Объединение ClickVI и IMHO: мнения президента IMHO VI и компаний-конкурентов

Объединение ClickVI и IMHO: мнения президента IMHO VI и компаний-конкурентов 
Как уже сообщал CNews.ru, вчера было объявлено сразу о двух крупных слияниях на российском рынке интернет-рекламы. О «полном и равноправном объединении своих компаний» заявили Internet Media House Russia (IMHO) и агентство ClickVI, входящее в Группу компаний «Видео Интернешнл». Объединенная компания, которая будет называться IMHO VI, начинает работу с 1 февраля 2002 года. Как следует из пресс-релиза, основными ее активами станут лицензии на продукты DoubleClick (DART и AdServer), на использование технологий ScreenGlide, VideoScreen FlyingScreen, а также эксклюзивное право продажи рекламы на Лента.Ру.

В тот же день группа компаний «Видео Интернешнл» объявила об объединении агентства iVI (Video International Interactive) и агентства интернет-рекламы System.ru. Новое агентство будет называться iVI.System.

С просьбой прокомментировать происшедшее событие CNews.ru обратился к президенту IMHO VI Арсену Ревазову.

CNews.ru: Какие премущества получат IMHO и ClickVI после объединения?

Арсен Ревазов: IMHO получает доступ к огромным бюджетам «Видео Интернешнл», возможность влиять на них, перераспределять их в сторону интернета. Это главный выигрыш IMHO. Второе преимущество — технология DoubleClick, которую «Видео Интернешнл» успел за эти полгода довести до ума.

В свою очередь, «Видео Интернешнл» получит огромную клиентскую «интернетовскую» базу, на которую эта компания никогда не могла влиять. Есть большое число фирм, не зависящих от телевидения (например, IBM, Microsoft, Intel), которые никогда не были в зоне влияния, которые всегда были «родными» интернету.

Во вторых, «Видео Интернешнл» получает готовый коллектив, который умеет профессионально работать в интернете, в третьих, получает технологии, которыми владеет IMHO, и, наконец, получает живую, работающую, прибыльную компанию.

CNews.ru: Каким вам видится штат объединенной компании?

А.Р: В IMHO VI мы проведем, конечно, ряд сокращений — зачем нам дублирующие функции? Это всегда бывает при слияниях. За счет того, что мы сокращаем людей, исполняющих дублирующие функции, мы предполагаем, что общая экономия бюджетных расходов составит более $10 тыс.

Впрочем, сокращение не будет носить «массовый» характер. Думаю, что в объединенной компании будет работать на пять-шесть сотрудников меньше. Это примерные цифры.

CNews.ru: Какие изменения в связи с объединением произойдут в ценовой политике? Изменятся ли цены на услуги для ваших клиентов?

А.Р.: Безусловно, изменения произойдут. Потому, что у нас должен подешеветь DoubleClick. Если раньше мы пользовались американским DoubleClick и платили за это использование достаточно большую сумму, то сейчас мы достаточно быстро перейдем на DoubleClick «Видео Интернешнл», который поддерживается здесь.Реклама при этом не подешевеет, подешевеет технология DoubleClick.

Сейчас сайты пустые. Они вынуждены довольно большую цену брать за рекламу с потенциальных рекламодателей. Если мы «забьем» сайты рекламой, то себестоимость поддержки сайтов понизится, и таким образом, возможно, снизится косвенная цена. Но я думаю, что это совершенно необязательно.

Падения цен точно не будет: больше будет денег в интернете, цены поднимутся.

CNews.ru: Какую долю рынка IMHO VI предполагает занять на рынке отечественной интернет-рекламы?

А.Р.: Одно время была традиция хвастаться своей долей рынка, и все этим занимались. Порой оказывалось, что если цифры, заявленные фирмами, сложить, то в итоге получалось 250%. Мы категорически хотим уйти от анализа доли рынка. Потому что рынок никто не мерит. Я могу сказать, что мы планируем определенный оборот нашей компании. Но окончательный бизнес-план IMHO VI будет опубликован только в конце февраля. Нужно, чтобы минимум месяц прошел.

Впрочем, мы надеемся, что оборот всего рынка интернет-рекламы в текущем году вырастет на 30–40%.

CNews.ru: Как объединенная компания предполагает вести политику лицензирования, столь горячо отстаиваемую Вами?

А.Р.: Мы и раньше достаточно уверенно чувствовали себя в этом вопросе. Наверное, наша уверенность в том, что мы правы возросла. На нашей стороне правда. Мы действительно чувствовали себя вполне безопасно и без «Видео Интернешнл». Мы не сильно рассчитываем на помощь «Видео Интернешнл» в этом вопросе, но если потребуется, она, конечно, будет оказана. Понятно, что юридическая поддержка у них посильнее, чем у нас.

С вопросом, о том, что изменится на рынке интернет-рекламы с появлением нового игрока, а также в политике лицензирования технологий, CNews.ru обратился к руководителям некоторых компаний, занимающихся рекламой в интернете.

Андрей Чернышев, директор по новым проектам, компания AdWatch:

— На самом деле, пока не очень понятно, что произойдет и как будет себя вести новая компания на рынке. Несомненно, со слиянием этих двух компаний на рынке появился достаточно сильный новый игрок. (Несмотря на то, что раньше обе компании, по нашему мнению, не входили в пятерку сильнейших рекламных агентств).

Все зависит от того, кто возглавит компанию, какие люди будут ею управлять, какие люди будут там работать. И мы искренне надеемся, что это будут люди «правильные», которые верно и цивилизованно будут работать с этим рынком. Пока прогнозировать сложно, было сделано лишь официальное объявление…

Рынок интернет-рекламы сегодня поделенным, если говорить о «нишах». Каждое из трех топовых рекламных агентств — «Двасолнца», Promo.ru и AdWatch до сих пор работали в своих нишах. Мы больше занимались брендинговой рекламой, «Двасолнца» IT-рынком и IT-рекламными кампаниями, и Промо в последнее время ушло в сторону rich-media. В этих нишах, можно сказать, рынок был достаточно поделен. Какое место новая компания займет на рынке и в какую нишу прежде всего устремится, на самом деле и определит, какова будет конкуренция на рынке.

Дмитрий Ашманов, директор отдела рекламы, компания Город Инфо:

— Я думаю, что в этом слиянии значительно больше положительных бонусов получает IMHO, и IMHO получает выход на большинство клиентов «Видео Интернешнл», с которыми сам ClickVI, видимо не совсем хорошо справился за время своего существования А у Арсена Ревазова и его команды есть довольно хороший опыт, понимание, того, что и как здесь нужно делать. Более того, они этого значительно больше хотят, чем «Видео Интернешнл» и прошлый состав ClickVI. Поскольку выросли все из интернета, и это значительно ближе им. 

Что получится с рынком? Не секрет, что у «Видео Интернешнл» есть большие возможности на рекламном рынке, есть огромная клиентская база, есть множество клиентов, очень хороших, «вкусных», интересных. И существенно для интернета, если они придут в интернет. Большинство этих клиентов пока не представлены в сети. И если до них удастся достучаться, если Арсен будет, используя флаг «Видео Интернешнл», приходить к этим клиентам и объяснять им, что и как делается в интернете, то распределение долей на рынке может измениться. Велика вероятность того, что придет большое количество клиентов с огромными бюджетами. И, соответственно, эта объединенная компания имеет шансы получить очень хороший кусок рынка — порядка 30 %. Конечно, им во многом приходится начинать с самого начала, и пройдет еще немало времени, прежде чем удастся сдвинуть этот маховик с места. Но у них есть все для этого в руках, и при грамотном менеджменте и желании думаю, что это можно сделать.

У конкурентов альянса ничего не изменится: конкурентная борьба станет, наверное, пожестче. Главное, чтобы все соблюдали этические нормы и неписаные правила конкурентной борьбы. Я думаю, что сейчас такого рода гарантом в рамках этой организации, которая вчера была объявлена, может выступать «Видео Интернешнл». Возможно, каких-то резких ходов, свойственных Ревазову в прошлом году, теперь не будет делаться. Конечно же компания будет отстаивать свои интересы, но это будет менее резко, более обтекаемо, в разумных рамках.

Что касается споров по поводу лицензирования технологий — это своего рода утопия, и она возможна лишь до первого прецедента. Лицензии на подобного рода средства быть выданы не могут. По одной простой причине: они давным-давно используются на Западе, и все об этом знают.

Кирилл Шиденко, генеральный директор AMPR/ AdVerso:

— С появлением объединенной компании на отечественном рынке интернет-рекламы ничего не изменится. Агентства работали по отдельности, теперь будут существовать вместе, в рамках одной структуры. Наша компания в связи с появлением нового конкурента ничего в своем бизнесе менять не намерена.

Очевидно, что этот альянс нужен IMHO (Это агентство достаточно долгое время держится на пиаре и акциях, подобных «Ах, мы лицензировали ScreenGlide!») По крайней мере, понятно, зачем он IMHO. Непонятно, зачем это слияние понадобилось «Видео Интернешнл».

Видимо, Арсен Ревазов предполагает, что объединение с «Видео Интернешнл» упрочит его позиции в отстаивании прав на патентование ScreenGlide. Но, неизвестно, как поведет себя в сложившейся ситуации сама «Видео Интернешнл».

К настоящему моменту рынок интернет-рекламы в той или иной степени сформировался, определились ключевые игроки. Но в то же время баланс, установившийся на рынке, хрупок. Пока же рынок мал и неустойчив, и делить его преждевременно.

По моему мнению, все агентства должны сосредоточить свои усилия на создании цивилизованного рынка, на привлечении новых рекламодателей, новых бюджетов, а не на вырывании куска друг у друга и запугивании конкурентов мифическими лицензиями.

Тимофей Бокарев, генеральный директор Promo.Ru:

— Если честно, маловероятно, что это событие изменит рынок. Наверное, это принесет пользу и IMHO и «Видео Интернешнл», это действительно так. Но пока есть лишь общая информация о событии, никто подробностей этого слияния не знает. Например, более года назад у IMHO была пресс-конференция, где компания объявила о слиянии с «Манифестом». В результате ничем кроме декларации это не закончилось. Поэтому, конечно, я могу за коллег порадоваться, а вопрос влияния на рынок зависит от того, что было действительной причиной этого явления и реальное это объединение или декларативное. Я сомневаюсь, что это принесет какие-то перемены. У нас открытие каждого агентства ассоциируется с влиянием на рынок. Когда появилась «Видео Интернешнл» ее приход никак на рынок не повлиял.

В любом случае, приход новых игроков, объединение, это, наверное, положительный факт, и, если никто не занимается деструктивной деятельностью, наверное, это будет во благо всего рынка. Потому что интернет-реклама сейчас (хотя серьезный интерес уже проснулся у рекламодателей) это $1,5 — $1,4 на человека в год. Это очень мало с учетом того, как можно на этого человека воздействовать, и насколько сладкая и платежеспособная аудитория сейчас в российском интернете.

Мы считаем IMHO своим конкурентом, и если речь не идет о декларативной форме — то наше соперничество, однозначно, усилится.

Если же говорить о лицензировании, то с юридической точки зрения — шансов у них нет никаких, с точки зрения этической — тоже. Поэтому, если они люди здравомыслящие, то ничего делать не будут. Если IMHO более-менее все равно, то «Видео Интернешнл», думаю, дорожит своей репутацией и не будет ввязываться в эти склоки. Так что может быть, это объединение к лучшему. Те нелицеприятные вещи, которыми занималась IMHO, в рамках союза уже, я надеюсь, будут невозможны.