[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Перспективы развития ИТ в торговле: через «провалы» потребления

Перспективы развития ИТ в торговле, с одной стороны, определяются классическими факторами. Темпы роста ИТ-потребления в среднесрочной перспективе целиком будут зависеть от того, как разрешится знакомая по многим отраслям ситуация — станет ли информатизация торговых предприятий подлинно массовой. С другой стороны, для торговли, как и для всех капиталоемких отраслей экономики, характерно развитие ИТ через «провалы» потребления.

Вынужденный бум

Сценарий массовой информатизации отечественного ритейла будет реализован, если в экономике сложатся условия, при которых торговые предприятия будут вынуждены осваивать ИТ. Причем не элементарные учётные системы, а хоть сколько-нибудь слабое подобие ERP, CRM и SCM. Примеры подобной «вынужденной» информатизации известны и по опыту других отраслей. Например, отечественные машиностроительные предприятия-экспортеры в свое время были поставлены перед необходимостью — обеспечить соответствие продукции, продаваемой на мировом рынке, стандартам CALS, делающим для заказчика «прозрачным» процесс создания, обслуживания в период эксплуатации и утилизации изделия. Некогда внедрение ИС в добывающих отраслях происходило из-за необходимости составления бухгалтерской отчетности по стандартам МСФО для допуска акций к международным фондовым рынкам. В свете недавних сбоев при переходе на МСФО возрастают затраты на ИТ в банковском секторе и т.д.

Практически вынужденная массовая информатизация возникает при соприкосновении отраслей с требованиями мирового рынка. Тео же касается и предприятий торговли, у них хотя и нет пока амбиций торговать за рубежом, однако, в свете отложенного, но, тем не менее, неумолимо приближающегося вступления в ВТО, западные стандарты идут к нам уже сами, независимо от нашего желания. Может возникнуть ситуация, что внедрение ИС определенного типа и уровня станет не добровольным решением руководства предприятия, а нормой, спущенной «сверху», как разновидность административного принуждения. Одновременно усилится и рыночное принуждение, когда ИТ станут фактором конкурентоспособности. Однако, учитывая капиталоемкий характер торговой отрасли, рыночное принуждение к информатизации будет действовать только на уровне крупнейших торговых сетей, которые настолько «расползутся» географически, что оптимальное управление, работу с клиентами и поставщиками организовать эффективно без использования ИТ будет невозможно.  

Если учесть, что текущие объемы рынка (порядка 8 млрд.руб.) создаются за счёт ИТ-активности примерно 20 % крупных и средних предприятий, то предел интенсивного роста рынка ограничивается сверху планкой 5 раз — т.е. максимальная емкость рынка на сегодняшний день составила бы порядка 40 млрд.руб. (в текущих ценах). До достижения этого порога темпы роста могут быть сколь угодно большими — всё будет зависеть от того, как много предприятий и как быстро удастся вовлечь в процессы ИТ-потребления. Превышение же этой величины делает возможным дальнейшее развитие исключительно за счет физического расширения отрасли — появления в ней новых предприятий (естественно, всегда будет существовать ещё и инфляционная динамика, но это «пустой» рост).

При этом скорость появления новых предприятий в отрасли не устойчива — например, в 2004 году количество предприятий в сфере оптовой и розничной торговли сократилось почти на 600 (данные ФСГС), а годом ранее, напротив, столь же резко возросло. Аналогичная динамика наблюдается и в оптовой торговле. В среднем же за год в отрасли появляется не более 100-300 предприятий средней руки (малые предприятия торговли, всякого рода «палатки» и «киоски», мы в данном случае исключаем из числа потенциальных потребителей ИТ), для которых, по крайней мере, на первых этапах, будут характерны ИТ-проекты с бюджетом $50-200 тыс. максимум. После того, как рынок достигнет своей верхней границы, такой физический прирост может обеспечить годовые темпы максимум в 2-4 %.

Сценарии развития рынка ИТ в торговле

Источник: CNews Analytics, 2006

… или последовательность «провалов» ИТ-потребления

Вполне вероятным, с другой стороны, видится и другой сценарий — стагнационного роста, в случае если информатизация останется уделом относительно немногочисленной локализованной группы предприятий, являющихся уже сегодня «постоянными клиентами» ИТ-компаний. Рост в этом случае будет происходить с темпами в 10-15 %, что связано с ежегодным ростом ИТ-активных предприятий в среднем на 200-300 единиц. Однако в условиях ограниченности потенциальных заказчиков, спрос на ИТ будет быстро насыщаться, и темпы начнут довольно быстро падать.

Рассмотренные сценарии развития рынка являются сильно идеализированными, поскольку не берут в рассмотрение капиталоемкость торговой отрасли. В действительности, развитие по любому из сценариев будет выглядеть не как гладкий рост, но как последовательность «провалов» ИТ-потребления. Общая положительная динамика расходов на ИТ, конечно, сохранится, но на фоне четко выраженных циклов снижения-восстановления объемов потребления. В капиталоемких отраслях, к которым относятся, например, легкая и пищевая промышленность, металлургия, добыча полезных ископаемых и т.д., как мы уже говорили, высокие технологии «исключены» из процесса создания прибыли. Для торговли, например, конкурентоспособность завязана в основном на способность вовремя закупить необходимое количество товара для реализации. Это отнюдь не означает, что ИТ в этих отраслях не имеют значения, и внедряют их от избытка денег или ради следования моде. Естественно, нет — экономия издержек управления, оптимизация бизнес-процессов, улучшение эффективности работы с клиентами и поставщиками — все это вещи, которые без современных информационных систем работают с большими пробуксовками. Однако, если для, скажем, электронной, космической промышленности или компьютеростроения потребление и совершенствование ИТ является неизменной составляющей роста технологического уровня производства, то в таких отраслях, как торговля ИТ выведены из главного технологического цикла и являются лишь вспомогательным средством, повышающим удобство и эффективность управленческой деятельности.

Таким образом, в первом случае потребление ИТ является для отдельного предприятия процессом непрерывным и развивающимся во времени, во втором же случае (в капиталоемких отраслях), потребление ИТ является «разовой» процедурой. Соответственно, для предприятий высокотехнологичных отрасли ИТ-затраты являются монотонно растущими, для предприятий же капиталоемких — это разовые затраты с последующим сокращением ИТ-бюджета до минимального уровня, необходимого для поддержания в рабочем состоянии внедренной ИС.

Это проявляется в годичных колебаниях ИТ-затрат. Чтобы рынок ИТ в капиталоемких отраслях стабильно рос, необходимо чтобы различные группы предприятий, внедривших информационные системы в разные годы, попеременно «замещали» друг друга в ИТ-расходах, т.е. чтобы циклы ИТ-расходов больших групп предприятий находились в противофазе. В ситуации же, когда фазы совпадают, например, все основные игроки внедрили у себя ИС и не нуждаются более в крупных ИТ-затратах, рынок падает — возникает «провал» ИТ-потребления.

Механизм возникновения «провалов» ИТ-потребления

Источник: CNews Analytics, 2006

Действительно, статистика отчетливо указывает на периодические «провалы» потребления практически во всех капиталоемких отраслях. Например, в металлургии в 2003 году — падение расходов на ИТ составило почти 2 раза, в том же году в пищевой промышленности — объемы упали более чем в 4 раза, в торговле был отмечен почти 20 %-ный спад в объемах затрат на ИТ-консалтинг и несколько меньший — в затратах на ИТ-обучение. В 2004 году в добывающей промышленности почти в 4 раза упали затраты на ИТ-обучение, на 43 % — на закупку АО и т.д.

Появление новых ИТ-заказчиков не может изменить ситуацию, поскольку их, как правило, очень мало по сравнению с общим количеством ИТ-активных предприятий. Как в случае сценария массовой информатизации (где предполагается, что пределы физического насыщения рынка достигнуты), так и в случае стагнационного сценария, в самой основе которого заложено, что ИТ-потребление будет высоколокализовано и новых игроков будет появляться ничтожно мало.

Рынок выходит из «провала», с одной стороны, за счет появления новых ИТ-заказчиков, с другой стороны (и в основном!) за счет нового витка роста ИТ-бюджетов у старых заказчиков, которые начинают процессы обновления ранее внедренных систем или процессы крупных реорганизаций своей ИТ-инфраструктуры.

Таким образом, развитие через «провалы» вполне естественно для капиталоемких отраслей. При этом глубина и частота «провалов» зависит, с одной стороны, от инновационности предлагаемых ИТ-решений и, с другой стороны, от динамики развития бизнес-среды. В первом случае сокращаются периоды между «провалами», так как чем чаще на рынок выходят новые ИТ-продукты, тем быстрее происходит моральный износ ранее внедренного АО и ПО, что создает необходимость его замены. Во втором случае потребность в ИТ-затратах для предприятий возрастают в связи с изменениями, которые происходят в их собственной структуре, клиентской базе, связях с внешней средой и т.д. — в этом случае в первую очередь возрастают затраты на ИТ-консалтинг и, как логичное продолжение, на новое программное обеспечение и оборудование.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS