Обзор "Телеком в России 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Тарио

Дмитрий Бонвеч: Телекому требуется отказоустойчивая, высокотехнологичная, быстро развивающаяся техника

Дмитрий БонвечОб основных изменениях, произошедших на рынке телекоммуникаций за последний год, о характере потребностей отрасли в компьютерном оборудовании и планах компании по развитию бизнеса в телеком-секторе в интервью CNews рассказал Дмитрий Бонвеч, директор направления телеком управления корпоративных клиентов компании Kraftway.

CNews: Какие изменения произошли в российском телекоммуникационном секторе за прошедший год по вашим наблюдениям?

Дмитрий Бонвеч: Основное событие в российском телекоммуникационном секторе за прошедший год — это начало массовой консолидации активов. Это закономерный процесс,  компании проявляют интерес друг к другу, растет их капитализация, приобретаются пакеты акций, увеличивается голосующее большинство, финансовые процессы приводят к организационным изменениям. В будущем количество компаний, присутствующих на рынке, будет сокращаться, при этом они станут крупнее.

Вторая интересная тенденция — это увеличение числа сторонних игроков, которые встали перед необходимостью инвестирования свободных средств и приняли решение разместить часть активов на телекоммуникационном рынке. Это привело к созданию новых телеком-компаний с большими финансовыми возможностями. Появилось большое число магистральных операторов. Есть отрасли, которые интересны всем, где важно объединение регионов. В последнее время появилось, по крайней мере, пять межрегиональных операторов.

Третий тренд на рынке телекоммуникаций — уменьшение нормы прибыли операторов традиционной связи и увеличение доли дополнительных интегрированных услуг. Увеличивается широта и диапазон услуг, которые компании операторы предоставляют конечному потребителю: контент, Triple Play, аудио-видео по запросу. Здесь стоит выделить тенденцию к предоставлению максимально полного комплексного сервиса конечному пользователю.

Также наблюдается детальная специализация компаний, работающих на этом рынке, по определенной теме: выделяются чисто магистральные, межрегиональные операторы, контент-операторы и т.д.

CNews: Как изменилась ситуация на этом рынке для присутствующих здесь ИТ-компаний из вашей практики?

Дмитрий Бонвеч: Производителям стали предъявлять более высокие требования к адаптации техники к конечным нуждам, к большей жесткости сегментов, куда технику можно предлагать. Благодаря произошедшим изменениям вырос объем потребления техники. Причем выросло и прямое, и косвенное потребление. Техника потребляется как непосредственными игроками рынка и клиентами отрасли, так и, с учетом роста услуг, происходит увеличение потребления частными пользователями, СМБ. В данном случае телеком носит характер катализатора.

Что касается нас, в этом году в телеком сектор мы стали больше поставлять тяжелые решения. Компанию Kraftway стали больше воспринимать как игрока на рынке тяжелых инфраструктур. Пусть рубеж пройден не до конца, но мы принципиально сломали этот барьер, и дальше начинаем маленькими осторожными шажками двигаться во все стороны. Телеком — это уникальный рынок с точки потребления ИТ. Он достаточно быстро развивается, и очень быстро меняются требования к технике. Но он очень консервативен, потому что в части устойчивых приложений, критически важных бизнес-процессов высока роль техники. Поэтому в телекоме не очень быстро меняются поставщики и пул решений.

CNews: Какие главные тенденции вы отмечаете на российском рынке в телекоммуникационной отрасли по итогам 2006 г.?

Дмитрий Бонвеч: Некоторое время назад в телекоммуникационной отрасли было несколько больших игроков: «Система Телеком», группы компаний «Связьинвест», «Телекоминвест» и «Альфа Групп». Не так давно корпорация «Синтерра» приобрела 25% группы компаний «Связьинвест». Три крупнейших игрока рынка проявляют тенденцию к сближению. Если процесс слияния завершится, то образуется квази-монополист, состоящий из множества компаний и объединяющий весь телекоммуникационный рынок. Понятно, что такие процессы сопровождаются внутрикорпоративными войнами, непростыми процессами и течениями, поглощениями, слияниями, привлечениями контрагентов, привлечениями друг друга в качестве партнеров по различным консорциумам и так далее. Также наблюдается глобальная тенденция, направленная на то, чтобы поставить поставщиков, производителей в интересные для себя условия, консолидировав все потоки в единых точках финансовой ответственности.

Это процесс давно идет, и наша компания, имея мощный финансовый инструмент и производственную часть, к нему готова. Мы способны предлагать организационные и технические условия и для отдельной компании телекоммуникационного рынка, и для холдингов, работающих в этом направлении.

Произошло как укрупнение компаний телекоммуникационных, так и укрупнение ИТ-компаний. В действительности уменьшается та доля, с которой можно конкурировать. Выигрывают большие компании, имеющие не только технологическую базу, а смотрящие в будущее, платформенно-ориентированные, с хорошей инфраструктурой в части сопутствующих продуктов консалтинга, сервиса и т.д.

Возвращаясь к телеком компаниям, можно отметить, что в них консолидируется наиболее  квалифицированная часть кадров по ИТ. Но беда в том, что эти люди приходят с устойчивыми стереотипами, которые были приобретены в разных организациях. На этом фоне лидерство за технологически ориентированными, технологически подкованными и технологически сбалансированными компаниями. Компаниями, которые помимо хорошей технологической подушки имеют адекватный персонал, умеющий взаимодействовать с клиентом, доносить до него преимущества, изменения в технологиях и т.д. Чем выше уровень такого рода конкуренции и консолидации, тем большее значение приобретает возможность прямой трансляции информации. Платформа, а особенно ее софтверная часть, требует донесения некой культуры, некой идеологии до конечного клиента. Если этого не происходит, то все наши усилия пропадают. С точки зрения глобальных изменений наблюдается тренд создания качественной системы трансляции знаний. Этим должны озадачиваться как вендоры, так и их партнеры. В настоящий момент в Kraftway достаточно серьезно выстроена система взаимодействия с клиентами государственного корпоративного, СМБ и розничного секторов.

CNews: В чем вы видите специфику работы с операторами связи по сравнению с другими вертикальными рынками?

Дмитрий Бонвеч: С одной стороны, операторы связи очень быстро развиваются и очень зависят от технологий, поэтому они ждут от нас столь же быстрого понимания специфики их развития и столь же быстрой адаптации нашего продукта под их нужды. С другой стороны, этот продукт должен прогрессировать по надежности, сервису, сопровождению и, в то же время, становиться дешевле. В принципе, это обычные требования потребителя к услугам и технологиям, но в случае телекома список опций, которыми должен обладать продукт, очень конкретен. Отрасль телекоммуникаций отличается от других тем, что она наиболее конкретна в части своих требований — это отрасль специалистов, которые в состоянии сформулировать требования. При том, что существует целый ряд отраслей, где формирование требований к ИТ-системам, ИТ-структуре, к всевозможным производственным ИТ-решениям перекладывается на плечи поставщика решений.

Есть всего несколько систем, которые составляют фундамент отрасли. Это биллинг,  клиентская база, CRM-система, аналитика, связывающая биллинговые системы с CRM-системой, и, собственно, ERP-система (поддержки полного жизненного цикла предприятия). Это тот базис, на котором мы строим решения, которые предлагаем покупателям. Есть еще определенные нишевые решения. Это call-центры, это популярные сегодня службы одного окна, когда телекоммуникационные компании создают их и сдают на аутсорсинг сторонним организациям, частным лицам для решения задач в области коммунального обслуживания, обработки результатов голосования, рейтингования, по вопросам маркетинга, исследований и т.д. Есть еще варианты, когда по запросу крупных структур телекоммуникационные компании занимаются несвойственной им деятельностью, например, образовательной, но это уже исключения.

CNews: Какие существуют основные требования отрасли к технике? Как удается им удовлетворять?

Дмитрий Бонвеч: Что формирует в отрасли картину отношения к технике? Есть три ценности, и они, как не странно, взаимоисключающие. В каждый конкретный момент доминирует какая-то одна, а остальные приходится определенным образом модифицировать. Что это за ценности? Первая — это, безусловно, отказоустойчивость, надежность техники, так как отрасль крайне зависима от этого аспекта. Вторая ценность — это, то, что я упоминал, консервативность по отношению к технике. Но, если первая ценность требует развития технического парка и жесткого следования всем новым тенденциям, то консервативность подразумевает обратный процесс. Акцент ставится на том, что можно потерять в быстродействии, но нельзя потерять информацию.

Третья ценность, которая конкурентоспособна по отношению к остальным, это готовность к аналитике. Она складывается из внутренней культуры персонала, его способности к аналитике, способности людей усвоить новые концепции, обработать их и воплотить в жизнь. И как ни странно, она заставляет делать с учетом обстоятельств совершенно противоположные вещи: использовать и консервативные, и новые системы. Самое главное, чтобы системы были унифицированными. Это позволяет тратить меньше времени на обучение людей, введение человека в процесс и больше времени отдавать собственно аналитике бизнес-процесса и непосредственно бизнесу.

Третья ценность предполагает наличие у компании-производителя систем мониторинга, диагностики, инвентаризации оборудования. Потому что нехватка ИТ-специалистов неуклонно растет, а техника все шире географически распределяется. И при этом необходимо предсказывать сбои, уменьшать накладные издержки на эксплуатацию техники.

Из этих трех парадигм и выросло отношение отрасли к технике. Требуется отказоустойчивая, высокотехнологичная, быстро развивающаяся техника, клиенто-ориентированная, с хорошими системами диагностики, обслуживания. А компания, которая ее производит, должна обладать хорошей сервисной сетью и способностью транслировать знания конечному заказчику. Вот некий комплекс требований отрасли к нашей технике и к нашей компании тоже. Потому что продукт, который мы продаем, он в действительности неотъемлем от нашей компании. Это не только серверные системы, которые мы поставляем на рынок. Наш продукт — это платформы, системы менеджмента и диагностики; система сервисов, система трансляции знаний, изменений и концепций конечному заказчику.

На разные требования рынка мы отвечаем соответствующими предложениями. Для серверов начального уровня в части мониторинга и инвентаризации нами создана многоуровневая система Kraftway System Manager. Мы поставляем ее с нашим серверным парком. Эта система позволяет дистанционно диагностировать технику, состояние памяти, процессора, жестких дисков и предсказывать их сбои. Чуть выше это Kraftway Management Pack’и системы других фирм, в частности Intel System Manager или  аналогичные продукты от Microsoft. В HP OpenView мы интегрировали систему мониторинга нашей техники. Это направлено на адаптацию, кастомизацию оборудования. Например, при засилье техники одного вендора мы строим наши предложения таким образом, что они не хуже, а иногда и лучше техники оригинального производителя интегрируется в системы. Это помогает избежать расходов на смену парка оборудования.

CNews: Насколько  в общем меняется отношение потребителей в отрасли к российским производителям серверов?

Дмитрий Бонвеч: На сегодняшний момент компании неспешно учатся верить не столько российскому или нероссийскому. Наш успех не означает, что мы разрушили лед по отношению к отечественным производителям. Мы сделали это в отношении себя. Да, безусловно, в телекоме представлены в основном не российские производители. Но большинство значимых игроков рынка прекрасно понимают, что технологии могут быть доступными для всех производителей. Компания Kraftway не в одиночку создает продукты, мы используем мировой накопленный опыт. Работая с мировыми лидерами, мы интегрируем их продукты, решения и технологии в свои. Это колоссальная консолидация со всего мира.

Жесткого барьера «российский — нероссийский» не существует. У нас на этом рынке практически нет конкурентов среди отечественных производителей, потому что найдется очень мало российских фирм, доказавших заказчику серьезность своей технологической платформы и своих намерений. Наше преимущество в том, что мы видим бизнес нашего заказчика изнутри и способны, благодаря этому видению, предложить ему выигрышные решения.

CNews:  В структуре оборота компании по итогам 2006 года доминировали персональные компьютеры, на которые приходится примерно три четверти всей выручки Kraftway. Планируете ли вы смещать акценты в сторону серверных систем и профессиональных услуг или будете развивать все три направления равномерно?

Дмитрий Бонвеч: Смещение в сторону услуг, в сторону сервисов, в сторону тяжелых систем уже произошло. Безусловно, эти системы позволяют развернуться и показать всю мощь нашей компании. С учетом нашего накопленного опыта в этих сегментах существенно меньше конкуренция. Иногда у нас шутят, что выручка по ПК соизмерима с колебаниями курса доллара. Низкомаржевый бизнес, менее выгодный, нежели тяжелые высокотехнологичные решения. Мы производим достаточно большое число компьютеров, потому что в ряде сообществ мы взяли на себя определенные обязательства. Плюс ко всему, практически везде, где мы работаем, начальная точка входа — ПК. Если сравнить эти два сегмента по выручке и по чистой прибыли, то по обороту картина будет одна, а по прибыли может быть и другая.

Получать выгоду можно только за счет большого объема ПК. Поэтому большинство наших региональных партнеров — компании, которые имели свою сборку, отказались от нее и сосредоточили усилия своих сотрудников на проектах.

CNews: Какие решения для биллинга, систем тарификации абонентов предлагает Kraftway? В чем состоят их конкурентные преимущества?

Дмитрий Бонвеч: Говорить о системах биллинга в целом, наверное, неправильно. Надо говорить о конкретных системах, однако, можно выделить некоторые общие черты. Почти все системы такого рода работают с базами данных. Поэтому нужна компетенция соответствующих компаний, например, мы имеем статус Центра компетенции Oracle. Нужна компетенция компании по работе с базами данных, по способности выстраивать адекватные системы, быстро работающие с базами данных.

Кроме этого, мы умеем работать с большими, как структурированными, так и неструктурированными базами данных. Умеем, и не раз выстраивали территориально распределенные, отказоустойчивые системы высокой доступности. Все эти системы критичны к объему оперативной памяти и процессорной мощности. Мы строим системы на 512 процессорах и огромным количеством памяти. В отличие от наших прямых конкурентов мы можем строить системы, в которых наращивается оперативная память, но это не влечет наращивание процессорного блока. То есть, используя передовые технологи, можем отделить наращивание памяти от наращивания процессорной мощности. Процессорная мощность обычно получается избыточная, а вот память становится узким местом. Причина в том, что растут объемы баз данных, их необходимо быстро обрабатывать, производить выборку, формировать метаданные, пересортировывать их и т.д.

Есть масса нюансов в части внедрений. Являясь более гибким вендором, мы можем быстрее построить и организовать систему по требованию заказчика, быстрее найти технологии, интеграция которых в нашу систему создает существенный перевес и конкурентное преимущество на отдельно взятом сегменте. Мы не привязаны только к собственным разработкам. Мы активно следим за тем, что происходит в мире, пытаемся интегрировать лучшие технологии в наши решения. Мы ближе к новаторству — уже сегодня мы активно используем технологии, которые пока что не внедрены нашими прямыми конкурентами. Эти технологии позволяют заказчику не платить деньги за то, что ему не нужно, как, например, вышеупомянутое отделение роста оперативной памяти от роста процессорного поля.

CNews: Как обеспечивается возможность удаленного сбора инвентаризированной информации и мониторинга состояния систем разветвленной серверной инфраструктуры?

Дмитрий Бонвеч: Есть различные задачи. Есть системы, которые занимаются только инвентаризацией оборудования. Это дорогие, серьезные софтверные системы, которые внедрены в основном в крупных компаниях. Такие компании, как «Связьинвест» могут это себе позволить, большинство же операторов — нет. Для того чтобы любая компания, которая пользуется техникой Kraftway, имела возможность позволить себе операции такого рода, мы создаем программное обеспечение Kraftway System Manager, которое дистанционно позволяет, кроме мониторинга состояния и предсказания возможных сбоев, производить и инвентаризацию удаленного оборудования. Если у заказчика стандартное оборудование от наших конкурентов, то мы можем интегрировать в него нашу систему мониторинга состояния любой инвентаризационной системы. Это обеспечивается тремя уровнями разных систем. Со своими платформами Intel поставляет Intel Server Manager. Microsoft создал программный продукт — Microsoft Operations Manager. Компания Kraftway создала целый ряд программных продуктов, утилит и коннекторов как к этим продуктам, так и к другим. данный опыт был интегрирован в продукт начального уровня Kraftway System Manager. Он поставляется по умолчанию с нашей серверной частью и обеспечивает клиенту любого уровня все те преимущества, которые он получает от западных заказчиков, но удобнее, проще, быстрее, лучше и без дополнительных затрат.

CNews: О каких крупных проектах Kraftway по разворачиванию серверных систем в телекоме вы можете рассказать?

Дмитрий Бонвеч: «Центральный Телеграф». Практически все там работает на наших серверах, в том числе и система биллинга. Также можно отметить «Ростелеком». Наши системы сплошь и рядом в телекоммуникационных компаниях, в том числе на нашем счету есть несколько внедрений, например, карточные биллинговые платформы. Внедрение нашей техники в телекоммуникационных компаниях — это массовое явление.

CNews: Какие перспективы развития телекоммуникационного направления компании в 2007 году?

Дмитрий Бонвеч: Безусловно, это самый короткий вопрос. Расширять, углублять, стабилизировать, укреплять. Сегмент достигнутых завоеваний мы должны расширять. В работе с заказчиками мы собираемся продолжать укреплять связи, создавать новые решения. Мы стремимся стабилизировать наши достижения, сделать их промышленным стандартом, таким образом расширяя свое присутствия в отрасли. Любой менеджер заинтересован в том, чтобы его компания увеличила долю рынка, капитализацию и стабильность своего присутствия. Я не исключение.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS