[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Дамир Мубаракшин: Чтобы каждый сантиметр торговой площади работал с максимальной отдачей, нужны соответствующие программные инструменты

Дамир Мубаракшин

На вопросы CNews отвечает Дамир Мубаракшин, коммерческий директор компании «СМ Трэйд».

CNews: Какие задачи сегодня являются для торговых сетей определяющими при автоматизации бэк-офиса? Как изменились за последние годы потребности розничных компаний в этом плане?

Дамир Мубаракшин: При решении задачи повышения экономической эффективности торгового бизнеса, принципиальное значение имеют три параметра автоматизации back-офиса. Первый связан с потребностью розничных сетей в реализации подхода just-in-time. Его успешность зависит от технических характеристик программного решения: надежности системы и скорости обработки данных как фронтального контура, так и внутри back-офиса. Для этого необходима высокопрофессиональная интеграция и обеспечение максимальной скорости обработки запросов. Второй параметр — точно продуманная архитектура решения, соответствующая конфигурации розницы. У большого числа компаний есть актуальная необходимость в решениях, включающих надстройку над back-контуром — head-офис. Кроме того, для многих сетей характерна история так называемой «лоскутной» автоматизации. В некоторых случаях для разных объектов используются разные системы. Такая ситуация препятствует эффективной оперативной деятельности компании и рано или поздно перестает устраивать. И последнее — острая потребность в более мощной функциональности системы. При общей тенденции обострения борьбы за покупателя, менеджерам и аналитикам розничных сетей требуются более эффективное программное обеспечение.

CNews: Какие новые функциональные возможности систем автоматизации бэк-офиса вы могли бы отметить в числе наиболее востребованных в последние годы?

Дамир Мубаракшин: Для того чтобы каждый квадратный сантиметр торговой площади работал с максимальной отдачей, нужны соответствующие программные инструменты. Мы их называем «модулями эффективного бизнеса». Они поставляются как в составе наших решений, так и отдельно — модули легко стыкуются с уже работающей учетной системой. Предоставляемые ими функциональные возможности позволяют повысить конкурентоспособность торгового предприятия.

Ключевое для эффективного управления торговым предприятием программное решение — это системно-выстроенная глубокая аналитика деятельности. Требования к аналитическому блоку бэк-офисных систем за последние годы серьезно возросли. Теперь менеджерам розничных компаний необходим гораздо более мощный функционал, поскольку отчеты, которые требуются для принятия управленческих решений. Кроме того, изменились требования к анализируемым данным — это должна быть самая свежая информация. И, наконец, сам отчет должен быть получен максимально быстро — буквально за секунду.

Всем этим требованиям отвечает программный модуль SM Managment, созданный на основе оригинальной аналитической системы с использованием известного современного BI-броузера производства Crystal Dicisions. Модуль интегрируется на уровне учетной системы и позволяет получить любые срезы из хранилища данных в виде сводных таблиц. При этом скорость обработки информации очень высока.

Помимо аналитической функции, позволяющей принимать эффективные решения, огромную роль для розничной торговли играет управление выкладкой товара. Оптимизацией этого направления «занимается» программный модуль. Он позволяет визуально представить выкладку на полке (каждому наименованию соответствует изображение товара — фотография). Сидя за компьютером, менеджер может попробовать несколько вариантов выкладки, выбрать лучший и реализовать его. Модуль SM Merchandising можно использовать и в качестве инструмента разработки и актуализации внутренних стандартов мерчендайзинга розничной компании. Тогда в разных магазинах и с учетом разных параметров менеджеры будут руководствоваться визуализированными инструкциями по выкладке.

CNews: Каким продуктам в настоящее время в основном отдают предпочтение отечественные торговые компании при автоматизации бэк-офиса — полнофункциональным ERP-системам или локальным системам, автоматизирующим отдельные процессы? Как долго, по вашему мнению, сохранятся сегодняшние предпочтения?

Дамир Мубаракшин: Предпочтения отечественных торговых компаний зависят от размера предприятия. Чем больше розничная сеть, тем выше сложность операций: больше статистических данных, сложнее юридическая схема, значительно больше рабочих мест. Крупнейшие федеральные сети представлены несколькими форматами, присутствуют франшизные магазины, ведутся параллельные, другого профиля, бизнесы, есть необходимость в ведении отчетности по международным стандартам. Все это должно быть учтено при автоматизации и предопределяет ее сложную, разномерную конфигурацию. Крупнейшие федеральные сети чаще всего выбирают ERP-системы, конструируя на их платформе собственное уникальное решение. Для этого привлекаются сторонние консультанты, проводится локализация и адаптация системы, увеличивается штат программистов.

Но таких крупнейших федеральных сетей очень немного — единицы. Для остальных сетей такие системы затратны по ресурсам: в ERP-системах полностью отсутствуют необходимые инструменты управления торговыми бизнес-процессами — их придется программировать с нуля. Кроме высокой стоимости они требуют времени: на реализацию проекта по внедрению уходит год-полтора. Поэтому предпочтение отдается отраслевым специализированным программным решениям, функциональность которых четко соответствует нуждам торгового предприятия. А еслипоявятся новые потребности — то и программное решение будет быстро адаптировано

Если говорить о преимуществах локальных систем, не предусматривающих полную автоматизацию бизнес-процессов предприятия, то они позволяют реализовать принцип «необходимости и достаточности»: с успехом автоматизировать ту часть бизнеса, которую требуется автоматизировать. Например, если оптовая компания решила развивать розницу и открыла гипермаркет, то для его автоматизации нужно совсем немного достроить имеющуюся систему. А ERP в этом случае — просто избыточный ресурс, который себя никогда не окупит.

В подобных случаях программный продукт на такой открытой платформе как «1C» является оптимальным — есть возможность гибко подстраивать решение под появляющиеся требования.

По поводу сохранения сегодняшних предпочтений можно сказать, что они будут актуальны до тех пор, пока будут существовать средние и мелкие розничные компании. Но, возвращаясь к тенденции расширения функциональности локальных систем, думаю, что даже для этой категории отечественных торговых компаний все более интересными станут решения, позволяющие реализовать комплексное управление эффективностью предприятия.

СNews: Как вы оцениваете актуальную ситуацию в плане безопасности в российских торговых сетях? Выросла ли, на ваш взгляд, объективная необходимость использования противокражного оборудования? Насколько увеличились технологические возможности данных устройств за последние годы?

Дамир Мубаракшин: В отличие от Западной Европы, где для исследования уровня потерь розничных предприятий от краж применяют серьезный учет и проводят статистические исследования, в России вопрос воровства посетителей и нечистого на руку персонала изучается очень слабо. Это связано с тем, что западноевропейский и российский рынок розничной торговли находятся на разных ступенях развития.

В Европе бурный рост рынка уже прекратился, ритейлеры ведут борьбу за повышение эффективности бизнеса, поэтому могут себе позволить регулярное проведение исследований. Согласно результатам последних из них, сумма потерь в зависимости от отраслевого профиля предприятия составляет до четверти прибыли от осуществления торговой деятельности.

В нашей стране долгое время противокражные системы считались особенностью бутика или супермаркета. Но сегодня они стали объективно необходимым способом защиты от краж в магазне практически любого формата. Спрос на охранные системы в России очень высок. Однако сама по себе установка противокражной системы не может полностью решить проблему краж в торговом зале. Необходимо разрабатывать эффективные комплексные решения, учитывающие специфику объекта. Обычно они включают в себя противокражные системы, системы видеонаблюдения, обзорные зеркала, защитные сейферы для DVD и CD, системы защиты высокотехнологичной продукции (ноутбуков, мобильных телефонов и т.п.) на стеллажах. Именно такие проекты реализовывают специалисты компании «СМ Трэйд».

Производители противокражного оборудования постоянно ведут научно-технические разработки, среди которых необходимо отметить инновационные решения корпорации ADT (торговая марка Sensormatic), основателя акустомагнитной технологии. Системы защиты от краж Sensormatic имеют оригинальный дизайн, способны защитить самые широкие проходы, не срабатывают на денежные купюры. Не так давно новую линейку противокражного оборудования представила компания Gateway — ведущий производитель противокражных систем радиочастотной технологии. Постоянно ведется усовершенствование существующих моделей. Тенденции улучшения технических возможностей противокражного оборудования — налицо.

СNews: Каково в настоящее время соотношение доли проектов, реализованных вашей компанией для автоматизации фронт-офисов и бэк-офисов торговых сетей? Каковы ваши планы по развитию каждого из этих направлений бизнеса?

Дамир Мубаракшин: На сегодняшний момент это соотношение примерно 50 на 50. Но ситуация развивается, и возможно, что к концу года оно изменится: проектов по автоматизации front-офиса станет немного больше. Дело в том, что ужесточение борьбы за покупателя подтолкнуло менеджмент розничных сетей к созданию комплексных, более сложных программ лояльности. Сейчас такие программы разрабатывают маркетинговые отделы всех федеральных и большинства локальных сетей. Программы лояльности предусматривают не только долгосрочные, но и краткосрочные акции, акции приуроченные к праздникам (начиная от Нового года и заканчивая Днем рождения, свадьбой клиента). Функционал старых front-разработок, учитывающих только простые скидки, стал просто неактуальным.

Но, помимо продуманного функционала, приоритетным вопросом для нашей компании является качество инсталляции и постгарантийный сервис. Для заказчиков принципиальным является время простоя кассы. Поэтому нами реализована возможность удаленной настройки кассового оборудования, организована четкая работа по сервисному обслуживанию.

Борьба за экономическую эффективность оказывает серьезное влияние и на развитие back-офисных систем. Одна из новинок, которая была создана для руководителей торговых сетей — Web Tender — модуль, позволяющий вести тендеры по закупке товаров онлайн. Этот программный инструмент дает возможность сделать проводимые тендеры абсолютно прозрачными для руководителя. Независимо от своего местонахождения, топ-менеджер имеет возможность посмотреть все заявки, основываясь на оперативной информации, оценить условия и дать необходимые распоряжения.

Отдельно я бы упомянул продолжение работы по развитию специальных программных шлюзов для централизованного управления торговым оборудованием. Помимо типовых решений, мы разработали программное обеспечение по интеграции весового оборудования разных производителей (более 40 единиц) для гипермаркета «Ашан». Решение объединяет имеющийся парк оборудования в единый информационный управляющий контур и связывает через интерфейс обмена с основной системой предприятия. Это единственная на рынке система управления технологическим оборудованием разных производителей.

СNews: Ваша система для автоматизации бэк-офиса — SM Complex Family — реализована на платформе «1С-Предприятие». В чем отличие этой системы от разработок других партнеров «1С»?

Дамир Мубаракшин: Особенность наших продуктов заключается в том, что все конфигурации написаны с нуля. Мы пользуемся платформой 1С как языком программирования, программисты называют это «движком». При создании программных продуктов компании «СМ Трэйд» мы используем библиотеки функций, которые есть в 1С, а вся логика и алгоритмы — это труд наших разработчиков.

К другим отличиям наших продуктов можно отнести то, что в них изначально разделены оперативный учет и бухгалтерская часть: из оперативной части в бухгалтерскую делается выгрузка данных, с которыми потом можно работать отдельно. Это очень удобно при внесении изменений, нет необходимости делать это несколько раз. Другой пример — информацию об остатках можно получить в трех видах: текущие остатки в обычном представлении, отрицательные, положительные. Эти и другие «мелочи» отличают наши продукты от других. Но именно в подобных «мелочах» — удобство и более высокая скорость ежедневной работы специалистов торгового предприятия.

А вот что никак нельзя отнести к «мелочам» — так это скорость работы. В каждой присутствующей на рынке back-офисной системе реализованы основные, типовые функции.. Но скорость обработки данных, а значит, работы системы в целом зависит от конкретных программных кодов.

В нашей практике мы видели немало случаев, когда к «коробочной» системе «1С» стыкуют торговое оборудование. От этого система становится тяжеловесной, она может «зависнуть» при большом количестве обращений. В наших решениях такой проблемы нет: за работой торгового оборудования следят другие программы и ее замедление (и тем более — «зависание») исключено в принципе.

CNews: В числе ваших заказчиков — торговые сети различного профиля. Насколько существенным фактором при автоматизации розничной компании является ее специализация? Как этот момент учитывается вами при создании решения для бэк-офиса?

Дамир Мубаракшин: Есть два ключевых фактора, влияющих на логику бизнес-процессов предприятия и предопределяющих особенности его автоматизации. Первый — это отрасль, в которой работает предприятие, второй — его «индивидуальные» особенности. Поэтому принципы автоматизации продуктовой розницы едины вне зависимости от торгового формата: cash&carry, гипермаркеты, супермаркеты, магазины у дома. А вот нюансы каждого отдельного бизнеса выясняются дополнительно и учитываются в процессе внедрения.

Если говорить о решениях «СМ Трэйд» для продуктовой розницы, то необходимо упомянуть программное обеспечение, разработанное нашей компанией на платформе «1С: Предприятие 8.0». Одно из таких решений — это программный комплекс, разработанный специально для автоматизации управляющих компаний холдинговых структур — SM Complex: Проф. Головной офис (HQ) 8.Х. Система охватывает финансовый, логистический, коммерческий и исполнительный контуры предприятия, сопровождается системой SM Managment, интегрированной на уровне учетной системы. Взаимодействие с системой может осуществляться из любой точки, где есть доступ в интернет.

Еще один программный продукт — SM Complex: Проф. Типовой магазин 8.Х. Он предназначен для тех компаний, которым необходимо быстро автоматизировать основные бизнес-процессы супермаркета. Инсталляция комплекса и обучение сотрудников проводится за 2-3 дня. Причем данное решение предполагает низкую стоимость владения системой при стандартном наборе оборудования и программного обеспечения.

Автоматизация бизнес-процессов гипермаркетов и торговых сетей проводится с помощью полнофункционального программного комплекса SM Complex: Проф. Торговый центр 8.Х. Дополнительно поставляются специализированные модули, расширяющие функционал системы для работы с выкладкой товара (SM Merchandising), а также для организации прозрачной системы закупок (Web Tender). Back-система работает с любым торговым оборудованием, и осуществляет централизованный мониторинг его состояния.

Решения «Торговый центр 8.1» и «Типовой магазин 8.1» инсталлированы в торговой продуктовой сети «Титан» г. Улан-Удэ, включающей 8 магазинов. Этот проект был первым комплексным внедрением решения на платформе «1С: Предприятие 8.0», и поэтому его успех был очень важен для разработчиков и компании. При выборе системы автоматизации «Титан» знакомился с решением посредством технологии терминального доступа. Это очень удобно: потенциальный клиент может удаленно исследовать продукт настолько подробно, насколько это необходимо для принятия решения.

При автоматизации торговых предприятий непродуктовой розницы необходимо учитывать такие аспекты, как, например, гибкая система составления карточек товара с требуемым количеством и качеством вводимых пользователем параметров. Функционал системы для такого предприятия должен иметь расширенный набор характеристик и позволять учитывать множество измерений по любому товару. Причем для эффективного управления необходимо видеть аналитические разрезы по характеристикам непосредственно в оперативной отчетности.

Этим требованиям отвечают специализированные программные продукты «СМ Трэйд»: SM Complex: Department Store 8.Х. (решение для автоматизации учетной деятельности универмага, мультибрендового торгового центра, магазинов обуви и инвентаря) и SM Complex: Boutique 8.Х. (программное обеспечение для магазинов модной одежды и бутиков).

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS