Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Руслан Заединов

Руслан Заединов:

Цена ошибок исправления ИТ-инфраструктуры сегодня очень высока

На вопросы CNews ответил заместитель директора департамента вычислительных систем компании «Крок» Руслан Заединов.

CNews: Как изменились в 2009 г. подходы к построению и развитию ИТ-инфраструктур в России – на фоне изменившейся экономической ситуации?

Руслан Заединов: Последний год для инфраструктурного сегмента был достаточно сложным. Прошло время создания систем «на широкую ногу», акценты сместились в сторону поддержки работоспособности уже построенного. Я бы назвал 2009 год годом инфраструктурного апгрейда.

Заметно активнее стал интерес к консалтингу в области ИТ-инфрастуктуры. Большинство российских ИТ-директоров привыкло рассматривать свою епархию как ресурс (сетевой, вычислительный и т.п.). Раньше этот подход устраивал и топ-менеджмент, но сегодня, когда необходим быстрый и измеримый результат, без фактических доказательств получаемой от внедрения экономической выгоды бюджет на проект не выделяется. Ресурсный подход уже не «работает», поскольку разрывает связь между пользой для дела и ресурсом. Перейти от ресурсного подхода к сервисному можно, только выстроив связь между ИТ-услугой и бизнес-результатом.

Значимость сервисного подхода была очень заметна в 2009 году. Бизнесу необходимо было доказать наличие взаимосвязи между повышением эффективности бизнеса и использованием ИТ. Судя по тому, как пострадали ИТ-бюджеты компаний, доказать справедливость этого утверждения смогли не все.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, актуальные задачи и стратегии отечественного бизнеса в вопросах поддержки сформированных инфраструктур?

Руслан Заединов: Построение связи, о которой я упоминал выше, обычно сильно меняет приоритеты. Вот, скажем, мы делали проект для одного очень территориально-распределенного заказчика – внедрение BI «на фоне кризиса». До внедрения ИТ-менеджмент на пальцах обосновывал владельцам бизнеса те или иные инвестиции. А проект сделал эти обоснования измеримыми и наглядными. Плюс к этому, BI-система дала возможность компании выявить у себя ряд каналов утечки средств. Бизнес ощутил эффект от внедрения ИТ-инструмента, и приоритеты были расставлены сами собой.

CNews: Как долго, по вашим предположениям, бизнес может откладывать модернизацию в целях экономии?

Руслан Заединов: Стандартный жизненный цикл инфраструктуры –  три года. Многие программные решения также существуют в соответствии с этим трехлетним графиком модернизации. Но сказанное вовсе не означает, что задумываться об апгрейде следует только раз в три года. Весь этот период необходимо постепенно и планомерно готовить переход на новые технологии. Только в этом случае внедрение будет быстрым. А кризис – это то время, когда нужно действовать быстрее конкурентов.

CNews: Как изменился - вслед за изменением спроса и ИТ-стратегий заказчиков - бизнес отечественных интеграторов?  В частности, какие антикризисные меры предприняли вы?

Руслан Заединов: Мы постарались спрогнозировать актуальные для наших заказчиков задачи и разработали своеобразный пакет услуг, собственную «антикризисную программу». При этом много внимания уделяли развитию компании: открыли аутсорсинговый ЦОД, первый в России Центр решений «Крок» на базе технологий ЕМС, лабораторию «Виртуальная модель современного предприятия» и многое другое.

Для нас принципиально, несмотря на кризис, впитывать новые перспективные технологии. Недавно, выступая с докладом по поводу облачных вычислений, я столкнулся с валом вопросов слушателей и понял, насколько интересна сегодня эта тема. Это свидетельствует о том, что люди понимают и активно ищут инновационные подходы, более совершенные инструменты для повышения эффективности.

CNews: Какие наиболее крупные и интересные инфраструктурные проекты были реализованы вашей компанией в 2008 г.?  Какие ведутся в 2009 г.?

Руслан Заединов: Мы выполнили проект по обеспечению непрерывности бизнеса «Дельтакредитбанка». Это один из ведущих ипотечных банков страны, банк «одной услуги». Проект по резервированию бизнес-процессов банка с помощью ИТ получился и инфраструктурным, и консалтинговым. В таких проектах можно как угодно строить политику обеспечения непрерывности деятельности, но неизменно необходимо предоставить топ-менеджменту гарантии того, что все будет работать в случае наступления критической ситуации.

Рекомендую всем каждый проект по обеспечению непрерывности бизнеса сравнивать с британским стандартом BS25999, а еще лучше – проводить аудит проекта на соответствие этому стандарту, ставшему де-факто уже международным. В нем уделяется внимание даже тем рискам, которые традиционно ИТ-специалистами не выделялись (например, толпа с дубинками, громящая ЦОД, пандемия, стихийное бедствие, и т.д.). Продуманы все возможные ситуации и на основе опыта специалистов написаны рекомендации по их устранению.

Таким аудитом занимается сам британский институт по стандартам, а мы сертифицировали в этом году двух собственных аудиторов. Чтобы иметь возможность дать обоснованный ответ бизнесу на вопрос о непрерывности в случае форс-мажорной ситуации.

CNews: Можно ли говорить сейчас о росте каких-либо инфраструктурных направлений?

Руслан Заединов:Наверное, да. Несмотря на кризис, растут направления, связанные с оптимизацией инфраструктуры. Стимул к развитию получило направление оптимизации каналов передачи данных. Например, «Урса Банк» получил в результате подобного проекта реальную пользу: сократился размер счетов от телеком-провайдеров банка. Это было не столько сжатие трафика, сколько его оптимизация. Наши сетевые протоколы страшно неэффективны. Они передают кучу информации повторно. Оптимизатор трафика может сжать его в 5-10 раз именно за счет устранения повторов. Типовые бизнес-приложения легко сжимаются в разы. Соответственно, разница между внедренным ИТ-решением и экономическим результатом очевидна.

Растет направление виртуализации, правда, не так быстро, как хотелось бы нам. Интерес на рынке есть, но решительности заказчикам пока не хватает. Большинство не идет дальше виртуализации на серверах Х86, но заметный эффект появляется, если благодаря виртуализации вдвое сократить парк из сотен серверов.

Гораздо легче получить быстрый результат от виртуализации на «большом» дорогостоящем RISC-сервере. Но имеющимися там средствами виртуализации надо уметь пользоваться. Ведь виртуализация – это в основном консалтинг. Надо с помощью интегратора выявить те места, где виртуализация будет эффективной, принесет пользу, понять, как это сделать. Повышение эффективности работы парка серверов, где каждый «ящик» стоит $3 млн, дает бизнесу не требующие разъяснения доказательства.

То же самое можно сказать и в отношении систем хранения данных. Например, недавно мы закончили проект для одного их крупнейших авиапромышленных предприятий, решали проблемы с совместимостью новых и унаследованных систем хранения. Стандартный подход с заменой системы хранения данных повлек бы огромные затраты. Виртуализация  устранила многие технические проблемы и необходимость выделения немыслимых ИТ-бюджетов на поддержку. И в этом – огромные преимущества технологии.

CNews: Каковы ваши планы по развитию инфраструктурного направления в существующей ситуации на рынке ИТ? Какие изменения в бизнес-стратегии предполагаются?

Руслан Заединов: Бизнес-стратегия очень проста: мы делаем ИТ-системы заказчиков эффективными и полезными и на этом зарабатываем деньги.

Надеюсь, 2010 год пройдет под флагом пилотных проектов в области «облачных» технологий: есть предварительные договоренности с заказчиками. Мы считаем, что в ближайшем будущем технология станет одним из основных инструментов повышения эффективности основного бизнеса компаний.

Мы планируем развивать и другие решения, направленные на повышение эффективности бизнеса. Для кого-то она связана со стандартизацией, для кого-то – с автоматизацией. Оправдать эффективность автоматизации очень просто: любой неавтоматизированный процесс реализуется доблестью, интеллектом и навыками людей.

Цена ошибок исправления ИТ-инфраструктуры сегодня очень высока. В кризис все должно работать как часы, но – при минимуме денег. Автоматизация – это метод борьбы с отсутствием квалифицированных кадров и устранение риска высокой цены ошибки. Возможностей много – вплоть до «самолечения» дата-центра. За подобными решениями – будущее.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS