Обзор "ИТ для малого и среднего бизнеса 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comcor

Российский СМБ стал разборчивым ИТ-заказчиком

Рынок СМБ становится более сознательным, требовательным и щедрым ИТ-потребителемРынок СМБ в России относят к тем сегментам, которые сегодня наиболее интенсивно "впитывают" информационные технологии. Определить ключевые акценты в использовании ИТ отечественными средними и малыми компаниями ставило своей целью исследование CNews Analytics. Как показывают опросы, этот рынок все внимательнее и требовательнее относится к выбору решений, на которые уже готов тратить значительные суммы.

В зависимости от специфики компании СМБ, информационные технологии играют в ее бизнесе либо основную, либо (чаще) вспомогательную роль. "Торговая или рекрутинговая компания может потратить на ИТ 3% оборота и этим ограничиться, тогда как затраты на информатизацию в телекоммуникационных компаниях могут достигать ощутимо более высоких пределов, — отметили CNews в "Эпик Рус". — Оценивать размеры ИТ-бюджетов достаточно трудно, поскольку компании редко и неохотно делятся финансовой информацией без объективных причин". "Средние компании выделяют на ИТ примерно 2% от годового оборота, — рассказали CNews в "Галактике". — В то же время ИТ-бюджеты средних компаний могут различаться на порядок".

Именно поэтому так велик разрыв в оценках размеров ИТ-бюджетов средних и малых компаний, данных респондентами CNews Analytics в ходе проведенного исследования. Значительная часть респондентов (24%) придерживается мнения, что игроки СМБ тратят на ИТ от 1 до 5%, еще 16% уверены, что ИТ-бюджет этих компаний не выходит за пределы 1% от оборота.

Доля оборота, выделяемая СМБ-компаниями на ИТ

Источник: CNews Analytics, 2007

Несмотря на то, что единства в оценке ИТ-бюджетов среди респондентов CNews Analytics не наблюдается, основная масса опрошенных сходится в том, что в 2006 году размеры ИТ-бюджетов средних и малых компаний увеличились. Лишь 16% респондентов отметили, что, по их мнению, в 2006 году СМБ-компании выделяли на ИТ столько же, сколько и годом ранее. Ни у кого из участников опроса не сложилось мнения, что ИТ-бюждеты в этом секторе снизились.

Изменение ИТ-бюджетов СМБ-компаний в 2006 году

Источник: CNews Analytics, 2007

Если еще несколько лет назад аксиомой считалось то, что средние и малые компании тратят свои ИТ-бюджеты главным образом на приобретение компьютеров и других аппаратных средств, то сегодня это утверждение уже не является бесспорным. Только 56,7% респондентов CNews Analytics отметили, что затраты на аппаратное обеспечение являются сегодня в этом секторе доминирующими. В то же время 29,7% считают равным соотношение "аппаратных и программных" статей затрат в СМБ. 13,5% опрошенных CNews Analytics уверены, что расходы на ПО превысили в небольших компаниях расходы на аппаратные средства.

Соотношение затрат СМБ-компаний на ИТ-оборудование и ПО

Источник: CNews Analytics, 2007

Если рассматривать структуру расходов СМБ-компаний на программные решения, то, по мнению участников исследования CNews Analytics, лидером среди ИТ-систем для этого сектора остаются решения по автоматизации бухгалтерского учета (76,3%). Постепенно набирают популярность в этом секторе комплексные управленческие решения и небольшие ERP: интерес пользователей СМБ к приобретению и внедрению этих решений отмечают 44,7% опрошенных. Тройку наиболее востребованных в этом секторе ИТ-решений замыкают CRM-системы: их значимость отметили 23,6% респондентов.

"Успех практически любого бизнеса напрямую зависит от уровня продаж: поэтому автоматизации продаж и сопутствующих процессов уделяется достаточно большое внимание в сегменте СМБ, — считают в "ЭпикРус". — Нельзя забывать и о том, что любая компания имеет хотя бы минимальные потребности в коммуникациях и обмене информацией, поэтому ей не обойтись без соответствующих решений. Особенно актуален этот вопрос для регионально распределенных предприятий".

"Некоторые средние компании проявляют интерес к решениям класса Business Intelligence, хотя общей тенденцией такое внимание пока назвать трудно, — отмечают в "Галактике". — Игроков среднего рынка также интересует автоматизация такой задачи, как управление проектами — либо с помощью соответствующего модуля ERP-системы, либо на основе отдельного специализированного решения".

В "АйТи" констатируют огромный спрос на системы информационной безопасности и электронного документооборота со стороны СМБ. Кроме того, поскольку предприятиям сегмента приходится решать множество нетипичных задач, востребованным здесь остается заказное ПО.

Наиболее востребованные решения в СМБ

Источник: CNews Analytics, 2007

Несмотря на активизацию процессов информатизации в этом секторе,  респонденты отмечают и ряд факторов, препятствующих быстрому распространению ИТ. В их числе, прежде всего, высокие цены на решения — этот фактор отмечают 47,4% опрошенных CNews Analytics. Чувствительность к стоимости всегда являлась традиционным камнем преткновения для информатизации сектора в России. "Да, информационные технологии для СМБ пока еще во многом дороги, — отмечают в компании "АйТи". — А этот сегмент привык сильно экономить".

Кроме того, всерьез тормозит проникновение ИТ неготовность руководителей к реализации проектов (об этом говорят 34,2% опрошенных), а также неготовность этих компаний к привлечению профессиональных ИТ-специалистов к реализации проектов (26,3%). "Неготовность руководителей к ИТ-проекту, как правило, заключается в недостаточном понимании самой сути автоматизации и той выгоды, которую предприятие получит от ее реализации", — комментируют в "ЭпикРус".

Факторы, препятствующие продвижению ИТ СМБ

Источник: CNews Analytics, 2007

По мнению экспертов "Галактики", степень "готовности" СМБ к ИТ-проекту зависит, в частности, от команды управленцев, корпоративной культуры, ценностей и задач компании. "Наша практика показывает, что если годовой оборот предприятия составляет 5-6 млн долл., то, как правило, для него уже характерны и четкое определение бизнес-процессов, и высокий уровень менеджмента, и рациональный подход к ведению бизнеса. Такие предприятия готовы к реализации управленческих ИТ-проектов". 

Процесс автоматизации небольших компаний со временем становится все менее трудоемким и длительным. Это обусловлено, во-первых, наличием на рынке все большего числа "коробочных" решений, ориентированных на этот сегмент. С другой стороны — растет и опыт отечественных интеграторов в автоматизации данного сектора, и ИТ-уровень самих заказчиков, который является достаточно важным фактором успеха ИТ-проекта.

Средняя длительность ИТ-проекта в СМБ-компании

Источник: CNews Analytics, 2007

Чуть более половины ИТ-проектов в СМБ (52%) сегодня, по мнению респондентов CNews Analytics, длится от 3 до 6 месяцев. 24% опрошенных считают, что такие проекты можно завершить в трехмесячный срок. Такое же число респондентов отмечают, что "нормальный" срок реализации ИТ-проекта в СМБ — до одного года. "Сроки выполнения проекта в первую очередь зависят от уровня сложности тех задач, для решения которых внедряются информационные технологии, — уверены в "Галактике". — Например, автоматизация основных бизнес-процессов на основе ERP-системы в среднем занимает от 3 до 7 месяцев". 

Спрос предприятий СМБ на ИТ в отраслевом разрезе, 2006

Источник: CNews Analytics, 2007

В числе отраслей, где СМБ-заказчики проявляют наибольшую активность в приобретении и внедрении ИТ-решений, респонденты CNews Analytics в первую очередь называют финансовый сектор и сферу услуг (по 36,8%). Следующие по ИТ-"активности" — дистрибьюторские и торговые компании (34,2% опрошенных). "Бронзу" удерживают транспортные и телекоммуникационные компании (15,7%).

Элеонора Ершова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS