[an error occurred while processing this directive]

Алексей Куроедов: Российские сети будут поддерживать «отечественного производителя» ИТ

Алексей КуроедовНа вопросы CNews отвечает Алексей Куроедов, заместитель директора по финансовым вопросам компании «Сервис Плюс».

CNews: Как вы оцениваете средний уровень автоматизации отечественной торговли по сравнению с другими отраслями экономики?

Алексей Куроедов: Безусловно, уровень автоматизации розничной торговли можно назвать высоким, по сравнению с большинством других отраслей российской экономики. Особенно в вопросах автоматизации оперативного учета, учета товародвижения, и в первую очередь в магазинах и сетях магазинов самообслуживания.

CNews: Как изменялись, по вашим наблюдениям, требования, предъявляемые торговыми компаниями к ИТ-решениям в последние годы?

Алексей Куроедов: Последние несколько лет торговые компании в нашей стране развивались очень бурно. По мере роста торговых предприятий очень существенно менялись их потребности в автоматизации, и как следствие менялись их требования к продуктам и, собственно, ИТ-решениям. Кроме достаточно очевидных пожеланий по максимально полной функциональности систем автоматизации учета, постепенно оформлялись и другие ключевые требования, которые, как оказалось, не всегда являются даже свойствами системы.

Например, сейчас очень серьезным критерием при выборе ИТ-решения, кроме собственно функциональности, является наличие у компании-поставщика отработанной технологии внедрения своего продукта за конечное время. Сюда же относится наличие стандартных программ обучения строго очерченных групп пользователей, различные сервисы сопровождения — «горячая линия», к примеру, инженерный консалтинг. Кроме этого, система по возможности должна легко масштабироваться. Все выше перечисленное скорее можно отнести к инфраструктурным потребностям современного заказчика. Требования к развитой инфраструктуре, способной максимально полно поддержать ИТ-решение, очень актуальны, так как география бизнеса наших передовых заказчиков сильно расширяется. Есть примеры, в том числе и российских торговых компаний, которые ведут бизнес на территории даже не одной страны. Для обеспечения этих бизнес-процессов наиболее сильные системные интеграторы, к которым мы относим и себя, предпринимают достаточно много организационных усилий. Например, открывают филиалы и представительства в разных городах, набирают методистов и технических специалистов, периодически проводят плановые учебные мероприятия с целью повышения квалификации своего технического персонала в регионах.

Требования по функциональности систем автоматизации, на наш взгляд, тоже претерпели достаточно серьезные изменения в последние годы. От скромных требований, согласно которым автоматизированная система учета в магазине должна уметь как-то регистрировать продажи на расчетно-кассовом узле, как-то передовать данные в систему управления торговым залом, которая в свою очередь должна выдавать цифирки в систему бухгалтерского учета, мы пришли всего за несколько лет к очень серьезным многоуровневым системам, умеющим автоматизировать товародвижение в больших (часто многоформатных) сетях магазинов, магазинах специальных форматов. Эти системы имеют абсолютно четко очерченные, детально проработанные функциональные модули, отвечающие за автоматизацию распределительных центров, управление специальным технологическим оборудованием магазинов (часто удаленно). В них детально проработаны и сгруппированы в функциональные подсистемы кусочки, отвечающие за ценообразование, за передачу документов, за контроль остатков по местам хранения, за безопасность и пр.

Описать абсолютно все тенденции в современных системах автоматизации торговых предприятий достаточно сложно. Остановимся на тех кусках функциональности, которые прежде в программах были отражены достаточно скупо, а сейчас все больше «замечаются» разработчиками. В первую очередь это задачи логистики. По нашему опыту, в последнее время очень серьезно прорабатываются куски информационных систем, связанные с решением всевозможных логистических задач. Особенно это важно, когда речь идет об автоматизации сетевых предприятий торговли.

Современная система сегодня, по нашему мнению, должна уметь на уровне всего предприятия автоматически формировать количественное предложение заказов товаров поставщикам. Пользователь сегодня просит, чтобы документы формировались с учетом нескольких десятков параметров, описывающих условия поставки товара. В число некоторых из них входят, например, границы товарного запаса (минимальный и максимальный уровни торговых запасов); значение предварительно рассчитанной среднесуточной реализации (скорости продаж) каждого товара в его единицах измерения; ассортимент товаров поставщика, которые разрешено включать в «автоматические» заказы; периодичность оформления заказов каждому поставщику; график приема заказа и график доставки товаров поставщиком; срок доставки; длительность предпродажной обработки/подготовки товара; места хранения (торговые объекты), на которые доставляются товары от каждого конкретного поставщика; минимальное количество для доставки (упаковка товара); артикул поставщика (для ускорения обработки заказов сотрудниками поставщика).

Сейчас в рамках оптимизации материальных потоков для всего предприятия одновременно продвинутые пользователи требуют, чтобы автоматизированные системы решали задачи определения количества и времени заказа каждого товара исходя из заданных границ товарного запаса и вычисленной скорости продаж; а также определения поставщика для каждой партии товара и каждого торгового объекта, куда товар должен поставляться. В хороших системах уже сейчас существует не один вариант решения этой задачи. Либо заказы поставщикам на основании анализа истории продаж — этот вариант применяется, как правило, при торговле продуктовым ассортиментом. Либо заказы на основании заявок покупателей. Применяется при торговле по образцам, например в сетях розничной торговли бытовой техникой.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, ключевые ИТ-потребности российской розницы в данный момент?

Алексей Куроедов: На уровне территориальных объектов в торговой системе сегодня потребности клиента могут звучать как требование по оптимизации товарных потоков посредством автоматической генерации документов (складское требование), в соответствии с заданным приоритетом каждого магазина. А также текущих товарных остатков в распределительном центре, текущих товарных остатков и скорости продаж в каждом магазине. Автоматизированная система должна эффективно решать задачу автоматического распределения товарных ресурсов по торговым объектам и сводить процесс, требующий значительных затрат времени и участия большого количества персонала, к выполнению простых формальных операций. Значительное внимание сейчас уделяется увеличению скорости обработки документов.

Для оптимизации товарных потоков на больших распределительных центрах в системах автоматизации сегодня, к примеру, может быть предусмотрено разделение склада на зоны хранения и зону отгрузки, а также вспомогательные документы — «листы комплектации», которые позволяют упростить подготовку товаров для передачи по накладным на перемещение, состоящим из большого количества артикулов.

На уровне магазина пользователь сегодня требует от автоматизированной системы умения решать задачу автоматического (без участия оператора) создания заявок на передачу товаров из подсобного помещения магазина в торговый зал на основании информации о текущих продажах и границах необходимого торгового запаса в торговом зале.

Кроме дальнейшего развития задач логистики можно, наверное, отметить еще несколько востребованных сегодня направлений в информационных системах автоматизации. Это все, что связано с модным сегодня термином «мерчендайзинг», развитием систем лояльности, управлением взаимодействием с поставщиками, методами удаленного администрирования специального технологического оборудования и пр.

CNews: Как вы оцениваете сегодня долю российских отраслевых решений для торговли, в контексте усиливающейся экспансии западных продуктов? Можно ли говорить о ее сокращении?

Алексей Куроедов: Долю российских решений можно считать подавляющей, если рассматривать всю розничную торговлю в целом. При этом российскими считаются решения, разработчик которых зарегистрирован в Российской Федерации. К таковым можно отнести и западные решения, исключительные права на которые приобретены российскими компаниями. Западные решения приходят на российский рынок в основном с западными ретейлерами, как элемент их корпоративного стандарта.

По России давно бродят «призраки» GOLD, Retek, Meti и т.п. Но тиражируемости этих решений в промышленных масштабах не наблюдается. Это связано не только с дороговизной систем, но и с рядом иных факторов. Западные системы имеют неоспоримые достоинства, главным из которых является насыщенность самыми передовыми решениями в области ретейла и накопленный сорокалетний опыт западной сетевой розницы. Вторым преимуществом является ориентированность софта на управление событиями, а не на их регистрацию. Это означает борьбу не со следствием, а с причиной. Большинство российских систем унаследовало характер бухгалтерских программ, как программ регистрирующих документы и ведущих учет. Для торговых систем этого явно недостаточно. Западные системы в основном экснациональны, экстерриториальны и мультиязычны. Они могут сосуществовать друг с другом в транснациональных торговых сетях. Следовательно, эти системы могут достаточно легко входить в любые страны и города.

Западные системы во многом ориентированы на автоматизацию бизнес процессов, о которых российская розница знает только понаслышке. Это и прямое доверительное управление запасами в сетях непосредственно поставщиками, электронный обмен документами по стандартам типа EDI (EDIFACT — Electronic data interchange for administration, commerce and transport), управление цепочками поставок. В России нет условий для реализации данных методов работы: отсутствие инфраструктуры, платежеспособного покупателя, хороших дорог, широкополосных и надежных каналов связи, подготовленных и интегрированных в единую информационную среду поставщиков и т.п. Поэтому то, чему так много времени посвящают западные разработчики, в России сегодня не востребовано. Следовательно, и не развивается отечественными производителями торговых систем. Но за этими технологиями будущее, и западные конкуренты нас здесь опережают.

Однако преимущества западных систем в России оборачиваются существенными недостатками. Богатый опыт ретейла, воплощенный в западных системах и большое количество солидных клиентов уровня Carrefоur лишают разработчика маневра. Им трудно перейти на новые программно–технические решения, мешают тяжелые оковы накопленных методик и технологий. Российский же разработчик лишен такого ограничения и может использовать самые современные достижения ИТ-индустрии. В сочетании с высоким уровнем подготовки программистов это даст мощный результат. Здесь Россию можно сравнить с Японией 50-60–х годов, которая, миновав анодно-катодно-ламповый период развития, сразу шагнула в эру полупроводников, став безоговорочным лидеров в области электроники. Есть, правда, и российские разработчики, которые за основу взяли западные программные продукты образца 70-х годов, унаследовав привязанность к морально устаревшим операционным системам, тяжелые средства разработки, недружественные интерфейсы и т.п. С нашей точки зрения, это серьезная ошибка. На первом этапе это дало положительный эффект и преимущество перед конкурентами, но сейчас «родовые травмы» подобных систем невозможно излечить, и они становятся их существенным недостатком в конкурентной борьбе.

Западные системы грешат абсолютной неприспособленностью к российским реалиям и законодательству, а их разработчики, сидящие где-нибудь во Франции или Финляндии, совершенно нечувствительны к требованиям российских ретейлеров. А зачем!? В их клиентской обойме транснациональные сети с известными именами, а тут какая-то российская сетка требует сделать малопонятную форму счета-фактуры на русском языке. В лучшем случае эту просьбу выполнят за весьма существенные деньги, а в худшем — проигнорируют. Как известно, «дьявол в деталях». Можно приобрести супербогатый методологией иностранный софт, но если он не умеет печатать примитивную накладную по форме ТОРГ 12, то вся его мощь бессмысленна и бесполезна.

Западные системы требуют длительного и трудного процесса локализации. Если разработчик не дает исключительных прав на продукт, не раскрывает первичный код российскому партнеру, то локализация торговой системы весьма затруднительна. Она должна вестись силами западных разработчиков, а это дорого и медленно. По нашему мнению, полноценная локализация разработчиком не осуществима.

Поэтому существенной экспансии западных профильных торговых систем не следует опасаться. Приход иностранной розницы и западных средств автоматизации — это не одно и то же. Конечно, в большинстве проектов иностранные сети будут приходить со своим корпоративным решением и не будет никаких тендеров, победитель в них будет назначен заранее. Но есть вероятность, что иностранцы будут искать и российские решения, отвечающие их требованиям. Для этого российские системы должны методологически и содержательно подтянуться до западного уровня. Российские же сети будут, скорее всего, «поддерживать отечественного производителя». Учитывая то, что массовый приход на российский рынок гигантов мирового ретейла уже пять лет как задерживается, и неизвестно, когда случится, время у российских разработчиков еще есть.

CNews: Какие из своих проектов, реализованных в этом секторе в 2004 году, вы могли бы выделить как наиболее интересные?

Алексей Куроедов: Во-первых, наш проект в METRO. Являясь эксклюзивным поставщиком магазинов METRO, компания «Сервис Плюс» открыла совместно с ними 8 магазинов в Ярославле, Казани, Ростове, Москве, Самаре, Волгограде, Краснодаре и Санкт-Петербурге. Во-вторых, «Элекс Кор» (Марта, Гроссмарт), которые владеют 8 магазинами — одним в Москве, 4 в Казани, по одному в Екатеринбурге, Туле, Владимире. Эти магазины оснащены кассовой программой СуперМАГ V.4.0. Кроме того, в магазинах стоит оборудование компании «Сервис Плюс». Управление оборудованием происходит из Москвы в режиме on-line. Площадь магазинов от 1000 кв.м.

Компания «Сервис Плюс» реализовала также проект по комплексной автоматизации первого белорусского гипермаркета «BIGZZ». Открытие гипермаркета состоялось 10 марта текущего года. Площадь объекта составляет около 9 тыс. кв. м, в том числе 6 тыс. кв. м — собственно торговые площади. При автоматизации гипермаркета использованы POS-терминалы Siemens Nixdorf Beetle-MF, весовое этикетировочное упаковочное оборудование DIJI. Все оборудование управляется торговой системой Супермаг 2000.

Продолжается плодотворное сотрудничество с сетью ресторанов Papa Johns, начатое в 2003 году. В частности завершен четвертый проект, в ходе которого проведена автоматизация сети ресторанов в Саратове.

В Уфе в течение одной недели было переведено на Супермаг 2000 8 работающих супермаркетов «Матрица» без остановки процесса продажи. Кроме того, в сеть «Матрица» входит один крупный супермаркет в Москве, полностью оснащенный компанией «Сервис Плюс» программным обеспечением и техникой.

В Иркутске и области проведена комплексная автоматизация сети АМИН — 6 магазинов Cash&carry с площадью торгового зала более 1000 кв.м. В Казахстане в городе Алматы проведена комплексная автоматизация большого гипермаркета «All-Mart Cash&Carry» на 36 касс. В Армении осуществлены первые проекты по переводу магазинов на систему Супермаг 2000, в ближайшее время планируется открытие крупнейшего в Армении магазина, полностью автоматизированного компанией «Сервис Плюс». Кроме того, компанией были подписаны договоры на поставку весового оборудование в сети магазинов «Пятерочка» и «Перекресток».

CNews: В каком направлении вы планируете осуществлять дальнейшее развитие своих решений для торговли?

Алексей Куроедов: Существует три подхода к автоматизации. Можно создавать систему автоматизации самому. Можно автоматизироваться на базе «конструктора» уровня ERP или чуть ниже. Можно использовать тиражируемое профильное решение стороннего разработчика с параметрическими настройками под конкретного клиента.

Первым путем шли и продолжают идти некоторые крупные розничные сети — например, «Перекресток». Это во многом было связано с отсутствием в середине 90-х годов достойных отечественных продуктов. Можно сказать, что созданием собственных программ ретейлеры начали заниматься от безысходности. Мы говорим только о серьезных решениях, созданных отделами разработки крупных сетей. «Самоделки» доморощенных кулибиных вообще на рынке в расчет не принимаются, хотя и там встречаются весьма остроумные, дешевые решения.

Самостоятельное создание системы автоматизации имеет ряд существенных недостатков. В этом случае разработчику нужно сочетать в себе навыки постановщика задач и высококлассного программиста. Постановка задач становится главной проблемой. Можно сказать, что создатели такой системы «варятся в собственном соку». Они ограниченны в обмене опытом с другими ретейлерами через применение одинаковой торговой системы стороннего производителя, лишены сконцентрированного в западных системах мирового опыта. Поэтому разработчикам приходится идти к западным консультантам уровня Cap Gemini Ernst & Young за «лучшим мировым опытом». Это дорого, не всем по карману и не влечет за собой немедленной реализации этого опыта в собственной разработке. Одно дело послушать «как надо», другое дело — реализовать.

Другим негативным моментов «самоделок» являются тепличные условия их создания. Решение «корпоративных разработчиков» для заказчика всегда самое лучшее, потому что оно единственное. Нет конкурентной среды, в которой рождается лучшее решение.

Следующий недостаток «самоделок» состоит в том, что торговая компания берет на себя не свойственные ей функции разработки софта. Каждый должен заниматься своим делом, «кесарю кесарево». В какой-то момент ретейлер понимает, что вложение денег в дальнейшую разработку невыгодно и необоснованно. Но нужно кормить «бригаду высококлассных программистов», которые подсадили ретейлера «на иглу» своего решения. Продавать этот софт розничный оператор не может по многим причинам, освободиться от дорогостоящих разработчиков не в состоянии, впрыснуть свежие идеи в разработку дорого. Поэтому многие отказываются от этого пути и ищут сторонние системы. Но ищут они их подчас в той же весовой категории по цене и трудозатратам, что и собственные разработки. Это использование конструкторских сред уровня ERP-систем сторонних разработчиков. Это второй путь автоматизации.

Автоматизация на базе «конструкторов» наследует многие недостатки полностью самостоятельной разработки. Та же ограниченность круга постановщиков задач, наличие собственных разработчиков. Но главная, на наш взгляд, проблема подобного подхода — это невозможность достижения готового результата. Процесс конструирования бесконечен, но главная проблема в том, что он начинается с самых основ. Приобретение конструктора — это погружение в процесс. Поэтому, выбирая путь автоматизации, следует задаться вопросом: «Что мне нужно?» Получить быстро результат и заниматься торговлей. Либо войти в долгий и дорогой, но интересный процесс.

Всегда напрашивается аналогия с ведением хозяйствования в советской экономике, когда масса талантливых людей участвовала в интересном процессе производства чего-либо. Этот процесс был интересен и насыщен жизнью трудового коллектива, выпуском стенгазет, ведением соцсоревнования, разными мероприятиями и т.п. Но за этой кипучей деятельностью нельзя было понять — а что, собственно, делают все эти люди и зачем это нужно?

С нашей точки зрения, самым удачным является применение профильного, закрытого, тиражируемого, параметрического решения. Начнем с того, что такие решения на российском рынке появились и развиваются. Эти решения используются многими клиентами, что подтверждает надежность, тиражируемость, быстроту внедрения системы. Кроме того, такие системы консолидируют в себе опыт многих клиентов и лучший мировой опыт. Разработчики такого софта постоянно конкурируют между собой, что делает их продукт совершеннее с каждым разом. При приобретении стороннего софта пользователь делегирует профильной организации разработку торговой системы, освобождая себя от не свойственных функций. Еще один немаловажный положительный момент. Оставаясь постановщиком задач, пользователь системы в данном варианте получает информацию о решении подобных задач его коллегами — ретейлерами. С другой стороны, в лице разработчика он получает квалифицированного оппонента, как известно, истина рождается в конструктивном споре.

CNews: Какие технологии будут, по вашим оценкам, наиболее востребованы в ближайшее время российскими торговыми компаниями?

Алексей Куроедов: Смотря что считать ближайшим временем? Если речь идет о трех-пяти годах, скорее всего, отечественные торговые системы будут стремиться воспроизвести функциональность западных систем. Они буду все более становиться системами управления, нежели системами пассивного учета. Изменится менталитет розничных операторов. Они будут воспринимать розничный цикл как технологичный конвейер по сборке автомобилей. Этот конвейер управляется торговой системой, в которой параметраж соответствует пульту управления конвейером. В ретейле будет отмирать одиозная фигура оператора, как неизбежной «прокладки» между торговым процессом и системой. Все сотрудники будут вовлечены в работу с торговой системой напрямую.

По нашему мнению, изменится модульность систем. Каждый модуль будет закрывать специфический набор бизнес процессов. Например, из фронт-офисных систем выделятся системы лояльности и управления скидками, как сейчас выделено видеонаблюдения. Из систем управления товародвижением выделятся системы логистики, управления складами, управления магазинами. Из торговых системы превратятся в системы управления цепочками поставок.

Учитывая мировой опыт, скорее всего не будет специализации систем под формат, они останутся мультиформатными. Естественным ограничением будут являться только возможности технического решения, выбранного разработчиком.

В числе технологий, которые будут наиболее всего востребованы ретейлерами, пожалуй, можно назвать следующие. Управление поставками и поставщиками, включающее управление контрактами, заказами, рассылкой документов, взаиморасчетами, скидками, бонусами. Взаимная интеграция информационных сред поставщиков и ретейлеров, использование электронного обмена данными. Автоматизация ценообразования, исследования конкуренции, маркетинга. Построение цепочек поставок с учетом экстерриториальности, экснациональности. Автоматизация складского хозяйства и распределительных центров.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS