[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Арсенал: Выбор информационной системы для торговой компании: интуиция или точный расчет?

Выбрать ИТ-решение для управления основным бизнесом всегда непросто. Вдвойне сложнее эта задача для стремительно растущих компаний, каковыми являются современные розничные сети. На основе рекомендаций аналитиков можно сформулировать общие принципы подхода к выбору системы, а также оценить положительный и негативный опыт, который накопили российские ритейлеры, уже пережившие этот критический этап.

По мере роста российских ритейлеров им все более необходимы инструменты, позволяющие увидеть полномасштабную картину бизнеса предприятия. Задачу можно решить путем внедрения ERP-системы, которая покрывает большую часть бизнес-процессов торговой компании. Однако не каждому ритейлеру — в силу целого ряда причин — необходима столь широкая функциональность. Кто-то из игроков розничного рынка готов ограничиться автоматизацией отдельных бизнес-процессов. Сегодня многие торговые компании сочетают в своем ИТ-арсенале целый набор систем автоматизации.

Большинство ИСУП, ориентированных на торговые компании, «выросли» из стандартных ERP-систем и являются результатом отраслевой экспертизы вендора или его партнера-интегратора (пример — «торговые» продукты SAP и Microsoft Dynamics).

Второй вариант — более «тонкая» настройка под потребности конкретного ритейлера. В этом случает решение, изначально создаваемое для торговой компании (или ERP-система, адаптированная под розницу), «обрастает» функционалом, приспособленным под бизнес конкретного торгового формата или специфику продаваемого товара. По этому пути идет «Сервис Плюс» (серия продуктов «Супермаг»), «1С» и партнеры Microsoft.

Случается, что новое решение для торговой компании рождается путем объединения усилий различных вендоров в плане интеграции их разработок. Примером такого подхода может служить отраслевое решение, сочетающее в себе программный продукт «Кристалл Set», предназначенный для интеграции и управления техникой торговых залов, и систему управления «Компас». Или новое решение для розничной торговли Oracle JD Edwards & Gestori Retail, где совмещены практики управления сетевой внутренней логистикой магазинов и РЦ с функционалом для управления финансами и оптовым складом.

Для большинства торговых ИТ-решений (как, впрочем, и для сегмента автоматизированных систем в целом) в последние несколько лет все менее критичной становится проблема совместимости. Современные разработки в этой области, как правило, базируются на открытых стандартах и легко интегрируются друг с другом. По крайней мере, все опрошенные CNews Analytics вендоры отмечают открытость своего продукта и его совместимость с самыми разными ИТ-инструментами, необходимыми ритейлеру: начиная от POS-терминалов и заканчивая сложными автоматизированными системами конкурентов.

10 шагов к «правильному» выбору ИСУП для торговли:

  1. Соответствие производительности системы масштабам и планам развития бизнеса предприятия на ближайшие годы.
  2. Заточенность» системы под «торговую» бизнес-специфику, наличие необходимого розничному заказчику функционала.
  3. Наличие в системе соответствующих использованию в РФ механизмов формирования финансовой и налоговой отчетности.
  4. Возможность интегрировать систему с имеющимися у ритейлера ИТ-решениями.
  5. Масштабируемость системы
  6. Успешный опыт использования решения другими российскими ритейлерами
  7. Бренд вендора (репутация на рынке, размер инвестиций в НИОКР, уровень поддержки решения).
  8. Наличие на российском рынке консультантов и интеграторов, обладающих серьезной экспертизой по внедрению данного продукта.
  9. Возможность осуществления «мягкого» внедрения.
  10. Стоимость приобретения, инсталляции и владения ИТ-системой.

Сегодня в ИТ-портфелях российских торговых компаний легко уживаются SAP с «1С» или собственная разработка с системой Microsoft Dynamics Axapta. Но это говорит не только о том, что современные решения действительно высоко-интегрируемые: срабатывает фактор привязанности заказчика к унаследованным системам, которые до определенного момента его полностью устраивают. Иногда это бывает «привязанность поневоле» — ввиду отсутствия средств на новый проект по автоматизации.

Когда же наступает «час Х» и приходит время выбора нового решения для автоматизации, на поверку оказывается, что одни и те же системы вызывают у заказчиков совершенно разную оценку с точки зрения имеющихся возможностей. Число предпочтений конкретных систем и отказов от них же примерно совпадает. В ход идут самые разные аргументы: рекомендации и референсы, лоббирование и ценовые преференции, и многое другое.

Чаще всего замене на более производительные решения подвержены самописные разработки ИТ-отделов торговых компаний. Причины понятны — то, что было хорошо 5-10 лет назад, сегодня безнадежно отстало от жизни. Так, в период становления сети супермаркетов «Азбука вкуса», работающей на рынке с 1992 года, там функционировала информационная система собственной разработки. Однако в 2001 году руководство компании осознало, что решение уже не справляется с растущими потребностями бизнеса. Решив внедрить Microsoft Dynamics Navision и автоматизировать розничную сеть с помощью add-on решения Lansteinar Strengur Retail, компания выбрала в качестве поставщика «Импакт-Софт».

Вторыми по популярности являются «апгрейды» продуктов отечественных разработчиков — на «тяжелые» западные системы или более производительные российские. Что тоже не вызывает особых вопросов. Торговые сети растут, количество товаров, поставщиков, транзакций и т.п. увеличивается, и российские разработки (при всей их адаптивности и клиентоориентированности) часто оказываются не готовы к растущему валу информации. По этой причине, например, в сети «Л’Этуаль» приняли решение заменить ранее используемую систему на платформе «1С» на решение Microsoft Dynamics Axapta. Аналогичная история произошла и в торговой сети «Перекресток».

В компании «Сервис Плюс» рассказывают о том, что система «Супермаг» неоднократно ставилась взамен существующего у заказчика решения. Например, в торговых сетях «Матрица», «Семейный» и «Симбирка» «Супермаг» был внедрен вместо системы «Астор: Торговая сеть». Причиной такой замены стала «громоздкость системы, ее недостаточное быстродействие, отсутствие необходимой управленческой функциональности». В четырех торговых сетях — «Монетка», «Березка», ЭЛБИ и «Арион Вита» — система «Супермаг» была внедрена вместо программного продукта Gestori. Причина — в наличии централизованной базы данных. В результате — низкая надежность решения, высокие требования системы к аппаратной части и линиям связи, недостаточная функциональность в части аналитики, устаревший и «недружественный» интерфейс. Все эти факторы приводили к большим дополнительным затратам на открытие каждого объекта.

Бывает, что для того, чтобы приспособить мощное западное ИТ-решение под небольшую конкретную задачу ритейлера, заказчик обращается за помощью к отечественному разработчику. Так, например, произошло в компании «Лента», внедрившей SAP и впоследствии воспользовавшейся доработками «Пилота».

Третья категория замены ИТ-систем — внедрение одного функционального и масштабируемого решения вместо другого — происходит гораздо реже. Обычно на окончательный выбор производительной ERP-системы заказчикам хватает времени, отведенного на тендер. В дальнейшем, как правило, «коней на переправе» уже не меняют. Пока идет конкурс, есть возможность оценить и преимущества-недостатки самого продукта, и уровень экспертизы специалистов, с которыми необходимо будет взаимодействовать в течение длительного времени.

Примеров предпочтения одних иностранных ИТ-систем другим также немало. Так, в 2004 году SAP выиграла тендер у Oracle на крупнейший проект по автоматизации «Евросети». И наоборот — из недавних примеров, когда «Аптечная сеть 36,6» в рамках тендера отдала предпочтение не SAP, а новому приобретению Oracle — Oracle Retail. Похоже, монополиста на российском рынке ERP-систем для торговых компаний в ближайшее время так и не появится. Каждый заказчик будет и дальше ориентироваться не только на возможности продуктов, но и ряд сопутствующих выбору факторов. И, как бы это ни оспаривали, не последнюю роль в успешности выбора продолжит играть интуиция людей, ответственных за принятие решения.

Было бы ошибочным в рамках данного материала советовать потенциальному заказчику-ритейлеру остановить свой выбор на той или иной ИСУП. Пытаясь сравнивать системы по их функциональным возможностям, мы принимали во внимание то, что наличие нужного функционала могло не включаться в узкоспецифичный ритейловый продукт, а заимствоваться при необходимости из смежного решения разработчика. Помимо функциональной составляющей, нас интересовали такие возможности ИСУП, как способность к интеграции с другими системами автоматизации, масштабируемость, сроки внедрения продукта у предыдущих заказчиков. По возможности мы старались указать стоимость решения. Однако эта информация относится к категории наиболее закрытых данных. Как ни странно, вендоры столь же не охотно рассказывали и о тех проектах, где их программный продукт устанавливался в качестве замены конкурирующего. Тем не менее, большинство проектов по автоматизации сегодня не начинаются с чистого листа, так что имеющаяся в нашем распоряжении информация о ротации ИТ-продуктов в торговых компаниях дает основания полагать, что системы, на 100 % устраивающей ритейлера по всем параметрам, до сих пор еще не придумано.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Выбор торгового решения: анализ возможностей

Наименование системы

Oracle
Retail

mySAP ERP

Microsoft
Dynamics AX

Microsoft Dynamics NAV

1С:Предприятие 8.0. Управление торговлей

Супермаг

Галактика
ERP

Вендор Oracle Corporation SAP Microsoft Microsoft «1С» «Сервис Плюс АРТ» «Галактика»
Позиционирование системы Розничные компании Розничные компании Оптовая и розничная торговля Торговые и дистрибутор-ские компании Торговые и дистрибутор-ские компании Мульти-форматные сети торговых предприя-тий Система управление для средних и крупных предприятий
Наличие отраслевых решений Система является отраслевым решением SAP for Retail — разработчик SAP Решение для «Распредели-тельного центра» — Columbus Distribution Center Solution, Решение для розничной торговли Korus Retail, IBS Retail (для автоматизации розничных и оптовых компаний) LS Retail (управление торговлей от центрального офиса до POS–терминала), Решение для автоматизации хозяйственной деятельности книготорговых компаний (АТК), решение для розничной торговли Infostore Retail System «1С: Предприятие 8.0.CRM ПРОФ», «1С–Логистика: Управление складом», «OSG Интернет–магазин», «AТОЛ: Mobile Logistics» и др. «Супермаг–Бутик», «Супермаг–Минимар-кет», «Супермаг–Супермар-кет», «Супермаг–Гипермар-кет», «Супермаг–DIY», «Супермаг–Бытовая техника», «Супермаг–Cash&Carry»  
1. Merchandising management — Управление товародвижением да да да да да да
а. Управление товарным ассортиментом да да да да да да да
б. Управление ценообразованием да да да да да да да
в. Управление запасами да да да да да да
г. Управление закупками и отношениями с поставщиками да да да да да да да
2. Retail Planning — Розничное планирование да да да да да да
а. Планирование и оптимизация ассортимента да да да да да
б. Планирование и оптимизация товарной выкладки да да да да да
в. Планирование распределения товаров да да да да да
г. Планирование спроса да да да да да
3. Supply Chain Planning — планирование цепочек поставок да да да да да
а. Пополнение товаров на складах и в магазинах да да да да да
б. WMS — Система управления складами да да да да да да
в. Управление дистрибуцией да да да да да да да
г. Управление транспортом да да да да да да да
4. Store System — система управления магазином да да да да да да
а. Бэк–офис магазина да да да да да да
б. Поддержка работы POS — терминалов да да да работа с POS–терминалами да да да
в. Управление персоналом в магазине да да да да да да да
5. Corporate Administration (система корпоративного администрирования) да да да да да да да
а. Управлении финансами да да да да да да да
б. Управление персоналом и расчет ЗП да да да да да да
в. Управление недвижимостью да да да
6. CRM — Управление отношениями с клиентами да да да да да да да
а. Управление программами лояльности да да да да да, в партнерских решениях да да
б. Маркетинг да да да да
7. Reporting\Business Intelligence — Отчетность и аналитика да да да да да да при использова-нии Галактика BI
а. Оценка эффективности торговых площадей да косвенно, через аналитику да да
б. Отслеживание цен конкурентов да да да да да да
Масштабируемость Техничес-кого и лицензион-ного ограниче-ния по количеству пользова-телей нет Нет ограничений по числу пользовате-лей От 25 до 3000 От 5 до 500 От единиц до сотен пользователей + распределен-ные структуры От единиц до сотен пользовате-лей Нет ограничений по числу пользовате-лей (на практике — от 3 до >1000 АРМ)
Возможность интеграции с другими системами С любыми системами — открытые интерфейсы Обмен XML–документами через адаптеры с 400 системами С любыми системами С любыми системами Открытая система, возможность интеграции со всеми общепризнан-ными внешними программами с любыми ERP–системами, по протоколу XML, с любыми бухгалтер-скими системами — через модуль экспорта Системы технологи-ческой подготовки производства, системы автомати-ческого проектиро-вания, биллинговые системы, учетно–сметные системы и др.
Стоимость АРМ до 3000 евро от 1450 евро от $500 до 2500
Сроки внедрения от 6 месяцев до 2 лет от 7 до 12 мес. от 2 до 8 месяцев 2–5 месяцев Средний срок внедрения — 60 рабочих часов от 30 до 40 дней от 6 до 14 мес.
Крупнейшие клиенты, внедрившие продукт «Аптечная сеть 36,6», Leroy Merlin «Эльдорадо», «Копейка», «Евросеть» «О`кей», «ДелтаСпорт», «Перекресток» «Библио Глобус», Adidas, «Русьимпорт» «Банана Мама», «Матрица», «Монетка» «Единая торговая компания», российское пр–во Binaton, «Реалбаза №1–Очаково»
Дополнительные возможности Планирова-ние и управле-ние производ-ством Маркетинго-вые акции Маркетинго-вые акции Система напоминаний Производст-венное планирова-ние и управление, контроллинг
    Преднастро-енные сценарии Встроенная электронная почта Управление качеством продукции
    Интегриро-ванные решения для CRM АВС–анализ и классификация клиентов по стадиям взаимоотно-шений   Поддержка националь-ных и международ-ных стандартов финансовой отчетности
    Решения для отраслевой интеграции — поддержка стандартов обмена данными EDI, электронных каталогов товаров, управление основными данными Проведение маркетинговых акций

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS