Обозрение подготовлено

версия для печати
Российские ноутбуки хотят вернуть место под солнцем

Российские ноутбуки хотят вернуть "место под солнцем"

Наиболее быстрорастущим сегментом отечественного компьютерного рынка продолжает оставаться рынок ноутбуков. При этом на конец 2007 года около 55% поставок контролировали Acer и Asus, увеличив по сравнению с предыдущим годом свою консолидированную долю более чем на 10%. Другие иностранные вендоры также ускоряются. А что же "наши"? Остаются ли еще у отечественных производителей ноутбуков шансы на "место под солнцем" сегодня и завтра?

На протяжении последних лет в тройке лидеров отечественного рынка ноутбуков уже бескомпромиссно господствуют азиатские производители. Эти компании проводят как агрессивную ценовую, так и активную рекламную политику. Впрочем, и в первой пятерке страсти накаляются — в течение всего 2007 года ее состав претерпевал изменения. Правда, разные аналитические агентства фиксировали их по-разному.

"Истинное положение дел на рынке понять непросто: цифры, которые подаются в агентства, являются явно завышенными в несколько раз, но проверить их достаточно тяжело, — говорит Эдуард Воронецкий, генеральный директор компании "К-Системс/IRBIS". — Если принимать на веру опубликованные данные, то в 2005 году ноутбук был у каждого 154-го жителя нашей страны, а в 2007 — уже у каждого 46-го. Если следовать логике и прогнозам аналитических агентств, то в 2010 ноутбук будет у каждого 13-го россиянина — вне зависимости от возраста, места жительства и материального положения".

Во всем мире компьютерный рынок растет, прежде всего, за счет недорогих ноутбуков потребительского класса. Ведь ноутбук сегодня — это, прежде всего, индивидуальное средство сбора и обработки информации и инструмент для связи. Он должен быть доступным — правило, на котором пытаются играть сегодняшние лидеры. Например, Intel планировал уже к лету текущего года предложить россиянам сверхдешевый аппарат Netbook под маркой 2go PC, способный работать без зарядки три часа. Собирать его будет компания CTL, а адресована новинка, в первую очередь, образовательным учреждениям. 2go PC — это процессор Intel Celeron M, 40 гигабайтный жесткий диск, 512 Мб памяти, полный комплект стандартных портов плюс устройство для чтения карт памяти. Информация отображается на девятидюймовом дисплее с разрешением 800 на 480 пикселей. Приблизительная стоимость детища Intel составит порядка 400 долл.

Причем, это далеко не самый дешевый вариант. Его основным конкурентом можно считать Eee PC от Asus с твердотельной памятью. В ближайшие годы на российский рынок поступит аналогичная продукция и от других производителей. Цена устройств будет стремительно падать за счет внедрения инноваций.

Российские производители такими достижениями пока похвастаться не могут. Объясняется это многими факторами, в том числе и существенными издержками производства в России, более благоприятным таможенным режимом со стороны РФ в отношении иностранных вендоров, а также большим запасом финансовой прочности иностранных игроков.

С другой стороны, по словам Эдуарда Воронецкого, у российских производителей есть также и преимущества перед иностранными игроками. Например, большая гибкость — отечественные компании могут значительно быстрее реагировать на тенденции рынка, предлагая товар раньше конкурентов, имеют отлаженную сервисную инфраструктуру, могут производить небольшие серии продукции, разработанные под конкретного заказчика и выпускать эксклюзивные модели в единичных экземплярах.

"Они" и "мы"

Кто из иностранцев конкурирует с "нашими" на российском рынке и какую политику они выбирают? В первую очередь, конечно, лидеры — Acer, Asus и Toshiba. Прошло менее 5 лет, но, кажется, уже очень далек тот момент, когда в тройку ведущих поставщиков входило два отечественных игрока (один из них — IRu — уже вообще ушел с рынка, другой — Rover — по данным западных аналитиков, выпал из первой пятерки).

Набирают обороты и Fujitsu Siemens, сосредоточившаяся на совершенствовании сервиса, увеличении присутствия в регионах, а также развитии каналов поставок. И Dell, также сделавшая в прошедшем году немалый акцент на развертывание сервисной сети и на улучшении качества обслуживания потребителей (пока преимущественно корпоративных).

MSI в России в 2007 году занималась активным развитием дилерского канала, повышением узнаваемости ноутбуков под своим брендом, а также проведением маркетинговых акций при активной поддержке партнеров. Samsung в 2007 году мог похвастаться впечатляющим ростом продаж ноутбуков — свыше 130%.

Несмотря на славу напористой и прорывной компании, доля Apple на российском рынке пока более чем скромная — не выше 1%. Хотя если обратиться к относительным показателям, то все вполне оптимистично — продажи мобильных компьютеров Apple в прошлом году выросли практически на 80%.

Пул же отечественных компаний на российских ноутбучных бизнес-просторах в 2007 г. был представлен куда менее впечатляющей когортой. Rover Computers в последнее время регулярно сдает позиции, продавая свою продукцию в основном корпоративным клиентам. Что же касается частного потребителя, то легендарный Roverbook теперь можно приобрести только в ограниченном списке федеральных сетей. Вместе с тем, говорить, что Rover Computers ждет неминуемый уход с рынка, было бы преждевременно. С одной стороны, владельцы компании пытаются повышать ее капитализацию (например, не так давно приобрели за 4 млн долл. контрактного производителя — завод "Арсенал"). С другой стороны, активно ищут инвесторов и занимаются новыми разработками. В частности, совсем недавно "широкой технической общественности" был представлен самый мощный ноутбук на российском рынке — претендующий на харизматичность Roverbook Hummer D790 с рекомендованной стоимостью без малого 100 тыс. руб. Данный аппарат имеет четырехъядерный процессор Intel, три жестких диска, две видеосистемы Nvidia, привод Blu-ray. Кроме того, в нем реализована возможность установки оперативной памяти до 4 Гб.

Другим путем идет компания "Аквариус", которая в прошлом году прекратила активное продвижение своей продукции в розничной сети и сосредоточилась на поставках мобильных компьютеров собственного производства в большинство регионов России в составе программно-аппаратных решений, сделанных "под ключ" и получивших название "Мобильные классы "Аквариус". По данному им наименованию нетрудно догадаться, что предназначены они для системы образования.

Отечественные интриги

"Хоронить" локальных сборщиков ноутбуков пока, наверное, рановато. В то время как одни уходят с рынка, на смену им предполагают выйти другие. Так, например, крупнейший в России сборщик настольных компьютеров Depo Computers намерен заняться также и ноутбуками. В рознице мобильные системы Depo появятся осенью 2008 года. К 2010 году компания планирует "получить" 15% российского рынка. Напомним, что Depo Computers, принадлежащая системному интегратору IBS, уже шесть лет собирает "персоналки".

Ноутбучное направление развивает и компания "К-Системс/IRBIS". Уже во втором квартале этого года на российский рынок должны поступить ноутбуки под маркой IRBIS. Предполагается, что компания будет выпускать лэптопы бизнес-серии, ультрапортативные аппараты, ноутбуки класса "замена ПК", мультимедийные центры и Tablet PC. Сейчас ноутбуки производятся на заводе в городе Видное, там же, где и ПК, но уже летом производство будет осуществляться на специально для этих целей построенном заводе в городе Мытищи. Его мощность — более 250 тыс. ноутбуков в год. Как сообщил Эдуард Воронецкий, в ближайшие год-два компания способна войти в топ-5 российского рынка ноутбуков. При этом гендиректор "К-Системс/IRBIS" сделал оговорку, что в остальном расстановка сил в этот же временной период в первой пятерке вряд ли изменится — "править" будут китайские и японские компании.

"Узкие места"

В то же время необходимо помнить, что выступает причинами неудач отечественных игроков на рынке мобильных ПК. Первая из них — увеличение продаж ноутбуков по отношению к стационарным ПК. Развитие данной тенденции послужило сигналом для начала экспансии азиатских производителей. В итоге мы стали свидетелями ухода с рынка достаточно сильного, как казалось, IRu, который не вынес азиатского демпинга. Плюс к этому, некоторые специалисты рынка считают, что не способствует развитию производства ноутбуков на отечественных предприятиях отсутствие поддержки государства, дешевой рабочей силы, а также технологических преимуществ тайваньских и прочих зарубежных вендоров.

Однако есть и оптимистические посылы. Как заявил Эдуард Воронецкий, "российский рынок ноутбуков, несмотря на темпы его роста мал, а при небольшом объеме рынка конкуренция очень высока, однако мы сможем конкурировать, если сам рынок удвоится, увеличится универсальность компонентов для ноутбуков, а пошлина на компоненты будет отменена, как на готовый компьютер". Что ж, будем надеяться, что государство заметит отечественных производителей мобильных ПК, и ситуация со временем изменится в пользу российских компаний.

Сергей Семенов

Федор Волков
Rover Computers

Федор Волков:

Конкурируют, действительно, только способы позиционирования и продвижения продукции

На вопросы CNews отвечает Федор Волков, заместитель директора по развитию компании Rover Computers.

CNews: За последние 3 года расстановка игроков на российском рынке мобильных систем изменилась довольно существенно. Насколько устойчивой вам видится ситуация, сложившаяся здесь сегодня?

Федор Волков: Она может точно так же измениться за последующие два-три года, так как рынок мобильных технологий динамично развивается во всем мире. Поставки ноутбуков того или иного транснационального производителя сильно зависят от положения их дистрибуторов. Если у дистрибуторов нет никаких проблем, товар поставляется, если возникают какие-то проблемы — количество продаваемых ноутбуков той или иной марки заметно сокращается.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS