Статья

Рынок VAS: стагнация обозначила старт для новых направлений

IoT

В условиях экономического кризиса стагнирующий рынок VAS может превратиться в сокращающийся. Основным локомотивом сегмента является спрос со стороны частных абонентов, а в условиях роста цен и сокращения доходов населения информационные и развлекательные сервисы привлекают все меньше пользователей. Потенциал роста имеется на смежных рынках мобильной коммерции и интернета вещей.

Подобная история циклично повторяется на разных рынках: сначала какой-то сегмент объявляется перспективным, затем даже самые консервативные игроки убеждаются, что он действительно растет, поэтому все скепсисы периода формирования и становления рассеиваются. Дальше сектор становится лидером и постепенно, или стремительно, вырастает до таких недосягаемых вершин, что наступает время резонного вопроса: неужели теперь только вниз?

Влияние кризиса

Ровно два года назад, в марте 2013 г., в CNews вышла статья под знаковым заголовком «VAS-услуги — драйвер телекоммуникационных сервисов». Всего год с небольшим спустя лидер рынка VAS-сервисов, компания i-Free, объявляет о переименовании своего отраслевого мероприятия Mobile VAS & Apps Conference, главного ежегодного форума в сегменте VAS, в Mobile Trends Forum. Это знаковое переименование произошло еще до начала экономического кризиса и стагнации. Рост выручки телекоммуникационных компаний в 2014 г. шел, в основном, за счет услуг передачи данных, а вот продажа контента и передача сообщений демонстрировали отрицательную динамику.

Экономический кризис и резкое падение уровня жизни привели к закономерному падению потребительского спроса на услуги связи, среди которых под самым сильным ударом оказались роуминг и VAS-сервисы. В то же самое время тарифы на связь у операторов явно отстают от потребительской инфляции, а конкуренция только обостряется. Возникает логичный вопрос: как и в каком направлении контент-провайдеры собираются двигаться дальше?

Стоит учитывать и общую динамику на рынке смартфонов: после краткосрочного всплеска «инвестиционных» покупок, когда граждане приобретали технику по докризисным ценам в расчете наиболее выгодно потратить обесценившиеся рубли, случился закономерный спад. Не очень сложно спрогнозировать замедление темпов проникновения смартфонов среди обедневшего населения. В кризисные периоды логично было бы фокусировать внимание на более богатом корпоративном рынке, однако, за исключением мобильного интернета, корпоративные клиенты и в лучшие времена гораздо менее активно подписывались на дополнительные услуги, чем «частники».

Ситуация осложняется тем, что рынок VAS достиг определенного максимума задолго до начала экономического коллапса. Увеличения аудитории почти не наблюдалось. Очевидно, что в нынешних условиях, в режиме экономии, к которому переходит все больше потребителей, увеличение цен на услуги вряд ли сделает существующие услуги более популярными. Отсюда напрашивается вывод, что решение сложной задачи с несколькими неизвестными следует искать в секторе новых предложений и новых продуктов, которые смогут стимулировать потребителей охотнее платить за VAS-сервисы.

Сервисы новые и старые

В настоящее время самой востребованной услугой остается RBT (Ring Back Tone). Довольно активно развивается IVR по подписке с так называемой «бесплатной минутой». Весьма доходным оказались голосовые IVR-знакомства. Принцип работы этого сервиса довольно прост: заплатив абонентскую плату (около i20 в день) клиент получает возможность случайного соединения с другим абонентом той же группы, Причем сервис способен охватывать всю территорию России, а общение не предполагает дополнительной оплаты. Среди ставших «классическими» направлениями VAS-сервисов стоит упомянуть мобильные порталы по продажам медиа-контента и STK-витрины. Например, сервис «МТС Инфо», суть которого формулируется тремя вопросами: Хотите узнать свой гороскоп, прогноз погоды или курс валют на сегодня? Любите анекдоты и шутки? Хотите хорошо провести время за видео, играми и музыкой? Эта классика VAS-жанра не меняется уже много лет. Безусловно, она приносит доход, но никаких точек роста в этом сегменте не наблюдается. Определенное увеличение пользовательской базы в 2014 г. было отмечено у сервиса «Звони при нуле». Но оно вызвано не креативными решениями, и даже не обеднением пользователей или повышением уровня забывчивости о своевременной оплате, а увеличением общего проникновения мобильных услуг.

Однако рынок VAS все еще готов принимать новые продукты. Например, проект «Tele2 Радио», реализованный компанией Intech, собрал внушительную пользовательскую базу. Сервис, где абоненты слушают музыкальные хиты и анекдоты, управляя потоком с помощью телефона, получил устойчивый рост и свыше 270 тыс. подписчиков — как минимум неплохие показатели. Проникновение этой услуги составляет порядка 1,25%.

Как ни парадоксально, но именно примеры подобных сервисов демонстрируют, что сокращающийся рынок VAS не просто жив, но и готов принимать принципиально новые продукты. Оно и понятно: исчерпав старые идеи, игроки работают над созданием новых услуг. Именно новые прорывные сервисы помогут поддержать сокращающийся VAS-рынок.

Перспективным направлением для VAS-провайдеров может стать развитие новых направлений бизнеса, связанных со смежными телекому областями: мобильной коммерцией, рекламой и маркетингом, интернетом вещей и Digital Health. По такому пути и пошли в уже упомянутой компании Intech. Команда, которая раньше занималась разработкой решений в области мобильной коммерции и цифрового контента для операторов сотовой связи, уже выходит на новые для себя рынки. Начали с фитнес-трекера для собак Spotty. Гаджет одновременно выполняет несколько функций. Во-первых, брелок, надетый на обычный ошейник, контролирует местонахождение собаки с помощью встроенного GPS-трекера. Информация передается на смартфон хозяина. Во-вторых, Spotty позволяет отслеживать физическую активность питомца, узнавать о его здоровье, выстраивать программы тренировок и следить за результатами. В-третьих, Spotty — это социальная сеть «по интересам». Она объединяет собаководов, давая возможность общаться с владельцами собак той же породы или знакомиться с собаководами по соседству.

Несмотря на нишевость нового продукта, его перспективы весьма оптимистичны. Да и потенциальная база клиентов только в городах-миллионниках измеряется сотнями тысяч пользователей. Ведь Spotty предлагает решение сразу нескольких проблем, связанных с безопасностью и здоровьем любимцев. А собачники, как известно, тратят деньги на своих питомцев даже охотнее, чем на себя. «Мы поняли, что сейчас хороший момент для развития совершенно новых направлений», – говорит технический директор Intech Виктор Кононенко. «Учитывая наш опыт в телекоме и уже сформированную команду, выходить на смежные рынки мобильной коммерции или интернета вещей нам оказалось в разы проще».