[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Половина ИТ-затрат в торговле идет на ERP

В структуре спроса российских игроков торговой отрасли на ИТ можно выделить несколько основных составляющих. «Тяжелые» интегрированные системы, системы с «облегченной» функциональностью для малого и среднего бизнеса, а также системы автоматизации специфических бизнес-процессов торговых предприятий. При том, что ERP внедряют лишь около 30 % компаний, на долю этого сектора приходится около половины всех торговых затрат на ИТ.

Интенсивное развитие организованной розницы (и особенно розничных сетей) в России стимулирует рост спроса на информационные технологии среди игроков. По западному сценарию ИТ постепенно становится важной составляющей стратегий развития отечественных торговых предприятий. Однако структура спроса пока далеко не однородна, что объясняется спецификой условий развития рынка, где до сих пор существуют самые разные форматы магазинов. Они различаются и по объемам торговли, и по величине ассортимента, и по подходам к обслуживанию покупателей.

Структурно затраты российских розничных сетей на ИТ распределяются следующим образом: около половины всех затрат на ИТ приходится на ERP-системы, которые при этом внедряются только в 20-30 % компаний (оценка CNews Analytics на основе данных Gartner), около 40 % составляют экономичные системы (с ограниченной функциональностью), 10 % — системы, автоматизирующие отдельные функции предприятий. По всей видимости, такое соотношение затрат будет сохраняться в отечественной торговле в ближайшее время.

Интегрированные системы

Данный класс систем позволяет оптимизировать бизнес-процессы компаний и обеспечивает менеджмент необходимой информацией для принятия управленческих решений. К этой категории ИТ следует отнести ERP-системы, системы на основе сервисо-ориентированной архитектуры, решения в области BusinessIntelligence. Это наиболее дорогостоящие решения, спрос на которые генерируют, в основном, игроки федерального масштаба. Важным фактором роста спроса в этом случае является все более активное использование игроками финансовых инструментов, в том числе, и выход на международные биржи, что предполагает определенный уровень прозрачности внутренних процессов предприятия. Стимулирует рост спроса на системы данного уровня и стремление к оптимизации издержек.

Среди российских ритейлеров неизменной популярностью в данном классе пользуются ERP-системы. SОА и BI-системы на отечественном рынке пока редкость, хотя в дальнейшем обещают стать достаточно эффективным средством отдачи ИТ-инвестиций. Лидируют по числу внедрений в крупных торговых сетях, по оценкам Gartner, системы Microsoft. Крупным игроком в данном сегменте является также SAP с базовыми модификациями систем — SAP Net Viewer и SAP Business One. Крупные розничные сети предпочитают стандартные модификации «тяжелых» систем, на основе которых создается продукт, ориентированный под потребности конкретного предприятия.

Источник: Market-Visio Consulting/Gartner, 2006

Системы с «облегченной» функциональностью для СМБ

Данную категорию представляют решения для небольших предприятий, особенностью которых является доступность по цене и, соответственно, широкое распространение среди предприятий малого и среднего бизнеса. Традиционно в данном сегменте лидируют отечественные поставщики — компании 1С, «Парус», «Галактика». Данные системы позволяют интегрировать ряд модулей, обеспечивающих информатизацию работы функциональных подразделений: бухгалтерии, склада и др. Функционально системы достаточно эффективны в пределах одного предприятия, однако, при их масштабировании возникает ряд трудностей. Отдельные продукты просто не предназначены для работы в сетевых структурах.

Системы автоматизации отдельных функций торговых предприятий

Ряд таких аспектов внедрения «тяжелых» информационных систем, как высокая стоимость, длительность проектов и отложенная окупаемость делает востребованным класс решений с «усеченной» функциональностью — систем, оптимизирующих определенные бизнес-процессы или функциональные подразделения торговых сетей: логистику, управление торговым залом, автоматизацию склада, управление товарооборотом, обслуживание потребителей. Данная категория решений на российском рынке представлена двумя видами ПО: системами на базе тиражных решений производителей ERP (Oracle, Microsoft, SAP), а также рядом систем отечественного производства (решения на платформе 1С: 7.7, IBS Trade House, SET Retail, «Супермаг» и пр.). Решение IBS Retail базируется на платформе Microsoft Navision с использованием программных модулей LS Retail компании Landsteinar Strengur и собственных разработок компании IBS. Решение LS Retail Axapta реализовано на платформе Microsoft Axapta с использованием технологий Microsoft Business Solutions.    

Дмитрий Слиньков, член совета директоров компании «Корус Консалтинг»:

Дмитрий Слиньков

Рост затрат на информационные технологии вполне закономерен, и именно этот факт делает особенно важным вопрос о возврате инвестиций в ИT. Об этом стоит думать до выбора той или иной системы: тяжёлой или не тяжёлой. По статистике, 76 % компаний-пользователей таких отраслевых решений, как наше КОРУС|Ритейл, окупили свои инвестиции в проект внедрения менее чем за два года, при этом 56 % компаний, выбравших одну широко известную тяжёлую ERP-систему, не удалось окупить вложения в проект даже за три года. Конечно, «вес» решения во многом определяет масштаб торговой компании, но могу заметить, что наше решение Axapta Retail успешно работает в десятках как весьма крупных, так и средних ритейловых компаний в России и СНГ. «Вес» решения сильно зависит и от отрасли: в некоторых сферах бизнеса внедрение тяжёлой системы зачастую более целесообразно. А у ритейлера есть выбор: добираться на работу на экскаваторе или в седане. По-моему, лучше в седане — быстро, удобно, комфортно, да и экскаваторный ковш ритейлеру ни к чему. Но это уже вопрос предпочтений.

Целью автоматизации бизнес-процессов в конечном итоге является их оптимизация, которая подразумевает сокращение длительности процессов, образование добавленной стоимости, снижение прямых и косвенных затрат. Внедрение ИТ для управления бизнес-процессами позволяет эффективно планировать ход процессов, контролировать их исполнение, сравнивать полученные показатели с запланированными и использовать полученные данные для следующих периодов.

Автоматизация логистических функций особенно актуальна для торговых предприятий сетевого формата, со значительным числом поставщиков, широким ассортиментным рядом и большой удаленностью филиалов. Автоматизация логистики подразумевает не только автоматический учет поступивших наименований товаров, ведение баз данных поставщиков, но и планирование логистических процессов внутри компании — между филиалами и складскими помещениями, между центральным офисом и магазинами.

Оптимизация взаимоотношений с поставщиками и потребителями позволяет создавать цепочки поставок, состоящие из многих компаний — производителей, дилеров, дистрибуторов и потребителей товаров. Важным здесь является сокращение общего времени поставки, контроля движения товаров в цепочке, отслеживание образования добавочной стоимости. В данном сегменте наиболее популярны решения отечественных разработчиков: 1С: Рарус, «Супермаг», «Галактика», SV:Магазин, основой которых являются как собственные разработки компаний, так и программные платформы известных вендоров. Отдельно в данной категории следует выделить CRM-системы, которые, хотя и представляют собой практически отдельный класс системных решений, но функционально чаще всего являются частью ERP-систем. На российском рынке CRM-решений для торговли лидируют Sage Group, SAP, Siebel Systems (Oracle).

Функциональность данной категории систем часто дополняет функциональность систем, автоматизирующих бизнес-процессы компаний, некоторые системы управляют обособленными подразделениями компаний. Системы WMS (управления складскими запасами) компаний получают все большее распространение на российском рынке, активными потребителями WMS являются небольшие сетевые компании и супермаркеты, так как данные системы позволяют не только автоматизировать функции складского учета и контроля, но и наладить полноценное управление товарными потоками, что ведет к прямой экономии издержек. Управление филиальной сетью магазинов включает такие функции, как сбор информации по товарным позициям, затратам филиалов.

Системы бухгалтерского и налогового учета исторически являлись наиболее распространенными в торговле системами. В данном сегменте традиционно популярны разработки отечественных поставщиков — например, 1С. В крупных компаниях управление бухгалтерским и налоговым учетом интегрировано в комплексные информационные системы, в более мелких данная функция реализована обособленно, параллельным с несколькими программными модулями. Широкое распространение таких систем объясняется низкой стоимостью владения, что, учитывая возможность интеграции с другим ПО, делает владение системой выгоднее, чем использование масштабных интегрированных систем или систем с ограниченной функциональностью.

Сюда же следует отнести и системы управления маркетинговой и ассортиментной политикой, которые пользуются наибольшей популярностью среди средних предприятий — супермаркетов, локальных торговых сетей. Данные продукты подразумевает параллельную работу с системами учета и контроля, что в условиях крупных сетевых компаний практически невозможно, так как влечет за собой расход времени и денежных средств. Поэтому в крупных компаниях данная функция интегрирована в информационные системы и синхронизирована с функциями учета и контроля ассортиментных позиций.

Централизованное управление ценообразованием подразумевает планирование ценовых диапазонов по каждой категории или наименованию товаров. Использование этой функции подразумевает синхронизацию функций планирования и коммуникации с филиалами магазинов, поэтому ее приобретение в качестве локализованной функции или ПО целесообразно только в небольших магазинах «у дома», дискаунтерах или супермаркетах. По мере роста числа магазинов в сети значение этой функции возрастает, и требует все большего вовлечения ресурсов компании.

Специализированное оборудование для розничной торговли

Автоматизация торговли невозможна без одновременного использования решений, автоматизирующих как управленческие, так и основные функции — обслуживание потребителей, контроль товарного потока в зале. Спектр оборудования, используемого для непосредственной автоматизации продаж, сегодня довольно широк и включает кассовое оборудование и связанную с ним инфраструктуру: POS-терминалы, специализированные POS-клавиатуры, кассовые аппараты, мониторы, оборудование для создания компьютерно-кассовых сетей, счетчики и детекторы банкнот, чековые принтеры

фискальные регистраторы для формирования платежных документов на чековой основе. Сегодня в торговом зале используется аппаратура для взвешивания, подключенная к единой компьютерной сети, принтеры этикеток, оборудования для маркировки, печати и считывания штрих-кодов и меток радиочастотной идентификации (RFID), аппаратов цифрового и видеоконтроля кассовых операций.

По данным Gartner, около 3 % затрат российских торговых компаний приходится на ИТ, однако, этот показатель характерен только для крупных розничных сетей. В небольших сетях, супермаркетах и локальных магазинах и уровень расходов на ИТ существенно ниже, что объясняется как невысокой капитализацией локальных компаний, так и отсутствием свободных денежных средств, необходимых для приобретения комплексных решений. Выбор категории и модификации ИТ-решений определяют такие параметры, как формат сетей и магазинов, ассортиментная и логистическая политика компании. Эксперты Deloitte&Touche указывают, что технологические новации 80 % российских ритейлеров направлены на снижение прямых и косвенных затрат, и только 20 % — непосредственно на оптимизацию управленческих функций.

Юлия Граванова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS