, что все они взаимодополняют друг друга, и каждая из них при этом оптимизирована с точки зрения услуг, предоставляемых данной технологией. Развертывание какой либо из этих технологий в том или ином объеме в сети мобильной связи позволяет операторам четко следовать за спросом на те или иные услуги, и в ряде случаев формировать этот спрос.

Как уже говорилось, с технологической точки зрения, разницы между сетями мобильной связи российских операторов и, к примеру, европейских операторов, сегодня не существует. Российские сети мобильной связи сегодня находятся на острие технологического прогресса, и этот уровень достигнут в ходе постоянного внедрения новых перспективных технологий операторами связи. С точки зрения портфеля услуг, российскому абоненту доступны те же услуги, что и абонентам большинства европейских операторов мобильной связи. Однако, прогресс не стоит на месте, и, с учетом планов российских операторов по внедрению новых технологий, можно с уверенностью говорить о том, что в ближайшее время абонентам будет предложено большое количество новых и привлекательных услуг связи.

CNews.ru: Внедрение технологии GPRS, а затем и EDGE часто рассматривается как один из ключевых рубежей эволюции современных сетей GSM к системам 3G. Однако существуют и другие пути к «светлому 3G-будущему», например группа разработки стандарта CDMA сообщила недавно об успехах CDMA2000 по всему миру: 60 миллионов абонентов в 70 сетях. В чем, на ваш взгляд, преимущества и недостатки той и другой ветви эволюции к системам нового поколения?

Михаил Подопрыгалов: С точки зрения компании Эрикссон как одного из лидеров в области технологий мобильной связи, существенных различий между эволюционными путями GSM/GPRS/EDGE/WCDMA и CDMA-one/cdma2000 не существует. С точки зрения абонентской базы, находящейся в русле того или иного технологического пути следует отметить, что 80% мировой абонентской базы находятся в рамках пути GSM, GPRS, EDGE, WCDMA, что составляет порядка 0,9–1 млрд. абонентов. Операторы выбирают тот или иной путь развития на основании выводов о возможности применения той или иной технологии к доступному частотному спектру и действующим нормативно-техническим регулированиям в определенном регионе мира. Еще раз отмечу, что нет плохих или хороших технологий, ведущих к третьему поколению связи. Об этом можно говорить хотя бы на основании того, что компания Эрикссон планирует использовать единую аппаратную платформу для построения радио сети как в WCDMA, таки в cdma2000. Мы оставляем за операторами право выбора той или иной технологии, при этом предоставляя им весь необходимый спектр продуктов, решений и услуг как в области WCDMA, так и в области cdma2000.

Наши заказчики полагаются на нас и наши возможности по предоставлению законченных и эффективных решений, обеспечивающих успешное и поступательное развитие их бизнеса. На сегодняшний день 40% оборудования для сетей мобильной связи в мире поставлено компанией Эрикссон. И конечно, еще одним преимуществом компании Эрикссон является ее технологическое лидерство. Наша компания знаменита своими давними традициями инноваций, разработкой принципиально новых подходов и концепций в области развития телекоммуникаций. Когда-то мы возглавили переход от аналоговой к цифровой мобильной телефонии, а сейчас направляем процесс миграции к мобильной связи третьего поколения (3G). Эти достижения базируются на постоянной и интенсивной научно-исследовательской работе. Эрикссон продолжает «задавать» направления развития новых технологий, активно работая в международных форумах по созданию глобальных открытых стандартов, платформ и приложений.

CNews.ru: Каковы варианты развития сети мобильной связи с использованием технологии EDGE? Не повторит ли она печально известную судьбу WAP?

Михаил Подопрыгалов: Хотелось бы сразу внести ясность: WAP — это протокол беспроводных приложений, и, как технологический протокол, он, безусловно, продолжит применяться в сетях мобильной связи. При этом WAP, как протокол, пользователям абсолютно не может и не должен быть интересен. Интерес пользователей направлен на услуги, которые могут быть реализованы с использованием WAP, как инструмента для предоставления этих услуг. С этой точки зрения EDGE тоже является инструментом для реализации и предоставления услуг мобильной связи, и вопрос о востребованности той или иной технологии целиком зависит от стратегии оператора при предоставлении неголосовых услуг. Вопрос заключается в том, какой инструментарий будет использован оператором при создании и предоставлении тех или иных услуг. Сегодня можно с радостью констатировать, что фокус операторов и абонентов переносится с технологии на услуги как таковые, независимо от того, на какой технологической базе они реализованы.

Сегодня операторы подошли вплотную к необходимости внедрения технологии EDGE для увеличения емкости свои сетей и скорости передачи данных в них. Такую потребность вызывает возрастающий спрос на услуги мобильной связи, основанные на передаче данных. К примеру, EDGE может позволить увеличить скорость передачи данных в 3 раза по сравнению с возможностями GPRS. В связи с этим можно говорить о том, что технология EDGE востребована и, безусловно, займет свое место в плеяде технологий мобильной связи. Компания Эрикссон уже сегодня готова поставлять оборудование EDGE на российский рынок.

CNews.ru: Не могли бы вы поделиться планами по развитию брэнда SonyEricsson в России и мире?

Михаил Подопрыгалов: SonyEricsson — это созданное 2 года назад совместное предприятие, в котором Эрикссон принадлежит доля в 50%, поэтому мы, конечно, полностью заинтересованы в успехе этого предприятия. В совместном предприятии объединились технические инновации Ericsson с характерным для Sony умением безошибочно создавать привлекательные для пользователей устройства.

Мы верим в успех Sony Ericsson, хотя понимаем, что новому игроку требуется приложить большие усилия, чтобы завоевать позиции на сформировавшемся рынке мобильных телефонов. В сентябре этого года компания представила на рынок новый модельный ряд, включающий аппараты Т230, Z 200, Z 600, усовершенствованный handsfree на базе технологии Bluetooth HBH-200 и другие технологические новинки, которые, мы уверены, будут пользоваться успехом у абонентов. В конце октября состоялась мировая премьера двух высокотехнологичных моделей — P900 и T630. В конце этого — начале следующего года мы будем ждать их появления на российском рынке. Производство автомобильной гарнитуры Hands-free («свободные руки») Sony-Ericsson уже налажено в России.

Производство мобильных телефонов — важная составляющая нашей позиции на рынке как поставщика полного спектра телекоммуникационных решений. Поэтому мы уделяем производству сотовых телефонов и развитию SonyEricsson серьезное внимание. Однако, вопрос о маркетинговых планах по продвижению бренда Sony Ericsson стоит задать представителям именно этой компании.

CNews.ru: Каких изменений, на ваш взгляд, следует ожидать на рынке телекоммуникационного оборудования в России в ближайшие годы?

Михаил Подопрыгалов: Россия является неотъемлемой частью мирового инфокоммуникационного пространства, и с этой точки зрения, отделить процесс развития технологии в России от общемирового не представляется возможным.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS