[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Александр Рахманов: Движущий фактор роста инвестиций ритейлеров в ИТ — бурная экспансия розничных сетей

Александр Рахманов

О ключевых факторах роста российских ритейлеров, о новых функциональных потребностях отечественной торговли, о наиболее интересных проектах компании за минувший год в интервью CNews рассказал Александр Рахманов, руководитель розничного направления компании «Корус Консалтинг».

CNews: Как вы оцениваете динамику информатизации российской розницы в последние годы?

Александр Рахманов: Бурный рост информатизации российских торговых сетей за последние несколько лет — факт неоспоримый. Сегодня мы становимся свидетелями настоящего ИТ-бума в ритейле. Возможно, в ближайшее время рост перестанет быть столь интенсивным, однако положительная динамика в отрасли будет сохраняться.

Сегодня сложно выделить какое-то наиболее популярное направление в плане автоматизации. Спрос заказчиков достаточно диверсифицирован. За последние годы внедрено много систем управления торговлей, логистическими центрами. Многие компании приходят к необходимости автоматизации процесса сбора и анализа контрольных показателей эффективности. Кроме того, в связи с выходом некоторых торговых сетей на IPO серьезно повысился спрос на автоматизацию финансового контура, управленческого учета.

Поэтому наша компания не только реализует проекты в области управления торговлей, логистикой и лояльностью клиентов, но и автоматизирует бюджетирование и финансы.

CNews: Какие факторы стимулируют рост ИТ-бюджетов отечественного ритейла?

Александр Рахманов: Основной фактор, стимулирующий увеличение инвестиций в информационные технологии в ритейле, — это активный рост и экспансия розничных сетей. Быстро развивающимся компаниям информационные технологии обеспечивают качественный рост и позволяют не потерять управляемость. К увеличению ИТ-бюджетов ритейлеров также подталкивают многочисленные слияния и поглощения. С одной стороны, растущие компании, поглощающие более мелких конкурентов, стремятся получить надежную платформу для интеграции приобретаемых сетей. Но потенциально поглощаемые компании, в свою очередь, также хотят быть более прозрачными для покупателей. Стоит учитывать и тот факт, что нередко торговые сети создаются с нуля для последующей продажи стратегическому инвестору, что также требует высокого уровня информатизации на начальном этапе формирования сети.

CNews: В чем состоят ключевые особенности автоматизации торговых предприятий?

Александр Рахманов: Одна из основных особенностей внедрения информационных систем на торговых предприятиях — необходимость их интеграции с торговым оборудованием. Кроме того, любое решение для ритейла должно предусматривать возможность реализации специализированных маркетинговых программ, включающих в себя скидки, дисконтные карты, бонусы и т.д. Также при автоматизации любого крупного торгового предприятия приходится учитывать взаимоотношения с большим количеством поставщиков и крупный объем выполняемых в информационной системе транзакций. В случае розничных сетей важно наладить постоянную работу с удаленными пользователями и консолидацию информации.

CNews: Изменился ли, с вашей точки зрения, подход розничных сетей к выбору систем автоматизации и процессу их внедрения?

Александр Рахманов: Да, безусловно, изменился. Сегодня большинство компаний, выбирающих информационную систему, с самого начала правильно подходит к процессу определения как программного продукта, так и интегратора. Это сотрудничество, как правило, не на один проект, а на достаточно длительное время. На мой взгляд, уровень подготовки заказчиков к проекту по автоматизации, понимание задач проекта, подходы к проведению тендера свидетельствуют о новом уровне общей информатизации отечественного ритейлера.

Пять лет назад в России было мало специалистов, имевших за плечами опыт крупных внедрений. Сейчас они появились, у них есть и соответствующее образование, и практика, и опыт внедрения информационных систем. Поэтому к реализации ИТ-проектов заказчики сегодня подходят более грамотно и взвешенно.

CNews: Насколько на ваш взгляд, «подходят» отечественным «торговым» заказчикам (с учетом российского менталитета) западные системы управления бизнесом?

Александр Рахманов: Если рассматривать отдельно взятое стандартное западное решение, то оно по многим параметрам не подойдет ни типичному российскому ритейлеру, ни даже ритейлеру, который стремится использовать лучшие бизнес-практики. Это связано с самыми разными особенностями российского бизнеса, начиная от законодательства и заканчивая своеобразием корпоративной культуры в каждой компании — например, принципами работы с поставщиками или персоналом. Чтобы внедрение информационных технологий в любой из наших торговых сетей было эффективным, необходимо адаптировать стандартные западные системы. Но при адаптации важно помнить о сохранении базовой идеологии выбранного приложения. С учетом всех этих факторов мы и разрабатывали собственное решение для розничных предприятий Axapta Retail на базе Microsoft Dynamics AX. Уже много лет оно успешно используется крупными российскими ритейлерами.

Сравнивать зарубежные и отечественные программные продукты крайне сложно. Я бы не стал этого делать, поскольку убежден, что отечественных разработок, сопоставимых по классу, набору функциональности со специализированными западными продуктами, в России не существует.

CNews: Насколько велика, по-вашему, востребованность торговыми сетями решений для взаимодействия с поставщиками? Каким критериям, на ваш взгляд, должны соответствовать подобные решения?

Александр Рахманов: Многие крупные розничные сети рассматривают технологии EDI как ключевые для повышения эффективности взаимодействия с поставщиками. Главное отличительное преимущество такого решения — это сервис, который предоставляет интегратор ритейлеру, и в первую очередь, сервис по работе с поставщиками (подключение, мотивация поставщиков, разрешение спорных ситуаций, поддержка). Кроме того, такое решение должно быть простым, легким в использовании и гибким.

Сейчас российские ритейлеры активно подключаются к сети EDI, поскольку эта технология позволяет минимизировать действие пресловутого человеческого фактора. Однако ее развитие тормозят недостатки российского законодательства: в частности, тот факт, что текущая редакция законов о применении электронной цифровой подписи не позволяет исключить бумажный документооборот. Это доставляет огромное количество проблем контрагентам.

Думаю, несовершенство законодательства Российской Федерации, которое не позволяет использовать электронные версии документов в качестве учетных, в обозримом будущем будет устранено. Тогда технология EDI позволит российским компаниям получать те преимущества, которые сегодня доступным крупнейшим мировым торговым сетям.

Тем не менее, сегодня в Северо-Западном и Центральном регионах России нашей компанией к системе электронного обмена документами ECOD уже подключено более 1000 клиентов.

CNews: Какие еще новые технологии в области автоматизации наиболее востребованы российскими торговыми сетями?

Александр Рахманов: Многие торговые сети рассматривают вопрос о частичном или полном переходе на технологию управления запасами поставщиком — VMI. Здесь серьезным ограничением является то, что в России сейчас немного контрагентов, обладающих высокой степенью надежности для ритейлера. Поэтому для многих компаний возникает проблема управления дисциплиной поставщиков. Для этого в информационной системе запускается большое количество специальных контрольных показателей.

Ритейлеру важно в отношениях с поставщиком отслеживать надежность поставок, исключить вероятность просрочек и сбоев по договорным ценам. Все эти моменты необходимо предусмотреть, прежде чем отдать предпочтение тому или иному контрагенту. Многие используют штрафные санкции за невыполнение договорных обязательств и т.п. Такого рода функции мы внедряем в ходе реализации проектов для своих заказчиков. В конечном итоге сотрудники компаний тратят меньше времени на рутинную работу и могут заниматься бизнес-анализом, принимая на его основе правильные управленческие решения.

Велик в российском ритейле интерес и к мобильным рабочим местам, которые позволяют снизить трудозатраты на ежедневные операции. Внедрение технологии мобильных рабочих мест повышает эффективность работы сотрудников, соответственно, снижает требования к количеству персонала на местах и ведет к общему снижению затрат.

CNews: Как бы вы оценили спрос на WMS-системы и на системы управления логисткой в последний год на российском рынке?

Александр Рахманов: Спрос на WMS-системы в России растет с каждым днем. Системы управления складами востребованы как ритейлерами, так и дистрибуторами и производителями. Кроме того, сейчас в России начала активно развиваться сфера 3PL-услуг, предъявляющая серьезные требования к WMS-системам.

Одной из важных проблем для российской торговли и дистрибуции остается отсутствие грамотно построенных и организованных складов не только класса A, но и даже класса B, и всплеск развития складской логистики неизбежно повлечет за собой рост потребности в WMS-системах мирового уровня.

В этом году компания «Корус Консалтинг» вывела на российский рынок систему управления складами от Manhattan Assosiates. Это ведущий мировой разработчик систем автоматизации складских комплексов и цепочек поставок. На основе этой системы уже реализовано несколько проектов. В частности, первой российской компанией, выбравшей Manhattan WMS, стал 3PL-оператор Relogix.

CNews: Как вы оцениваете перспективы технологии RFID в России?

Александр Рахманов: Сегодня вся мировая торговля движется к массовому использованию RFID: уже в 2005 году эта технология затронула более 200 тыс. поставщиков, производителей и ритейлеров. Конечно, RFID пока не столь совершенна, как хотелось бы, зачастую просто слишком дорога, но подобный этап развития проходили и другие технологии, ставшие массовыми — например, штрих-кодирование. Пока что в России радиочастотная идентификация не распространена, но с приходом на наш рынок крупнейших мировых ритейлеров российские предприятия постепенно будут вынуждены переходить к ее использованию.

CNews: Какие потребности, с точки зрения аппаратных средств, сегодня доминируют у заказчиков, работающих в торговом сегменте?

Александр Рахманов: Для любого ритейлера важным критерием является отказоустойчивость системы, ведь час простоя оборачивается прямыми убытками. Поэтому при построении аппаратной архитектуры основной упор делается на надежность. Вопрос производительности также является очень важным. Ежедневно через торговые сети проходит огромное количество покупателей, поэтому информационная система должна обрабатывать множество операций для формирования оперативных отчетов о деятельности торговой компании.

При выборе оборудования в последние годы для клиентов все большее значение приобретает бренд, поскольку на практике компании, обладающие сильной торговой маркой, часто соответствуют требованиям заказчиков с точки зрения качества и надежности своих продуктов. Они отличаются и высоким уровнем сервиса, обеспечивая устранение проблем с техникой в наиболее сжатые сроки.

CNews: Каковы планы вашей компании по развитию функциональности решений, ориентированных на торговые сети?

Александр Рахманов: На текущий момент наша компания развивает программное обеспечение Axapta Retail. Сейчас улучшается ранее разработанная функциональность, ведется разработка новых механизмов прогнозирования спроса и планирования. Востребованность технологий управления запасами поставщиком требует от нас организации специальных интерфейсов, в том числе и на основе интернет-решений. «Корус Консалтинг» разрабатывает и новые функциональные возможности для решений по управлению программами лояльности.

CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией за последний год, вы могли бы отметить в числе ключевых?

Александр Рахманов: Компания в этом году завершила достаточно большое количество проектов, каждый из которых был по-своему интересен. Во всех этих проектах была автоматизирована торговая деятельность компании, управление товародвижением. Мы автоматизировали магазины сети автозаправочных комплексов Neste в Санкт-Петербурге. Проект был реализован в течение 6 месяцев. На текущий момент сеть АЗС получила эффективные инструменты, позволяющие расширить спектр услуг, улучшить контроль за операциями.

Интересный проект по автоматизации сети магазинов Daily Foods был реализован в сжатые сроки в Москве. Проект был примечателен тем, что в тот момент, когда мы приступили к его реализации, сети как таковой еще не было. Для того чтобы успеть к ее запуску, мы внедряли систему «как она есть», учитывая имеющиеся практики. Стоит отметить, что команда со стороны заказчика обладала большим опытом работы в продуктовом ритейле, действовала очень профессионально. Это позволило нам запустить систему (обладающую достаточно обширным функционалом) в довольно сжатые сроки.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS