Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Рынок сотовой связи: три сценария "на завтра"

На данный момент рынок мобильной связи в России достиг того рубежа, когда закономерно поставить вопрос: возможна ли при теперь, при фактически стопроцентной сотовой телефонизации населения, какая-либо динамика рынка? Если да, то каковы возможные сценарии его развития?

Сценарий 1: Новый рыночный "бум"

Взрывное развитие возможно только в условиях, когда рынок "не успевает" за уже сформировавшимися и актуализованными потребностями. Подобная ситуация имела место в 2001-2003 гг., чем объясняются почти двукратные темпы роста в этот период. Однако она перестала существовать уже к началу 2004 года. Действительно, по итогам 2003 года, при общем уровне доходов населения 8770 млрд.руб., объем расходов на услуги сотовой связи составил 145 млрд.руб. С точки зрения структуры потребления — это максимум, который моглИ себе позволить люди при таком уровне доходов. Возникла ситуация, когда все, кто могли — уже стали абонентами. Таким образом, к 2003 году рынок вплотную приблизился к насыщению. Именно поэтому 2002-2003 гг. были переломными, после чего темпы стали экспотенциально падать.

Через два с половиной года завершилась следующая фаза развития рынка. Если ситуацию 2003 года можно было назвать "потребительским" насыщением, когда рост абонентов еще был возможен за счет появления новых платежеспособных потребителей, то нынешнюю ситуацию можно охарактеризовать как "физическое" насыщение рынка, когда мобильные телефоны приобрели практически все, и рост рынка за счет появления новых абонентов стал принципиально невозможным. Действительно, цифра в 120 млн. абонентов уже целиком покрывает все возрастные группы от 10 до 70 лет.

Динамика российского рынка услуг мобильной связи, 2002 - 2005

Динамика российского рынка услуг мобильной связи

Источник: CNews Analytics, 2005

Правда, такая численность абонентов отчасти указывает не на тотальную телефонизацию населения, а на "двойную" телефонизацию существенно более узкого слоя реальных потребителей услуг сотовой связи. Речь идет о ситуации, когда один человек может иметь несколько телефонных номеров или, когда происходит накопление "мертвых" SIM-карт, реально не используемых, но и не снятых с учета. Однако такое предположение не меняет картину с уровнем телефонизации — вряд ли можно предполагать, что "мертвыми" являются, скажем, половина или треть номеров. Скорее всего, речь может идти только о нескольких процентах. Таким образом, рынок действительно насыщен до физических пределов.

С точки зрения прогноза нового рыночного "бума" это заключение крайне важно, поскольку в таких условиях для нового взрыва темпов роста нет оснований. Единственное, что могло бы спровоцировать взрыв — инновации на рынке сотовой связи, если была бы создана некая новая "мобильная" потребность и предложена соответствующая услуга.

В настоящее время, казалось бы, такой сегмент рынка, приводящий к дополнительному, не связанному с основными услугами сотовой связи, "мобильному потреблению", существует. Это рынок мобильного контента и "досуговых" услуг (sms-знакомства, гороскопы, информация о ситуации на дорогах и т.д.). Однако, потенциал роста этого рынка, по всей видимости, не так велик, как может показаться, по крайней мере, по сравнению с рынком основных севисов. На это обстоятельство указывает тот факт, что, несмотря на продолжительное существование, потребление этих услуг не способно переломить общего тренда экспотенциального падения темпов роста, длящегося уже около 5-х лет.

Другое дело, когда речь идет не о создании не "мобильных развлечений", а о возникновении принципиально нового вида функциональных мобильных сервисов для использования в широкой практике, а не только в качестве досуга. Такие инновации уже возникли на западных рынках в виде интерактивных мобильных информационных ресурсов. Но в России подобное пока не имеет ни инфраструктуры, ни сформированного потребительского спроса.

Таким образом, вероятность нового "взрыва" рынка представляется достаточно низкой. Более вероятными в сложившихся условиях становятся два других сценария — "стагнация" и "устойчивое развитие".

Сценарий 2: Стагнация

Данный сценарий представляет собой противоположность сценарию рыночного "бума". Это ситуация нулевого или инфляционного роста рынка. В условиях "замороженных" тарифов на основные услуги сотовой связи, которые при жесточайшей конкуренции вряд ли кто-либо из операторов решится "разморозить", стагнация возможна при соблюдении двух условий: (1) объем потребления основных услуг сотовой связи близок предельным потребностям абонентов, (2) в отличие от "замороженных" расценок на основные услуги сотовой связи, стоимость платных информационных мобильных услуг и мобильного контента растет. Так ли это?

С первым тезисом вряд ли можно согласиться: уже по самым общим оценкам, количество сотовых абонентов намного превышает число потребителей, чьи доходы позволяют говорить столько, сколько они хотят. По официальным данным, в России менее 40% населения (т.е. менее 60 млн. чел.) имеют доходы выше $300-350 в месяц. Это своего рода предел, за которым население теряет возможность приобретать дорогостоящие средства связи. Однако за три последних года в России появилось более 100 млн. новых абонентов сотовой связи, а значит, сообщество активных пользователей сотовой связи включает добрую долю тех, кто находится у черты бедности, живя на 5 долларов в день. Т.е. большая часть абонентов не могут позволить себе говорить столько, сколько им нужно. Такие люди будут пользоваться "замороженными" расценками на связь для увеличения объемов потребления услуг связи с ростом своих доходов. Итак, с этой точки зрения инфляция не будет сказываться на рынке и в среднесрочной перспективе будет приводить только к росту физического объема услуг связи.

Второе обстоятельство — рост стоимости услуг мобильного контента и других мобильных услуг досугового характера — может создавать инфляционную динамику рынка. В отличие от тарифов на сотовую связь, эти услуги будут дорожать в среднем, как и другие платные услуги, на 20-22% в год. Однако вклад этого фактора в динамику рынка будет в действительности мал из-за того, что объем потребления "мобильных развлечений" составляет относительно небольшую часть рынка.

Таким образом, стагнационный сценарий также маловероятен, как и сценарий нового рыночного "бума". Инфляционная динамика будет давать вклад в развитие рынка, но при этом "теряться" на фоне роста физического объема основных услуг сотовой связи.