Обзор подготовлен

версия для печати
Евгений Хохлов

Евгений Хохлов:

Поддержка изменений в банке – тренд на ближайшие 10 лет

На вопросы CNews ответил Евгений Хохлов, генеральный директор «ПрограмБанк».

CNews: Какие события на рынке банковской информатизации вы могли бы назвать ключевыми за последнее время?

Евгений Хохлов: В качестве глобального тренда можно отметить укрупнение, как банков, так и поставщиков ИТ-систем. И это действительно глобальный тренд, так как процесс укрупнения происходит и среди глобальных поставщиков: SAP купил компанию Sybase, IBM – Informix, Cognos, ILOG. А «послужной» список поглощений Oracle всерьез встревожил ИТ сообщество, поскольку в одних руках за последние годы оказались технологии таких гигантов отрасли как PeopleSoft, iFlex, Siebel, Hyperion ,BEA Systems, Sun Microsystems и других. И этот процесс явно будет продолжаться.

Что же касается банковского ИТ, то одним из наиболее значимых трендов года является размораживание ИТ-бюджетов. Но при этом кризис внес значительные коррективы. Кризис научил менеджмент банков гораздо серьезнее относиться к долгосрочным инвестициям и связанным с ними рисками, и они все активнее применяют это по отношению к ИТ-инвестициям. Не случайно в Вашем исследовании две наиболее приоритетные темы для ИТ-директоров — повышение эффективности ИТ-службы и снижение стоимости владения ИТ-решений. В идеале руководство банка хочет, чтобы для ИТ-инвестиций, выходящих за пределы операционного ИТ-бюджета, CIO предоставлял им расчет окупаемости данного проекта (сделанный, естественно, с помощью бизнеса и поставщиков ИТ-решений). Мы участвовали в создании таких документов с нашими клиентами и понимаем, и видим, насколько заинтересован в этом менеджмент банков, насколько экономический взгляд на ИТ-проекты все более доминирует на нашем рынке.

Существенно меняется и взгляд на ИТ-ландшафт банка. В вечном споре между «лучшим приложением для каждой задачи» и «интегрированной системой банка» сейчас явно весы склоняются в сторону «лучшей задачи» и «лучшей практики», особенно в крупных и средних банках. Частично это связано с новыми возможностями, которые предоставляет сервисно-ориентированная архитектура, позволяющая интегрировать различные приложения. Другое дело, что SOA не только не единственный, но часто и не лучший вариант - о том, какая интеграция сейчас востребована, я расскажу в ответе на последний вопрос. В любом случае, это приводит к тому, что задача обеспечения эффективной интеграции (причем эта эффективность тоже измеряется в терминах бизнес-пользователей) становится все более приоритетной для CIO любого банка.

Ну, и как всегда, среди событий — законодательство в области защиты персональных данных: как федеральные законы, так и принятие стандартов Банка России СТО БР ИББС. Причем, по нашему мнению, здесь законодательная инициатива в большой степени коррелирует со стратегическими интересами банковского бизнеса, поэтому, хотя стандарты Банка России (именно в них фокус сделан на объективных задачах и параметрах банковской безопасности) являются лишь рекомендованными, по нашей информации, большинство банков планирует на них ориентироваться.

Из событий на рынке банковского ИТ можно еще отметить активное начало работ в области программирования для мобильных устройств. То, что эта тема модная — несомненно, а вот до какой степени именно эта мода поможет банкам развивать свой розничный бизнес, покажет время.

CNews: Какие ИТ-задачи наиболее актуальны сейчас для банковской отрасли, по вашим наблюдениям?

Евгений Хохлов: Для банков разного размера в настоящее время наиболее актуальными являются разные задачи, которые можно разбить на пять основных блоков.

Во-первых, сейчас крайне востребованы проекты комплексной автоматизации розницы, которые не только доступны для широкой массы банков, но и рентабельны для них. Но чтобы проекты были рентабельными, предлагаемому ИТ-решению необходимо соответствовать широкому спектру требований. Прежде всего, речь идет о комплексности. Должны закрываться все задачи — от обслуживания клиентов до подготовки всех данных и собственно формирования регламентированной отчетности. Также значительное внимание уделяется гарантированному качеству обслуживания клиентов. В частности, это означает, что следует предоставить сотрудникам банка ту среду обслуживания клиентов, где они будут это делать не просто в соответствии с принятыми регламентами и максимально быстро, но, при этом, смогут сосредоточиться на работе с клиентом, а не на информационной системе. Система должна использоваться сотрудниками фронт-офисных подразделений банка как инструмент обслуживания клиентов, например, снабжать продавца ипотечных кредитов дополнительной информацией о вариантах страховок, предоставлять встроенные калькуляторы кредитных и депозитных продуктов, давать предварительную скоринговую оценку и т.п. — все зависит от политики конкретного банка. В дополнение не стоит забывать об удобстве инструмента для оперативной настройки продуктового ряда, максимально доступного бизнесу. И, естественно, решение должно быть рентабельным. В идеале поставщик должен уметь рассчитать совместно с заказчиком сроки окупаемости решения, причем эти сроки должны быть меньше «горизонта планирования» для данного банка, иначе проект будет являться высокорискованной инвестицией.

В качестве второй по важности потребности  автоматизации банковской отрасли можно назвать использование инструментов поддержки принятия решений, причем как на стратегическом, так и на оперативном уровне. В крупных банках и банковских группах — это, безусловно, решения на основе Хранилищ данных — иначе обеспечить оперативное управление при существующем разнообразии источников данных, практически невозможно, а потребность в этом колоссальна. И здесь крайне актуальны технологии очистки данных, принимаемых из внешних источников. Причем, повысить качество данных необходимо до того, как выполнены трудоемкие содержательные расчеты. Богатый инструментарий для этого заложен в нашей платформе «Нострадамус: Хранилище данных».

Малые и средние банки ждут от разработчиков подобных инструментов в рамках АБС. К сожалению, пока таких предложений на рынке мало. Именно поэтому мы так много работаем над встроенной системой отчетности в рамках ИБС «Центавр Омега». Этот инструментарий позволит менеджменту банка оценить прибыльность продуктов, увидеть динамику доходов различных точек присутствия банка, следить за ключевыми нормативами. Для этого мы предлагаем не только удобные средства визуализации, но и многие инструменты, которые характерны для Хранилищ данных — расшифровка показателей вплоть до первичных операций, инструменты приема и очистки данных из внешних источников и т.д.

В-третьих, для всех банков растет актуальность темы МСФО в связи с наступающим 01.01.2012. Хотя многие отдают эту задачу внешним аудиторам, задача сбора качественных исходных данных и их консолидации всегда лежит на банке, да и сами аудиторы всё чаще записывают отсутствие системы автоматизации по МСФО в качестве замечания. Наиболее интересны для банков те решения по МСФО, которые доказали свою эффективность, особенно в крупных банках и банковских группах.

Также все более остро встает вопрос безопасности, в том числе защиты персональных данных. Существует много различных внешних по отношению к АБС средств защиты информации, но применение их довольно обременительно для процессов и финансов банка. Чтобы помочь банкам решить эту проблему, мы дополнили свои АБС подсистемами информационной безопасности, максимально с ними интегрированными и удовлетворяющими всем требованиям регуляторов, в первую очередь я имею в виде СТО БР ИББС.

И, наконец, в стратегическом смысле перспективной задачей для ИТ является «поддержка изменений в банке» — нам кажется, что это тренд на ближайшие лет 10.

CNews: В отечественном банковском секторе регулярны сделки M&A, многие банки начинают экспансию, развивают новые направления. Насколько эти процессы стимулируют рост спроса на централизованные решения?

Евгений Хохлов: Безусловно, все процессы развития и реструктуризации банков активно влияют на ИТ. Но это влияние гораздо более разнообразно и масштабно, чем просто повышение спроса на централизованные решения. Фактически речь идет о том, что банки заинтересованы в инструменте поддержки изменений. Кризис, безусловно, показал менеджменту банков, что ситуация может меняться, причем меняться быстро и непредсказуемо. И будущее банка зависит, в первую очередь от того, насколько быстро, активно и эффективно менеджмент будет реагировать на изменения внешней среды (куда относятся и рыночные изменения, и законодательные, и новые технологические возможности, и глобальные тренды, и многое иное).

Соответственно, эффективность (в том числе и эффективность в экономическом разрезе, которая сейчас, как мы уже упоминали выше, наиболее актуальна для владельцев и топ-менеджмента банка) ИТ зависит от того, насколько ИТ-решения поддерживают изменения бизнеса. В число этих изменений, безусловно, входит поддержка реструктуризации и поддержка роста и экспансии.

При этом крайне важно, что ИТ-решение должно поддерживать не заранее запланированные изменения (это как раз нетрудно), а широкий спектр возможных изменений. То есть, если брать ту же реструктуризацию, то примеры могут выглядеть так: сначала банк запланировал открыть филиал и даже его открывает, а потом переводит в статус операционного офиса в подчинение другого филиала. Или, например, банк А, присоединив банк Б, решает полностью включить его в существующую вертикаль управления, обеспечить единый продуктовый ряд и бизнес-процессы обоих банков (а для этого оптимально иметь единую информационную систему), а потом выясняется, что перестраивать бизнес-процессы банка Б означает потерять весь менеджмент и половину клиентов… и оставляют как есть.

Переходя к вопросу централизованных решений, многофилиальный банк может либо стремиться к единообразию филиалов, устанавливая единый продуктовый ряд, единые стандарты обслуживания, все более-менее значимые решения принимаются в центральном офисе, либо строить филиалы как центры прибыли, а те филиалы, которые не могут работать как центры прибыли, переводить в статус операционного офиса. Впрочем, есть еще третий вариант, - искать компромиссы – например, единый продуктовый ряд, но разные технологии обслуживания клиентов, разные распределения функций между подразделениями филиалов

В первом варианте (единая схема работы для всех филиалов) ЦАБС является оптимальным решением (в большинстве случаев, если нет жестких технических ограничений типа нестабильных каналов связи). Во втором варианте — однозначно нет. Возможны, как указано выше, и промежуточные, компромиссные варианты, а также ситуации, когда часть филиальной сети — «единообразна», а часть — отдельные центры прибыли (особенно, когда банк возник в результате объединения). И, понятно, один вариант может постепенно (а то и резко), переходить в другой. Поэтому ИТ-система должна поддерживать быструю реструктуризацию. Потому что вопросы реструктуризации менеджмент и владельцы хотят решать исходя из экономики и маркетинга, принимая во внимание вопросы управления и кадров, а не вопросы ИТ.

ИТ-система должна поддерживать реструктуризацию, экспансию и прочие изменения бизнеса так же надежно и быстро, как хороший автомобиль слушается руля — а уж куда поворачивать, водитель будет решать, не вспоминая про технические параметры своей ИТ-машины.

Кроме этого, объединение банков и создание банковских групп стимулирует рост спроса на аналитические решения на хранилищах данных. Потому что они позволяют сохранить управляемость бизнеса на стратегическом уровне и прозрачность для акционеров при объединении банков и при разнородной филиальной сети. Мы это сейчас видим по росту интереса к нашему продукту «Нострадамус».

Отдельно стоит сказать про масштабируемость решений: она нужна и для поддержки роста бизнеса, и для поддержки экспансии, и для поддержки той же реструктуризации — при переходе филиальной сети банка на ЦАБС объем операций в базе данных может одномоментно увеличиться на порядок и даже больше.

Поэтому для ИБС «Гефест» была выбрана СУБД, обеспечивающая максимальную на тот момент производительность и масштабируемость на единицу затрат — СУБД «Саche’», а «Омега» поддерживает несколько промышленных СУБД и позволяет заменить СУБД на уровне «переключения параметров» — эта операция не требует остановки бизнеса банка и привлечения или «переучивания» пользователей системы.

CNews: «Облачные» технологии обещают значительную экономию ИТ-затрат, но долгожданный бум здесь все не наступает. Возможно, влияет привычный баланс между капитальными и операционными затратами?

Евгений Хохлов: На наш взгляд, этот вопрос не связан с балансом между затратами, а связан с требованиями безопасности, низким доверием к компаниям, предлагающим такие услуги, а также нежеланием ИТ-службы делиться влиянием в банке с внешними агентами. Именно по этой причине банки, например, очень мало пользуются аутсорсингом ИТ-услуг, хотя разговоры об этом идут давно и предложений много.

CNews: На ваш взгляд, какие решения банкам могли бы быть интересны, с точки зрения доставки из облака?

Евгений Хохлов: Из своего облака — сервисные функции, канцелярский документооборот. Ведение финансовых задач – к этому пока не готовы.

CNews: Какие ИТ-проекты ведет сейчас «Програмбанк» в банковском секторе?

Евгений Хохлов: Один из наиболее интересных проектов в настоящее время связан как раз с поддержкой изменений. С 2006 года клиентом «Омеги» является банк АКБ «Национальный Клиринговый Центр» (НКЦ), входящий в группу ММВБ. Последние годы реализуются масштабные проекты по переводу различных секторов биржевых торгов в режим работы через центрального контрагента, а также проекты по созданию и освоению новых инструментов, предлагаемых клиентам биржи, например, сейчас реализуется «длинный своп» на валютном рынке.

Такое масштабное развитие бизнеса означает и переход в другую схему интеграции (надо отметить, что с 2007 года мы последовательно сменили несколько схем интеграции по мере реструктуризации группы и изменения требований бизнеса), а также значительного роста числа операций — в качестве центрального контрагента биржи НКЦ должен обрабатывать миллионы операций в день. Одновременно идет процесс подготовки к IPO. Кроме того, банк активно осваивает новые финансовые инструменты по собственным операциям на финансовых рынках. Поддержка всех этих изменений — это не ИТ-проект, а блок ИТ-проектов, поддерживающих активную экспансию и модернизацию банка в различных направлениях

Еще одна интересная группа проектов, в котором принимает участие «Омега» — это модернизация и развитие ИТ-архитектуры в банке ВТБ. Эти проекты очень важны для нас, поскольку позволяют развивать на практике самые современные технологии с участием десятков приложений, с участием многих вендоров, в централизованной архитектуре, охватывающей как головной банк, так и всю филиальную сеть.

Сейчас растет интерес к проектам по МСФО, наш опыт в ВТБ, Дойче банке и др. сейчас очень востребован. Мы реализуем проект по МСФО в банковской группе «Ренессанс Капитал» и в ряде банков.

Кроме этого, в компании ведется масса менее глобальных, но интересных проектов по обслуживанию казначейских операций, активному использованию актуальных инструментов, таких как металлические вклады, кредиты, счета, операции с драг. металлами, а также, несмотря на неустойчивость фондового рынка, операции с ценными бумагами.

CNews: Каковы ваши планы дальнейшего развития банковского направления? На каких решениях и технологиях вы в первую очередь сфокусированы?

Евгений Хохлов: Технологии должны быть адекватны текущим задачам и возможностям, и быть способными плавно сменять друг друга, не вызывая излишних затрат и рисков. Мы считаем, что интеграция — одна из ключевых технологических тем, и развиваем спектр интеграционных инструментов, технологий и вариантов, которые мы предлагаем банкам. Причем таким образом, чтобы банк мог с минимальными затратами и в очень сжатые сроки менять свою схему интеграции. В частности, речь идет о полунтеграционных модулях, интеграционном ядре и интегрции в ИТ-ландшафт, выстроенный в SAO-архитектуре. Стоит отметить, что в первом случае реализуется сквозной документооборот, с минимальным использованием общих процедур. Обеспечивается работа на единой базе с выделением части процедур в отдельный слой. Дополнительные сервисные операции при этом ведутся в едином пространстве, но не загружают главную книгу. Это наиболее востребовано в том случае, когда часть банковских бизнесов (например, розничный), организационно и экономически обособлены в банке. В то же время второй вариант очень востребован банками за пределами ТОП-100, заинтересованными во многих преимуществах SOA-архитектуры, но для которых проект на интеграционной шине экономически нерентабелен (даже если он доступен банку, ИТ-проект на ней не окупится). В этом случае обеспечивается прозрачность бизнес-процессов, встроенная бизнес-логика, простая технология подключения новых бизнес-приложений, в общем, большинство возможностей современной интеграции.

Создание ПИБ (подсистем информационной безопасности) для наших программных комплексов «Гефест» и «Омега». Нам кажется, это позволит решить целый круг задач: реализовать рекомендации Банка России (СТО БР ИББС), дать специализированные рабочие места для служб безопасности банка (которые в них давно нуждаются), обеспечить, наконец, инструменты для таких базовых правил, как «правило четырех рук» и.т.д. Мы видим колоссальный интерес к этой теме (одни только наши мероприятия по теме банковской безопасности за последние 1,5 года посетило более 800 человек), и активно работаем в этом направлении.

Кроме этого, мы всегда продолжаем работать над производительностью. Одно из направлений этой работы — повышение эффективности использования параллельных вычислений, это повышает производительность ресурсоемких монопольных процессов.

Из инновационных направлений работы хотелось бы отметить использование мобильных устройств для полноценного доступа и создание решения по CRM. Востребованность в банках сейчас очень велика, предложения на рынке для банков представлены в основном от западных производителей, а их внедряемость пока оставляет желать лучшего.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS