[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Марина Комарова: На уровне ERP в ближайшие годы будет автоматизирована каждая сеть

Марина Комарова

На вопросы СNews отвечает Марина Комарова, руководитель отдела продаж в сегменте «Торговые предприятия» Helios IT-Operator.

CNews: Как вы оцениваете динамику рынка информатизации торговли в России?

Марина Комарова: В настоящее время любому торговому предприятию просто невозможно обходиться без средств, которые обеспечивают ИТ. Собственно, с наметившейся тенденцией укрупнения бизнеса отмечается и рост потребности в автоматизации и информатизации. Для успешной работы торговому предприятию, разумеется, необходима быстрая и точная статистика, своевременное получение требуемых данных. Кроме того, в торговом зале начинают широко использоваться технологические новинки. Этот рынок динамичен и перспективен.

CNews: Насколько, по вашим наблюдениям, за последний год выросли ИТ-бюджеты предприятий торговли, по мере того как увеличивался сам рынок розничных сетей?

Марина Комарова: В действительности, компании стали выделять больше средств на инвестиции в ИT. Они вкладывают дополнительные ресурсы в оборудование и ПО, думая о перспективах и дальнейшем развитии информационных систем. Только за последний год запросы в Helios IT-Operator от торговых предприятий в среднем возросли по бюджету почти вдвое. Что касается рынка в целом, предполагаю, что тенденция аналогична. Более того, в этом секторе появилось стремление лицензировать ПО, технологически соответствовать мировому уровню и превосходить конкурентов, для чего также требуются вложения в ИT.

CNews: Как вы оцениваете средний уровень автоматизации российских торговых сетей?

Марина Комарова: Можно утверждать, что на уровне ERP в ближайшие годы будет автоматизирована каждая сеть. Предполагаю, что следующим этапом неизбежно будет добавление аналитических модулей большинством растущих компаний. Это то, что касается автоматизации бизнес-процессов. Что касается торгового оборудования, модные информационные киоски и другие устройства уже стали привычными для потребителей, и мало кто жалеет средства на соответствие прогрессу. Сейчас ИT — это средство производства, неотъемлемая часть капитализации предприятий. Это и специальное оборудование и ПО, и мобильные устройства, множество аппаратных средств, различные технологии…

Предприятия стремятся к комплексной автоматизации, чтобы решения отдельных бизнес-задач складывались в единое целое, в интегрированную и, главное, масштабируемую информационную систему. Некоторые предприятия оптовой и розничной торговли росли слишком быстро, и сейчас приводят в порядок ИT-инфраструктуру в своих филиалах. Рассматриваются проекты по автоматизации управления ИT-инфраструктурой, чтобы она была гибкой и развивалась вместе с предприятием, была бы двигателем бизнеса, а не препятствием.

CNews: Как изменились подходы к автоматизации в российских торговых сетях? Можно ли говорить о том, что эффективность ИТ-проектов в торговле в последнее время заметно выросла?

Марина Комарова: Сейчас инвестиции в ИT осуществляются иначе, чем несколько лет назад. Выбирают теперь с учетом не только текущих, но и будущих требований, отдавая предпочтение модульным системам, интегрируемым и масштабируемым. Заказчики нуждаются в средствах оперативного анализа деятельности предприятия и средствах оптимизации. Российский рынок, получив уже достаточно навыков, профессионально вырос, и уровень качества предоставляемых услуг, а также их эффективность и целесообразность внедрений увеличиваются. Видится стремление к объединению в единое целое всех ИT-инструментов предприятия, это приводит к качественному скачку в возможностях ИT-сервиса, к росту его «интеллектуальности».

CNews: Какую долю рынка автоматизации торговли, по вашим оценкам, сейчас занимают собственно российские решения, по сравнению с западными продуктами? Насколько, на ваш взгляд, велика сейчас конкурентоспособность отечественных разработчиков?

Марина Комарова: Российские решения неуклонно увеличивают свою долю присутствия. Однако, по части конкурентоспособности они все еще часто проигрывают западным в таком важном аспекте, как поддержка предлагаемых решений на распределенных территориях. Привлечь и обучить хороших специалистов, обслуживать решение в регионах — это сложно и дорого. Пока наши компании в этом отношении уступают западным, пришедшим уже с опытом и деньгами. Думаю, это вопрос времени, и небольшого — российские предприятия растут во всех смыслах, и с более-менее стабильной экономической и политической ситуацией получают больше возможностей для реализации. Они находятся в постоянном движении вперед. Имея перед собой конкретные специализированные задачи, решают их проще, поскольку не успели привязаться к стереотипам, к тяжелым платформам. Кроме того, отечественные компании, за счет направленности на быстрое развитие, могут предложить лучшее соотношение цена-качество, могут работать в таких нишах, которые труднодоступны или просто неинтересны для ИT-систем западного происхождения. Даже крупными торговыми предприятиями во многих случаях востребованы именно отечественные решения. Получается, что специфика российского бизнеса является двигателем для развития наших разработчиков.

CNews: Как скоро, на ваш взгляд, отечественным бизнесом будет востребована технология радиочастотных меток (RFID) — например, в решениях для автоматизации цепочек поставок?

Марина Комарова: Технология RFID уже не нова, и каждое предприятие, связанное с поставками, наверняка оценивало целесообразность покупки такого решения. В самом вопросе содержится ответ — именно в автоматизации цепочек поставок технология RFID будет востребована больше, и стоимость решения будет оправдана. Однако, есть некоторые минусы, мешающие развитию технологии в целом — это незащищенность данных. Мало кто хочет открывать соседям содержимое своих сейфов. По информации, обнародованной на последнем CeBIT, уже к концу года эта проблема перестанет существовать, и когда это случится, произойдет новый виток в распространении RFID. Рынок пребывает в ожидании, когда появятся компании, которые публично заявят о своем положительном опыте использования решений на RFID, и ждать осталось уже совсем недолго. Инновации возникают на мировом уровне, и мы будем идти вслед за «монстрами», такими, как METROAG, например, активно интересующейся RFID. Как только там освоят эту технологию, она придет и к нам, это будет своего рода сигналом к старту. Как обычно и происходит, мы здесь не будем испытателями, и риск в подобных инвестициях будет намного меньшим.

CNews: Какие ИТ-решения, по вашим ожиданиям, будут наиболее востребованы торговыми сетями в ближайшие годы?

Марина Комарова: Самые необходимые: автоматизация и информатизация торгового зала, управление персоналом, обеспечение работы торговых представителей, развитие направления интернет-торговли. Также будут востребованы системы лояльности к потребителю и решения, обеспечивающие складские и логистические операции. Относительно последних можно сказать, что на Западе уже реализованы системы управления складскими запасами в сетях самих поставщиков, автоматизировано управление цепочками поставок — внедрен EDIFACT (Electronic data interchange for administration, commerce and transport), стандарт для обмена электронными документами. У нас все это еще впереди, в силу нехватки тех или иных ресурсов, например, мощных каналов связи. Когда мы дорастем до этого уровня, а произойдет это уже скоро, ИT-инфраструктура будет включать в себя практически все стороны бизнеса: от управления контрактами и заказами до ценообразования, взаиморасчетов, обмена документами. Даже распродажи будет организовывать ИT-система предприятия, она же будет основным средством для маркетинговых и рыночных исследований, для прогнозов. Пока что бюджеты на эти решения только в планах и приоритетное направление — связать все автоматизированные бизнес-задачи в единое целое, в управляемую ИT-инфраструктуру. Helios IT-Operator реализует проекты, связанные с повышением эффективности, прозрачности и управляемости службы IT. Такие проекты стали востребованными совсем недавно, и сейчас их будет все больше.

CNews: Какие наиболее масштабные проекты в торговле вы реализовали за последний год?

Марина Комарова: В последнее время мы много участвуем в открытиях новых филиалов торговых компаний в регионах. Так, мы занимаемся ИT-обеспечением при открытии магазинов «Патэрсон», новых офисов и магазинов ТД «Мак-Дак» и многих других оптовых и розничных торговых предприятий. Для «Перекрестка» мы подготовили специализированное терминальное решение, победившее в очень непростых условиях тендера. Мы ведем поставки сложных серверов и систем хранения данных для нужд вычислительных центров торговых предприятий, есть уже и такие. Кроме того, нами была разработана и выпущена линейка промышленных кассовых системных блоков HELiOSInPC 7xxx, содержащая модели для софтверных решений с любым уровнем сложности и требований к ресурсам. В числе другого специального оборудования, производимого нами, есть информационные киоски различной функциональности и дизайна, промышленные ПК и сервера с возможностью использования в неблагоприятных условиях: влажность, холод и т.п. У нас много масштабных проектов, и в сфере предприятий торговли их число возрастает быстрее, чем во многих других областях.

CNews: Cпасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS