версия для печати

Федеральная антимонопольная служба: Система сбора данных для получения ведомственной периодической отчетности

ЛАНИТ создал систему сбора данных для Центрального аппарата ФАС в рамках государственного контракта, заключенного на основании результатов открытого тендера.

О заказчике

Федеральная антимонопольная служба осуществляет функции по разработке и принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Находится в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.

Задача проекта

Для эффективного выполнения функций мониторинга в сфере антимонопольного законодательства ФАС России потребовалась Система, в автоматическом режиме обеспечивающая оперативный сбор, загрузку, преобразование, унификацию и хранение данных отчетности.

Оптимизация касалась  двух типов отчетности: внутриведомственной и направленной на мониторинг топливно-энергетического комплекса.

Создание такого рода системы должно было снизить ручной труд при сборе форм отчетности от сотрудников центрального аппарата и территориальных органов ФАС России и при этом  повысить эффективность, скорость и надежность процедуры. Кроме того, необходимо было обеспечить автоматические внутренние  проверки корректности данных.

Использование развитых аналитических информационных технологий в части сбора отчетности должно было обеспечить эффективное взаимодействие сотрудников центрального аппарата и регионов.   Необходимо было с помощью автоматизации перевести на качественно иной уровень поддержку оперативной деятельности территориальных органов антимонопольной службы и предоставить им большую гибкость и адаптивность для решения новых задач.

Описание решения

Разработанная ЛАНИТ система сбора данных состоит из трех основных компонентов –сбора данных, хранилища данных и аналитического портала.

Сбор данных должен обеспечить:

  • интерфейс для ввода и корректировки данных за различные периоды времени;
  • проверки, предусмотренные формой сбора на этапе проектирования формы;
  • сбор форм, как с использованием браузера, так и при помощи специализированного программного продукта;
  • историческое хранение собираемых форм;
  • расписание сбора форм на основании соответствующих описаний, уникальное для каждой формы и подразделения;
  • управление нормативно-справочной информацией;
  • сохранение данных в промежуточную базу данных;
  • интерфейс для создания и изменения внешнего вида форм (добавление, удаление показателей и справочников);
  • запись в журнал выполняемых действий и возникающих ошибок.

Хранилище данных принимает данные от подсистемы сбора, производит процедуры очистки и загрузки данных перед загрузкой в центральное хранилище, загружает реляционные и многомерные витрины данных.

Структурированная информация хранилища данных предназначена как для использования подсистемой аналитического портала, так и любых внешних систем.

Аналитический портал предоставляет пользователям доступ к регламентной и аналитической отчетности с использованием браузера или специализированного решения. Предусматривает возможности

  • извлечения данных как из реляционных, так и из многомерных витрин данных;
  • хранения шаблонов отчетов;
  • отображения регламентных и аналитических отчетов;
  • обеспечения единого пользовательского интерфейса с единой точкой доступа к отчетам;
  • доставки отчетов потребителям информации;
  • авторизации внешних пользователей.

Платформой для разработки системы послужило программное обеспечение Microsoft SQL Server и Microsoft Office SharePoint Portal.

Специалисты ЛАНИТ совместно с заказчиком разработали техническое задание на разработку проекта, осуществили проектирование и внедрение системы, а   затем было проведено обучение специалистов центрального аппарата и начата опытная эксплуатация.

Ожидаемые результаты внедрения:

  • снижение трудоемкости операций по сбору, контролю, консолидации и хранению данных от управлений центрального аппарата и территориальных органов;
  • получение корректных, надежных исходных данных для построения отчетов и максимальное исключение ошибок из-за «человеческого фактора»;
  • существенное повышение  оперативности процедуры формирования отчетов.
  • автоматизация сбора данных через веб-интерфейс для ведомственной отчетности и для их использования в других корпоративных системах;
  • возможность изменения форм статистической отчетности (состав данных и внешний вид), а также создание новых без привлечения разработчиков, силами специалистов ИТ-службы ФАС России.

О результатах проекта рассказывает Андрей Алексеевич Лиманский, начальник отдела управления информатизации, автоматизации и общественных связей:

«Внедрение системы положительно сказалось на исполнении ФАС своих основных функций – мониторинга отраслей, в данном случае – ТЭК. После ввода в промышленную эксплуатацию системы сбора внутренней отчетности мы также ожидаем значительного повышения эффективности  исполнения внутренних регламентов ФАС.
Повысилась эффективность выявления нарушений антимонопольного законодательства в сфере ТЭК благодаря тому, что операции, которые раньше выполнялись вручную, теперь полностью автоматизированы.

Ключевой момент в мониторинге рынка ТЭК – это выявление скачков цен и их источников. Если раньше анализ данных 80 регионов производился раз в неделю, то теперь это происходит в онлайне, что позволяет мгновенно выявлять виновников повышения цен и пресекать масштабный рост цен в регионе.

Другой положительный результат внедрения системы сбора данных состоит в том, что у регионов появилась возможность поддерживать непрерывную обратную связь с центром. Должностные лица центрального аппарата получают автоматические уведомления и, по регламенту, не могут их проигнорировать.

Если говорить о внутренней отчетности, то здесь основная проблема состояла в  низкой стандартизации отчетов регионов.  В условиях частых изменений  в нормативной базе постоянно менялись и формы отчетов. В таких условиях было практически невозможно провести точный анализ экономической ситуации на отраслевых рынках.

Внедрение ССД призвано  стандартизировать все формы и привязать их к справочникам, что исключает внесение в них самовольной информации, не поддающейся анализу.

Система также позволит  накапливать исторические данные, которые теперь не теряются, а наследуются».

Леонид Головатый,  директор департамента корпоративных систем ЛАНИТ:

«При внедрении сложных софтверных  проектов у заказчика всегда до последнего момента есть опасение, что результаты не совпадут с ожиданиями, особенно это касается проектов,  в которых велика роль предварительного анализа бизнес-процессов заказчика.

Проект в ФАС с точки зрения соотношения ожиданий и результатов оказался очень удачным. Внедренная система сразу качественно изменила сбор и анализ отчетности, причем особенно ценно, что изменения эти поддаются измерениям. Например, если раньше требовалось четыре дня на обработку отчетности из 80 регионов, то теперь эта отчетность доступна в реальном времени в любой момент.

В результате данного проекта была создана универсальная база для реализации дальнейших форм отчетности, причем как изменение существующих, так и создание новых форм стандартизировано».

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS