Обозрение подготовлено

версия для печати
Рынок ERP в России растет на фоне смены предпочтений

Рынок ERP в России растет на фоне смены предпочтений

По мере роста российского ERP-рынка повышается и требовательность заказчиков к упрощению процесса внедрения и дальнейшего развития имеющихся решений. Соответственно, усилия вендоров и интеграторов в ближайшие годы будут лежать именно в плоскости упрощения эксплуатации сложных систем — наряду с обеспечением заказчиков необходимой функциональностью и снижением ценового порога.

Игроки российского рынка ERP затрудняются в точной оценке его объемов на период 2006-2007 гг, однако большинство сходится во мнении относительно динамики. Речь идет о ежегодном 30-35% росте. Некоторые наиболее оптимистичные эксперты, правда, говорят о 40%-ном приросте.

«Основные поставщики ERP-систем редко публикуют достоверные данные по России, поэтому оценить точный объем рынка я не берусь, — говорит Андрей Кузьмин, директор департамента бизнес-архитектуры корпоративных информационных систем компании ISG. — Могу предположить, что последние годы рынок растет примерно на 30% в год». Владимир Ястрежембский, руководитель направления SAP компании «Verysell Проекты» считает, что темпы роста ERP-рынка в 2007 году немного замедлились, как и у всего ИТ-рынка - возможно, сказывается влияние близости выборов. Тем не менее, он отметил, что общий объем продаж лицензий, поддержки и услуг вырос, по различным оценкам, от $0,5 до 1 млрд.

Напоминая о прогнозе аналитиков IDC о росте расходов на ИТ на уровне 20%, Валерий Пивоваров, заместитель генерального директора «Инлайн Груп Центр», предполагает, что эти средства, в основном, будут направлены на решение инфраструктурных задач, но при этом интерес к ERP продолжит расти. «По моим ощущениям, сейчас уровень зрелости руководителей предприятий серьезно повысился: они полностью осознают преимущества комплексной автоматизации по сравнению с автоматизацией отдельных функциональных областей, — рассказал он CNews. — Доля затрат на ERP в ИТ-бюджетах повышается, в том числе, и благодаря пониманию необходимости этих решений».

«Безусловно, российский рынок ERP демонстрирует положительную динамику, которая по всем признакам должна сохраниться и в ближайшие годы», — комментирует Екатерина Воропаева, вице-президент GMCS. В беседе с CNews она привела три составляющие этого роста. Это, во-первых, развитие уже выполненных проектов, связанное с расширением бизнеса заказчиков, с постановкой новых требований к ERP-решениям. Вторым фактором роста становится выход на рынок ERP растущих компаний среднего рынка, намеренных повысить конкурентоспособность и прозрачность собственного бизнеса за счет совершенных инструментов управления. В-третьих, активная региональная экспансия компаний и слияния/поглощения в отраслях привели к началу процессов тиражирования ERP-систем.

Отраслевая специфика во главе

Опрошенные CNews эксперты затруднились назвать конкретные ERP-модули, спрос на которые вырос бы за последнее время в разы. В то же время, определенные предпочтения рынка все-таки можно обозначить. Не отмечая повышенного спроса на какую-либо определенную функциональность, Валерий Пивоваров говорит об изменении самого подхода к автоматизации: если раньше заказчик хотел внедрить определенные функциональные модули, то теперь он стремится автоматизировать бизнес-процессы. И его не интересует, какими именно средствами ERP-системы это будет сделано.

«Сейчас во главу угла ставятся вопросы автоматизации не типовых бухгалтерских и учетных функций, а ключевых производственных бизнес-процессов в контексте отраслевой специфики предприятия, — считает Валерий Пивоваров. — Именно здесь заложены основы повышения эффективности управления предприятием за счет внедрения ERP-системы».

По мнению Екатерины Воропаевой, спрос по-прежнему формируют финансы, управленческий учет, бюджетирование, логистика. Однако все чаще возникает потребность во внедрении специализированных модулей бизнес решений: ТОиР, производство, цепочки поставок, управление качеством и др.

Учетные задачи нужны лишь ERP-новичкам

Андрей Кузьмин считает, что при оценке востребованности той или иной функциональности есть смысл произвести дифференциацию клиентов на «новичков», только начинающих проект, и тех, кто уже какое-то время использует ERP-системы. «У первой категории заказчиков популярны модули, решающие учетные задачи. У второй наступает этап дальнейшего развития: приходит черед модулей, решающих задачи планирования и стратегического управления, — отмечает он. — Помимо отдельных модулей, популярными становятся и новые решения для новых отраслей (ЖКХ, страхование, банки, ритейл), но и там логика внедрения проходит стандартный цикл: сначала наводится порядок, т.е. решаются учетные задачи».

Владимир Ястрежембский соглашается с тем, что большинство проектов для новых заказчиков связано с внедрением традиционных финансовых и логистических модулей. В то же время - крупные заказчики, прошедшие этот этап, уже перешли к освоению специальных приложений и возможностей. Поэтому с их стороны наблюдается значительный рост спроса на интеграционные технологии, хранилища данных, CRM, интернет-порталы, аналитические приложения — наряду со снижением спроса на традиционный ERP-backbone.

«Монетизация» интереса к CRM

По оценке руководителя группы продвижения программных продуктов Microsoft Dynamics Владимира Егорова, в бизнесе компании в этом году происходит «монетизация» интереса заказчиков к модулям и отдельным решениям для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). «Если в прошлые годы клиенты скорее присматривались к программному обеспечению этого класса, то текущем году интерес «материализовался» в существенное расширение спроса и вылился в удвоение количества продаж этих решений по сравнению с прошлым годом, — рассказал он CNews. — При этом рост обеспечен, прежде всего, продажами в сегменте небольших и средних предприятий».

По мнению г-на Егорова, бухгалтерские и учетные возможности ERP все меньше оказывают влияние на принятие решения о выборе и внедрении системы. Приходит понимание, что ERP — это реальный инструмент бизнеса, наличие которого очень важно при выходе компании на IPO, привлечении заемных средств и дорогих западных топ-менеджеров, для которых современные информационные системы — неотъемлемый инструмент оперативного и стратегического управления. Да и при реструктуризации бизнеса наличие ERP системы немаловажно. «Совокупность этих фактов позволяет предположить, что ожидания бизнеса в отношении ERP систем эволюционируют от элементарного наведения порядка в учете к реальному повышению эффективности и созданию конкурентных преимуществ», - говорит г-н Егоров.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS