версия для печати

На пути к информационному обществу необходим жесткий контроль ИТ-проектов

На пути к информационному обществу необходим жесткий контроль ИТ-проектов

Невысокие позиции России в международных рейтингах уровня информатизации заставляют руководство страны уделять все больше внимания всем направлениям развития ИКТ в стране и жестко контролировать выделяемые на эти цели государственные средства на основании четких целевых показателей.

Различные исследования уровня развития информационных технологий в России из года в год приносят неутешительные результаты. И дело даже не в том, что наша страна занимает отнюдь не лидирующие позиции в международных рейтингах. Настораживает, скорее, то, что ее позиции в этих рейтингах чаще снижаются, чем улучшаются.

На этом фоне обнадеживающе выглядел опубликованный Economist Intelligence Unit в сентябре 2009 г. рейтинг конкурентоспособности ИТ-отраслей различных стран, в котором Россия заняла 38 место, поднявшись по сравнению с прошлым годом на 11 пунктов. По мнению авторов исследования, это произошло благодаря улучшению показателей, характеризующих человеческий капитал и условия для ведения исследований и разработок в стране. Наличие высококвалифицированных кадров является одним из преимуществ России перед другими странами. Но нестабильность развития в различных областях и медленное распространение интернета оказывают существенное сдерживающее влияние на рост конкурентоспособности страны в области ИТ, говорится в комментарии к рейтингу.

Однако уже в феврале 2010 г. Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union, ITU) опубликовал новое исследование, в котором сравнил уровень развития инфокоммуникационных технологий в 159 странах мира по данным за 2008 г. В общем рейтинге развития ИКТ Россия заняла 48 место в мире, опустившись за год на две позиции - в 2007 г. она занимала 46 место. Кроме того, был составлен рейтинг стран по стоимости ИТ-услуг на основании данных за 2009 г. Россия заняла в нем 34 место, а средняя цена инфокоммуникационных услуг составила 1,02% от ВВП на душу населения, что значительно лучше, чем в 2008 г., когда этот показатель равнялся 1,81%.

Собственное исследование активности использования ИТ в различных странах завершил в начале 2010 г. Всемирный экономический форум (ВЭФ). В представленном рейтинге страны ранжируются по показателю "Индекс сетевой готовности" (Networked Readiness Index 2009-2010, NRI), который включает в себя 67 параметров, объединенных в 3 основные группы: наличие условий для развития ИКТ; готовность граждан, бизнеса и государства к использованию ИКТ; уровень использования ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах. В рейтинге участвовали 133 страны. Россия оказалась на 80 месте, переместившись на него с 74-го, которое она занимала в прошлом году.

Стратегия в ожидании новой программы

Правительством было решено, что после завершения в конце 2010 г. ФЦП «Электронная Россия» ей на смену придет новая долгосрочная целевая программа (ДЦП) «Информационное общество», рассчитанная на период до 2018 г. и содержащая план информатизации практически всех бюджетных отраслей - науки, образования, медицины и т.д. В основе ДЦП лежит утвержденная в феврале 2008 г. «Стратегия развития информационного общества», предусматривающая создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории России, внедрение в медучреждениях дистанционного обслуживания пациентов, интеграцию государственных информационных систем и ресурсов, создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и развитие системы библиотечных фондов на основе применения ИКТ.

В конце 2009 г. специально созданный Совет при президенте России по развитию информационного общества обнародовал проект национального плана реализации “Стратегии развития информационного общества” на 2010 г. Планом предусмотрено 126 мероприятий, их общее финансирование составит 71,197 млрд руб, из них из федерального бюджета будет направлено 56,658 млрд руб, из бюджетов региональных уровней - 14,539 млрд руб.

Выделение бюджетом каких-либо дополнительных средств на реализацию мероприятий плана не предусмотрено. Сам план является своего рода матрицей уже существующих федеральных целевых программ, направленных на развитие инфокоммуникационных технологий, а также различных региональных и ведомственных мероприятий. Единственное, что не попало в план – это мероприятия, направленные на автоматизацию текущей деятельности государственных ведомств.

Целью плана является создание инструментов контроля над многочисленными ИТ-проектами, финансируемыми государством, и анализ эффективности их реализации. Например, у федеральной целевой программы «Электронная Россия» есть пять критериев эффективности, а вот у программы по внедрению свободного программного обеспечения в школах критериев до сих пор не было. Теперь же в плане рядом с каждым мероприятием будет значиться не только сумма финансирования, но и показатели, которых требуется достичь. В вышеупомянутом случае требуется по итогам реализации плана к 2011 г. обеспечить наличие свободного программного обеспечения в 50% российских школ.

Самым дорогостоящим разделом плана являются мероприятия по развитию телекоммуникационной инфраструктуры и доступности на ее основе услуг связи для населения страны, за которые отвечает Минкомсвязи. На них в будущем году будет выделено 39,771 млрд руб. Сюда попадает программа развития телерадиовещания, запуск новых телекоммуникационных спутников, развитие магистральных каналов связи и т.д. Данный раздел является единственным в плане, финансирование которого будет осуществляться исключительно за счет федерального бюджета.

Второй по размеру финансирования раздел - использование ИКТ для обеспечения безопасности жизнедеятельности страны, ответственным за него является МЧС. На эти цели будет выделено 10,079 млрд руб, включая 6,855 млрд руб из федерального бюджета и 3,224 млрд руб – из региональных. Далее идет использование ИКТ в образовании и науке, а также подготовка специалистов. За данное направление отвечает Минобрнауки, общий объем финансирования – 8,096 млрд руб (4,314 млрд из федерального бюджета, 3,782 млрд – из региональных).

На развитие национальной промышленности информационных технологий будет выделено 3,88 млрд руб (2,38 млрд и 1,5 млрд руб соответственно), на формирование в России электронного правительства - 3,866 млрд руб (2,935 млрд и 931 млн соответственно). По разделу использование ИКТ в системах здравоохранения планируется потратить 3175 млрд руб, по разделу использования ИКТ в культуре и системе культурного просвещения - 2,328 млрд руб. Причем, в отличие от остальных, по данным двум разделам основная нагрузка ложится на региональные бюджеты – 2,936 млрд руб и 2,165 млрд руб.

Планом предусмотрены и мероприятия, не требующие финансирования. Это, например, сокращение различий субъектами России по уровню развития информационных технологий, и ряд регуляторных мероприятий в области телекоммуникаций, направленных на развитие магистральных каналов связи и увеличения проникновения широкополосного доступа в интернет.

Было заявлено, что ход реализации плана Совет будет рассматривать каждый год. Пролонгирование финансирования заявленных мероприятий будет зависеть от того, удалось ли достичь заявленных критериев. Ответственным за реализацию плана является секретарь Совета при президенте России по развитию информационного общества Леонид Рейман, а по отдельным направлениям – рабочие группы совета и профильные ведомства.

“Информационное общество” приближается

Одновременно полным ходом идет подготовка к началу реализации ДЦП “Информационное общество”. В марте 2010 г. Министерство связи и массовых коммуникаций озвучило объемы финансирования программы. За 8 лет, с 2011 г. до 2018 г., на нее предполагается выделить более 957 млрд руб., из них более 660 млрд руб. – из федерального бюджета и более 126 млрд руб. – из региональных. На внебюджетные источники финансирования должно прийтись более 170 млрд руб. 64% всего федерального финансирования планируется провести по линии Минкомсвязи как госзаказчика программы.  Однако, по словам министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, “эти предложения по финансированию сейчас согласуются с другими ведомствами. Они пока не окончательны и будут меняться в течение ближайшего месяца в сторону оптимизации, сокращения расходов”.

Спустя месяц на заседании Межведомственной рабочей группы по сокращению различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития Игорь Щеголев рассказал еще раз рассказал о новой программе. По его словам, срок действия «Информационного общества» может быть увеличен до 2020 г., а планируемый объем финансирования составит более 1 трлн руб., при этом бюджетное финансирование может быть сокращено до 375 млрд руб.

Основные параметры программы “Информационное общество”

Источник: Минкомсвязи, 2010

Министр подчеркнул, что программа ориентирована, в первую очередь, на граждан и бизнес, и только затем на ведомства. Основным критерием качества ее исполнения будет являться не создание информационных систем и ИКТ-инфраструктуры, а достижение конкретных результатов при эффективном использовании ресурсов, таких как сокращение времени межведомственного взаимодействия, сокращение затрат на реализацию управленческих процессов и т.п.

Среди направлений «Информационного общества» повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса; электронное государство и повышение эффективности государственного управления; развитие российского рынка ИКТ и отечественных ИТ-технологий, обеспечение перехода к цифровой экономике; преодоление “цифрового неравенства” и создание базовой инфраструктуры информационного общества; обеспечение безопасности в информационном обществе; развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия.

Наталья Рудычева, Александр Левашов, Денис Легезо/CNews

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS