Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Игорь Горбатов: Торговые компании уделяют все большее внимание аналитическим компонентам ИТ-систем

Игорь Горбатов

На вопросы CNews ответил Игорь Горбатов, заместитель генерального директора РБК СОФТ (группа компаний "Армада")

CNews: Какие события на российском розничном рынке вы бы выделили как наиболее значимые за последний год?

Игорь Горбатов: Российский рынок розничной торговли в последнее время претерпевает существенные изменения. Прежде всего, отмечу начало активной работы крупных зарубежных игроков, таких как «Метро», «Ашан», «Билла» и др. Эти компании задают очень высокий уровень стандартов обслуживания, и отечественным участникам рынка для удержания покупателей приходится оперативно менять свои бизнес-процессы и, соответственно, перестраивать информационные системы, модифицировать ИТ-инфраструктуру.

Усиление конкуренции приводит к снижению прибыли и заставляет торговые компании обращать пристальное внимание на регионы. Тем более что региональные рынки растут куда более высокими темпами, чем столичный (около 40 % против 10 %). Другим следствием этого процесса является то, что российский розничный рынок активно консолидируется. Мелкие и средние компании поглощаются более крупными игроками или сливаются друг с другом.

CNews: Как изменились за последние годы требования торговых компаний к построению информационных систем?

Игорь Горбатов: Иностранные компании, которые пришли на наш рынок, принесли с собой отлаженные бизнес-процессы, опирающиеся на эффективное использование информационных технологий. Комплексный подход к автоматизации вместо «лоскутных одеял», которыми прикрывались некоторые отечественные компании, позволил западным ритейлерам быстро выйти на лидирующие позиции на российском розничном рынке.

В связи с этим изменились и требования торговых компаний к системам автоматизации. Все больше внимания они уделяют аналитическим компонентам ИТ-систем, которые призваны наладить эффективную обработку имеющихся данных, чтобы в режиме реального времени управлять запасами, гибко реагировать на потребительские предпочтения, анализировать и прогнозировать пики покупательского спроса, распознавать вызвавшие их причины и, в конечном итоге, стимулировать повышение средней стоимости чека.

Ведение истории покупок и посещений магазина позволяет ритейлерам эффективно планировать товарные потоки, адекватно оценивать результаты проведения рекламных кампаний и промоакций, избегать неэффективных затрат и, как следствие, снижать издержки.

CNews: Какая функциональность систем автоматизации пользуется сегодня наибольшим спросом у российских торговых компаний?

Игорь Горбатов: В зависимости от выбранной стратегии развития предприятия торговли инвестируют средства по-разному.

Те, кто решил продать бизнес, стремятся навести порядок в доме и соответствовать требованиям будущих покупателей. Их волнуют вопросы повышения прозрачности бизнеса и его инвестиционной привлекательности за счет использования комплексных систем автоматизации, основанных на ИТ-платформах всемирно признанных поставщиков. С одной стороны, это повышает стоимость компании, а, с другой — в дальнейшем будет способствовать эффективной интеграции приобретенного бизнеса в новую структуру.

Компании, стратегически ориентированные на повышение собственной конкурентоспособности, активно занимаются проектами повышения лояльности покупателей. Я уже касался этого вопроса и имею в виду современные ИТ-решения, поддерживающие новейшие маркетинговые ноу-хау, системы оперативного сбора информации и аналитические системы, позволяющие радикально сократить время обработки данных и учитывать не только очевидные тенденции, но и сиюминутные колебания покупательского спроса.

В связи с региональной экспансией системы автоматизации торговых компаний должны поддерживать территориальную распределенность и обеспечивать возможность оперативного принятия решений в регионах независимо от степени их удаленности от центра.

Не могу не отметить, что многие компании уделяют большое внимание имиджевой составляющей своего бизнеса. При этом не суть важно, продает ли компания автомобили, экологические продукты, товары массового спроса или лекарственные препараты. Каждая из них стремится создать свой неповторимый, запоминающийся образ, как в реальном, так и в виртуальном пространстве.

CNews: Что, на ваш взгляд, остается сдерживающим фактором для информатизации отечественной розницы?

Игорь Горбатов: На мой взгляд, руководителям торговых компаний психологически сложно выделять значительные финансовые ресурсы на создание комплексных систем автоматизации. Во многом это связано с трудностями при оценке эффективности внедрения ИТ-систем и последующей увязке позитивных результатов работы компании с таким внедрением. Ведь проект создания всеобъемлющей информационной системы может длиться не один год. Ритейлерам более понятны инвестиции в новые торговые площади или даже в рекламу, которые, с их точки зрения, приносят более конкретный и прогнозируемый результат.

CNews: Какие новые технологии, по вашим данным, обретают популярность в среде ритейлеров? Разделяете ли вы оптимизм экспертов по поводу мобильных решений, интегрированных с системами автоматизации?

Игорь Горбатов: Жесткая конкуренция на рынке ритейла заставляет торговые компании предлагать нечто новое, что не могут дать покупателям другие игроки. И этим «нечто» становятся новые стандарты обслуживания, основанные на передовых информационных технологиях.

Мобильные решения, например, помогают продавцам «подобрать ключи» к кошелькам потребителей с активной жизненной позицией, которых принято называть новаторами или «пионерами». Вкупе с мощной аналитической системой эти решения, основанные на передаче SMS, ММS и разработке WAP-порталов, позволяют реализовывать современные маркетинговые программы, учитывающие вкусы покупателя, сокращающие время покупки и привлекающие новых клиентов. В качестве примера можно привести рассылку с помощью мобильных телефонов специальных рекламных предложений, бонусов, штрих-кодов, дающих индивидуальные скидки.

Еще одно перспективное направление — это системы, позволяющие ускорить процесс обработки заказов. В портфеле продуктов «Армады» есть решение «Мобильный агент», основная идея которого состоит в том, чтобы сократить время ожидания клиента при совершении сделок, требующих документального оформления. Наше решение позволяет, например, купить автомобиль, не выходя из дома. Происходить это может следующим образом: представитель автосалона приезжает к покупателю и оформляет необходимые документы в электронной форме (договор на приобретение, страховой полис, договор на дополнительные услуги, связанные с регистрацией в ГИБДД и пр.). «Мобильный агент» позволяет ему тут же распечатать бумажные версии документов для подписания сторонами и, главное, сразу же запустить механизм оформления покупки в информационной системе автосалона. Покупателю остается лишь дождаться, когда автомобиль доставят к подъезду его дома.

Последние достижения технологической мысли позволяют создавать так называемые «умные магазины». В «умном магазине» тележка, анализируя выбранный покупателем ассортимент, предлагает ему обратить внимание на сопутствующие товары, прелести которых тут же демонстрирует рекламный монитор. Или, например, представьте себе прилавок, который приветствует очередного покупателя как своего старого знакомого и советует попробовать новый сорт колбасы, поступившей только что в продажу. Современные ИТ-решения уже сейчас позволяют реализовать подобные маркетинговые технологии. Таким образом, покупатель может стать объектом индивидуального маркетингового воздействия, что дает больший эффект, чем обезличенная реклама.

Компании, которые первыми внедрят информационные системы, реализующие такие услуги, получат в свое распоряжение неоспоримое конкурентное преимущество. Они привлекут внимание «пионеров», которые живо реагируют на новые предложения и активно пропагандируют их в своей среде, что расширяет потенциальную аудиторию в десятки и сотни раз, так как вслед за пионерами покупателями обычно становятся те, кто целиком доверяет их мнению.

CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией за последний год в торговом секторе, вы можете отметить в числе наиболее интересных?

Игорь Горбатов: Компании, входящие в группу «Армада», в последнее время выполнили несколько проектов для предприятий розничного сектора. Мы работали с такими известными игроками, как «Эльдорадо», X5 Retail Group N. V (владельцем крупнейших сетей розничной торговли «Перекресток» и «Пятерочка»), сетями супермаркетов «Гроссмарт», «Патерсон», эко-супермаркетом «Грюнвальд», группами компаний «Рольф» и «Автомир», ювелирными магазинами «Адамас» и др.

Каждый из этих проектов был по-своему интересен. Нам удалось расширить свою экспертизу в секторе розничной торговли, создать тиражируемые решения, завоевать доверие новых клиентов и повысить лояльность старых партнеров.

CNews: Каковы планы «Армады» в отношении расширения экспертизы в области предоставления ИТ-услуг и решений компаниям торгового сегмента?

Игорь Горбатов: Мы внимательно следим за развитием сектора розничной торговли и происходящими на нем изменениями. Нас привлекают темпы роста этого рынка, финансовые возможности торговых компаний и насущная необходимость модернизации систем автоматизации ритейла. Мы, безусловно, продолжим свою работу в этом секторе и будем развивать наши решения, которые помогают получить значительные конкурентные преимущества в борьбе за благосклонность покупателей. Учитывая нашу агрессивную стратегию рыночного роста, я не исключаю того, что мы пойдем по пути приобретения наиболее интересных нишевых ИТ-компаний — с тем, чтобы в ближайшее время еще больше усилить свои позиции среди поставщиков ИТ-услуг для розничного сектора.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS