Обзор подготовлен

версия для печати
Дмитрий Назипов

Дмитрий Назипов:

"Офис будущего" – это отсутствие офиса

Старший вице-президент ВТБ Дмитрий Назипов констатирует, что банковские офисы постепенно трансформируются в сторону облегчения: уменьшается количество персонала, централизуются функции. Корпоративные клиенты в идеале должны взаимодействовать с банком без посещения его офисов, розничные – найти в банковском офисе максимальный набор функций для самообслуживания.

CNews: Оценивая сегодняшние банковские ИТ-бюджеты и ИТ-проекты, можно ли сказать, что пришло время осторожных решений?

Дмитрий Назипов: Рынок восстановился, компании тратят сопоставимые с докризисным временем деньги. Но делают это, на мой взгляд, более осмысленно. Период безумно дорогих и высокорискованных проектов прошел. Например, постепенно закрываются текущие проекты по внедрению на российском рынке зарубежных АБС, и, похоже, отсутствуют желающие запускать новые аналогичные "проекты века".

CNews: Есть ли на российском ранке банковской информатизации место для новых зарубежных поставщиков?

Дмитрий Назипов: Да, но не при автоматизации главной книги. Востребованы новые продуктовые системы, например мы успешно внедрили в головном банке и внедряем в наших дочерних загранбанках систему автоматизации документарных операций Mysis Trade Innovation. Это направление исторически более развито на Западе, поэтому использование решения западной компании оптимально с точки зрения привнесения лидирующих мировых технологий и бизнес-процессов в российский банкинг.

Также западные решения традиционно хорошо "закрывают" область управления рисками, например, нами за последний год внедрена система Norkom.

CNews: Какие из ИТ-проектов ВТБ за последние два года считаете самыми значительными?

Дмитрий Назипов: Наше хранилище данных – беспрецедентный по масштабам проект, в его рамках реализовано множество аналитических инструментов и форм отчетности. Сейчас в ВТБ "единая версия правды"!

Хотел бы отметить внедрение и развитие функционала расчетного центра клиента: теперь банк предоставляет крупным холдинговым структурам услугу управления финансами в распределенной среде, фактически внутреннего казначейства. Сервисом уже воспользовались многие крупные клиенты. В рамках системы реализованы инновационные продукты, например cash pooling, которая принесла нам и нашим клиентам множество выгод с точки зрения качества управления денежными средствами.

CNews: Каков допустимый уровень риска при неоднозначной оценке эффективности нового внедрения?

Дмитрий Назипов: Вначале должна быть прозрачная бизнес-идея. Создаваемая бизнес-функция должна принести денег больше, чем затрачено на ИТ-поддержку. Руководить проектом должны бизнес-подразделения. В ВТБ обычной практикой является создание управляющего комитета и рабочей группы, во главе которой стоит руководитель бизнес-подразделения.

Он решает не только и не столько ИТ-проблемы, сколько проблемы встраивания системы в бизнес-контекст: обучение и обеспечение лояльности бизнес-пользователей, адаптация нормативных документов банка, совершенствование бизнес-процессов. Управление проектом должно быть четким и формализованным: существует проектный офис, отчетность, проходят заседания рабочей группы, результаты рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов. Абсолютно необходимо использование стандартной методики управления проектами даже для небольших проектов, только так можно гарантировать раннее распознавание проблем и их решение.

Заметные риски возникают в тех случаях, когда внедряются новые на российском рынке или вообще новые системы, которые до сих пор не использовались в других компаниях. Нам непросто далось решение проблем, возникших во время внедрения одной из подсистем управления расчетами, поскольку продукт известной западной компании был абсолютно новым. Российский партнер был не вполне готов к внедрению столь серьезного приложения, продукт требовал серьезного тюнинга, оптимизации, нужны были высококлассные специалисты. Мы фактически разобрали и собрали заново продукт вместе с вендором и партнером. Проблемы были решены, но из-за того, что изначально они не были предусмотрены, изменились сроки. Время внедрения увеличилось почти в 2 раза, мы остались в рамках бюджета только потому, что провели жесткие переговоры с партнером, добившись от него исправления огрехов за его счет.

К счастью, проект не предусматривал вывод на рынок нового бизнес-продукта, и его задержка не повлекла заметного ущерба для бизнеса банка. Но для нас это был очередной урок: любое решение должно проходить жесточайший отбор, и безусловным плюсом становится наличие позитивного опыта внедрения.

CNews: Но всегда кто-то бывает первым, и часто это именно лидеры рынка, то есть вы.

Дмитрий Назипов: Мы были первыми при внедрении расчетного центра клиента. Но это был очень прибыльный бизнес-кейс, мы хорошо знали поставщика, риск был приемлемым. В подобной ситуации мы и впредь готовы идти на риск. Сервис начал генерировать прибыль сразу с момента ввода системы в эксплуатацию. Но если выгоды менее очевидны, партнер менее известен, опыта на рынке нет, это основание, чтобы задуматься о целесообразности внедрения.

CNews: Говоря про неоднозначность, как вы относитесь к "офисам будущего"?

Дмитрий Назипов: Для корпоративного банкинга "офисом будущего" должно стать полное отсутствие офиса. В идеале бизнес-клиент должен появляться в банке только один раз – в момент открытия счета. Остальное взаимодействие должно быть безбумажным. Мы используем некоторые элементы из набора "офиса будущего", например внедряем систему видеоконсультаций. Сейчас мы реализуем систему, позволяющую организовать удаленное консультирование по сложным продуктам из любого офиса банка на территории страны. Например, клиенту в одном из регионов нужна информация по сложным продуктам, и соответствующего специалиста в местном офисе банка нет. В этом случае локальный офис-менеджер просто организует удаленное консультирование клиента со специалистом из центрального офиса.

Полномасштабные "офисы будущего" актуальны для розничного банкинга. Я как специалист и просто как клиент с радостью и интересом слежу за развитием "офисов будущего" "Сбербанка", "Банка Москвы", за усилиями ВТБ24 и "Альфа-банка" по построению дистанционных каналов. Но, честно говоря, я не очень верю в массовый "офис будущего" как средоточие технологических новинок типа громадных интерактивных дисплеев, говорящих виртуальных консультантов и пр.

Мне кажется, что в будущем розничный офис будет смотреться гораздо более скучно, просто зал со средствами разграничения доступа и целой линейкой разнообразных устройств обслуживания: банкоматами с функцией приема наличных, платежными терминалами, автоматическими хранилищами ценностей – депозитариями и прочими устройствами, которые заменят кассиров, операционистов и других банковских специалистов.

CNews: Когда будет внедрена ваша система удаленного консультирования для корпоративных клиентов?

Дмитрий Назипов: В Москве она уже разворачивается, например по продуктам валютного контроля. В регионах программа стартует в следующем году. Мы очень надеемся на то, что в ходе этой программы нам удастся с помощью удаленного консультирования сделать доступной всем регионам экспертизу головной организации.

В ВТБ сейчас стартует программа трансформации филиальной сети. Полнофункциональные филиалы в регионах трансформируются в операционные офисы, гораздо более компактные и экономичные, которые тем не менее смогут эффективно поддерживать и развивать бизнес ВТБ в регионах. И использование технологии удаленного консультирования позволит оптимизировать численность персонала и улучшить качество обслуживания клиентов.

CNews: Как бы вы прокомментировали недавно подписанный Закон о национальной платежной системе? Что нового он несет?

Дмитрий Назипов: Закон очень своевременный. Он регулирует само понятие платежных систем, взаимодействие их субъектов, правила регулирования. Не секрет, что до сих пор многие инструменты платежей, например виртуальные деньги, находились за периметром правового поля, и права потребителей были защищены слабо. Так что закон устраняет многие пробелы в этом плане. Другое дело, что в законе не содержится и явный призыв к интеграции платежных систем и выработке универсальных форматов и правил их взаимодействия, то есть собственно формированию единого национального платежного пространства.

Очевидно, потребность в таком едином платежном пространстве очень велика и осознается гражданами, государством и банками. Фактически, парадигма реализуемого сейчас в России "электронного правительства" предусматривает создание такого пространства в части оплаты гражданами и организациями государственных услуг. Возможность оплатить разнообразные услуги и товары с использованием различных, наиболее комфортных для каждого потребителя каналов и платежных инструментов очень привлекательна.

Например, использование мобильного телефона как инструмента оплаты (кошелька) и терминала доступа к платежному сервису любого получателя денежных средств создает принципиально новую ситуацию на рынке розничных платежей. Однако, пока сотовые операторы и банки создают свои частные, несовместимые друг с другом системы мобильного банкинга, эта потенциально революционная новация не может быть реализована в полном объеме. Мы все, и банки, и сотовые операторы, и общество в целом несем из-за этого потери.

Поэтому банковское сообщество с энтузиазмом воспринимает и активно участвует в государственном проекте по созданию системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), и в проекте Центрального банка по стандартизации финансовых транзакций.

Важно, чтобы необходимость и выгодность совместной работы стала очевидной для всех участников процесса: и банков, и мобильных операторов, и операторов сетей платежных терминалов.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS