Яркие звезды Востока

В рейтинг лучших IT-компаний, составленный журналом BusinessWeek, вошло множество азиатских предприятий, способных выдержать существенный экономический спад.

Теперь в этом нет сомнений: когда речь заходит об информационных технологиях, на первом плане появляются азиатские компании. Корейские, тайваньские и китайские производители заняли 7 из 10 первых строчек рейтинга BW. Южно-корейская компания Samsung Electronics — ведущий мировой производитель полупроводников, мобильных телефонов и потребительской электроники — занимает первое место.

Одно из объяснений такого положения вещей в том, что акции американских технологических компаний сильно обесценились за последнее время, а потребности западного рынка в высокотехнологичных продуктах существенно снизились. Почти обратная ситуация наблюдается на азиатских рынках, которые здорово «поправились» за последний год и прибавили тем самым веса и главным игрокам. Ни одна компания не смогла извлечь для себя столько выгоды из этой ситуации, сколько Samsung. Еще одной предпосылкой роста азиатских технологических компаний явилась их способность эффективно работать в низкоценовом сегменте мирового рынка и предлагать инновации в области продуктов и сетевых решений.


Бэрри Лэм, председатель технологической компании Quanta Computer, утверждает, что в условиях отраслевого спада побеждать всегда будет производитель недорогих товаров. Quanta продает свою продукцию под брендами 9 наиболее известных в мире компаний. Так, в прошлом году заказы на производство компьютеров от Dell резко возросли, и прибыль Quanta составила $353 млн.

Из соображений экономии западные компании вынуждены обращаться на Восток за производством персональных компьютеров, сотовых телефонов и полупроводников. Тем более что, например, тайваньские компании преуспели в области дизайна, скорости производства и экономии издержек. За последние несколько лет их конкурентоспособность увеличилась, поскольку производство переместилось в Китай.

Однако азиаты понимают, что на аутсорсинге они далеко не уедут. Председатель Elite Group Computer Systems Джонсон Чанг говорит, что азиатским компаниям необходимо повышать свою привлекательность, чтобы расти. В этой связи многие азиатские компании поняли необходимость диверсификации. Elite Group в настоящее время сосредотачивает свои усилия на потребительском рынке, изобретая мини-PC и гибридные устройства, которые по размеру меньше, а по цене и быстродействию лучше, чем большинство ноутбуков. Другой пример — Hon Hai Precision Industry, которая в дополнение к своим серверам, устройствам памяти и маршрутизаторам начинает производить высокотехнологичные компоненты для автомобилей. По утверждению главы Hon Hai Терри Гоу, сегодня недостаточно просто взять и спросить у потребителя, что ему нужно, необходимо это предугадывать. Именно поэтому 10 июня компания объявила о своих планах по строительству нового исследовательского комплекса в Тайване.

Однако способность азиатских компаний эффективно работать в низкоценовом сегменте — не единственный фактор рыночного роста. Исполнительный директор Samsung Electronics Юн Джонг Йонг уверен, что верная стратегия диверсификации в его компании также приносит свои плоды. Прибыли от производства мобильных телефонов и домашней электроники составили 2/3 от годовой прибыли компании в прошлом году ($2,4 млрд). Несмотря на обвал котировок мировых технологических компаний на Nasdaq, Samsung увеличил затраты на исследования с 1,6 млрд долларов в 2000 году до 2 млрд в прошлом году. В то же время маркетинговые затраты возросли с $580 млн до $870 млн. Агрессивная политика такого рода уже оправдала себя. В прошлом году доля Samsung на мировом рынке DRAM-чипов достигла 27%, по сравнению с 20,9% в 2000, более того, с 5 до 7% выросла доля компании на рынке мобильных телефонов за тот же период. Результаты Samsung доказывают преимущества стратегии экономического балансирования, говорит Юн.

Подобно Samsung, многие другие азиатские компании полагаются на растущий внутренний спрос. Эта тенденция особенно характерна для Китая. China Mobile заняла благодаря ей 6 место в рейтинге BusinessWeek.

Корейские компании вплотную занялись беспроводными технологиями и их сбытом на внутреннем рынке. Ведущие корейские мобильные операторы — SK Telecom и KT Freetel — вкладывают значительные средства в развитие 3G-технологий. Эта тенденция не в последнюю очередь связана с завышенной стоимостью лицензий на развитие сетей третьего поколения в Европе. Samsung Electronics и LG Electronics выпустили мобильные телефоны с встроенными камерами, способные делать снимки и в сжатом виде пересылать изображения на другие мобильные телефоны или компьютеры.

Японская компания Canon, лидер в производстве копировальной техники, надеется закрепить свои позиции на мировом рынке, инвестируя развитие технологий и оборудования для производства полупроводников. После того как будет завершена работа над оптической технологией производства чипов, Canon планирует использовать эту инновацию в секторе копировальной техники.

Несмотря на все это, американский рынок выравнивает свое положение. Для того чтобы остаться на вершине рейтинга, азиатским компаниям придется решать новые проблемы, с которыми сталкивается их бизнес.