[an error occurred while processing this directive]

Александр Усов: Многие программные продукты сегодня уже не удовлетворяют потребностям торговых предприятий

Александр УсовНа вопросы СNews отвечает Александр Усов, заместитель генерального директора компании «Пилот».

CNews: Какие изменения вы отмечаете за прошедший год на рынке автоматизации российской торговли? Как вы оцениваете его динамику в контексте более ранних показателей?

Александр Усов: В целом сохраняется общий достаточно высокий уровень автоматизации и оснащенности российских предприятий. Как и раньше, мы оцениваем его как второй по уровню оснащенности после банковского. Это определяется спецификой: большая масса потребителей (розничных покупателей), большой ассортимент товаров, большой объем транзакций, который необходимо обрабатывать, удовлетворяя потребительский спрос.

Происходит изменение состава предложения в соответствие с изменением спроса. Помимо традиционных решений, предлагаются более комплексные решения, охватывающие не только управление движением товара, но и другие аспекты деятельности торговых предприятий. Появляются предложения по решению наиболее сложных задач, возникающих перед торговыми предприятиями — в области управления цепочками поставок и других аспектов деятельности торговых предприятий.

На наш взгляд, общая динамика и темп роста рынка сохраняется и остается на уровне 20-30%. Рост в различных сегментах не симметричен. Крупные сетевые предприятия показывают более сильные темпы развития. Поскольку деятельность компании «Пилот» сосредоточена в области поставки решений для крупных и средних торговых предприятий, то динамика роста нашей компании продолжает оставаться на высоком уровне — более 40%

Видео-материал

CNews: Насколько, по вашим наблюдениям, изменилась структура спроса на ИТ в отечественном торговом секторе?

Александр Усов: Структура спроса на ИТ в определенной степени отражает изменения, которые происходят на самом рынке розничной торговли. Сегодня продолжается экстенсивное развитие торговых предприятий: крупные компании поглощают мелкие, уходят в регионы и т.д. Вместе с тем, розничные сети начинают более строго относиться к своим форматам. Если несколько лет назад главной задачей было открытие торговой точки и при этом было неважно, какая площадь будет у магазина и специфика его ассортимента, то сегодня предприятия торговли начинают упорядочивать свою деятельность. Они стремятся определиться со своей целевой аудиторией, поддерживать соответствующий формату ассортимент.

Вместе с тем, торговые предприятия концентрируют усилия на своем основном бизнесе и отказываются от разработки собственного ПО, так как эта деятельность не входит в круг их основных задач. Поэтому время самописных систем в целом уходит в прошлое. Иногда предприятия выносят собственные разработки за рамки своей структуры, создавая самостоятельные компании, но чаще фирмы устраивают открытые тендеры на выполнение услуг по аутсорсингу.

Мы считаем, что имеющиеся на рынке программные продукты сегодня уже не удовлетворяют потребностям многих предприятий. Изменились их потребности и, соответственно, изменился спрос: нужны более мощные решения. Ведь по мере роста компании анализ ее деятельности требует все большей детализации, поэтому приходится обрабатывать все большие объемы данных.

Помимо увеличения мощности решений, предприятию требуется более полный охват всех аспектов его деятельности. Поэтому я думаю, что спрос меняется от систем управления товародвижением к системам управления предприятием (ERP).

CNews: Как вы считаете, «доросла» ли российская торговля до специализированных управленческих решений — например, в области контроля поставок?

Александр Усов: Пока российская торговля находится на стадии поиска решения задач, возникающих по мере укрупнения бизнеса, а также пытается разобраться в том, что такое управление цепочками поставок.

Если в 1992-1993 гг. российским торговым предприятиям, прежде всего, нужна была касса, то уже в 1995-1998 гг. возникла необходимость вовлечь в систему управления весь торговый зал. В 2000 году в этой цепочке было уже не одно торговое предприятие, а целая сеть. Сегодня мы ощущаем, что помимо управления сетью магазинов, заказчиков интересует еще и центр распределения, и взаимодействие с поставщиками. В цепочку поставок вовлечены многие производственные предприятия.

Торговые предприятия испытывают острую необходимость в налаживании цепочек поставок: им необходима информация от поставщиков и производителей — есть ли необходимый товар в достаточном количестве, какова его цена и т.д. Если эта информация доступна, то удовлетворить потребности покупателя несложно. Если нет — то для этого необходимо пройти ряд бюрократических процедур, которые, разумеется, снижают скорость получения информации.

Однако управление такой цепочкой—достаточно сложный процесс, его реализация зависит не только от желания самого торгового предприятия, но и от готовности партнеров розничной сети быть вовлеченным в это управление. К сожалению, на это идут не все. Сами розничные фирмы открыты для сотрудничества, а их поставщики—нет. Круг предприятий, которые идут на налаживание процессов взаимообмена информацией, пока невелик для того, чтобы говорить о полной готовности рынка к внедрению таких систем. Мне кажется, что к повсеместному внедрению систем управления цепочками поставок мы придем только через несколько лет.

Видео-материал

CNews: Как бы вы оценили на данный момент емкость российского рынка систем управления цепочками поставок? Решения этого класса достаточно хорошо развиты на Западе, существуют ли сегодня достойные аналоги от российских разработчиков?

Александр Усов: На мой взгляд, емкость рынка систем управления цепочками поставок на сегодняшний день невелика. Более того, рынок пока проявляет интерес лишь к части этих систем—либо к базовым системам управления складом, либо к базовым системам управления транспортом. Однако потенциальный спрос и интерес к этим системам растет с каждым годом. Поэтому, думаю, что в ближайшие годы емкость нашего рынка будет сопоставима с емкостью рынка европейских стран.

Крупные компании ориентированы на применение современных стандартов. Они считают, что с внедрением системы они приобретут современную технологию, знания, которые позволят им максимально быстро достичь желаемого уровня управления цепочками поставок. Именно этот аспект мы учитывали, когда принимали решение о том, стоит ли разрабатывать подобную систему самостоятельно или следует просто использовать западные решения, адаптировав их к российским условиям. Мы выбрали второй путь, и предлагаемые нами продукты сегодня входят в двадцатку ведущих мировых решений.

CNews: То есть достойных российских аналогов, разработанных с нуля, сегодня нет?

Александр Усов: Можно найти более или менее адекватные решения только при рассмотрении отдельных звеньев цепочки поставок. Кстати, «Пилот» отчасти является разработчиком таких решений. Но чтобы полностью разрабатывать решения по управлению цепочками поставок, нужно обладать экспертными знаниями и большим опытом. А поскольку это совсем новая область для России, мы считаем, что такого опыта у отечественных разработчиков пока нет. Для нашей компании работа с западными поставщиками — это, прежде всего то, что ищут наши заказчики у нас: знания, понимание эффективности этих систем в области повышения управляемости и прибыльности бизнеса.

CNews: Как вы считаете, есть ли смысл внедрять SCM торговому предприятию, еще не внедрившему ERP-систему?

Александр Усов: Начнем с того, что термин SCM условно мы делим на две составляющие. Существуют системы планирования цепочек поставок (Supply Chain Planning—SCP) и системы управления исполнением цепочек поставок (Supply Chain Execution—SCE). Сегодня интерес торговых компаний в большей степени лежит в области SCE.

И ERP, и SCM предназначены для реализации одной цели — увеличения прибыльности и доходности предприятий, повышения управляемости бизнеса. Но они решают разные задачи.

У нас есть значительный опыт внедрения как ERP-систем, так и SCM-систем. Если говорить только о торговых компаниях, то решения класса SCE мы внедрили на пяти предприятиях розничной торговли, и только у одного из них была ERP-система.

Мы всегда говорим, что не надо ждать внедрения ERP для того, чтобы начать проект по внедрению SCM, потому что возврат инвестиций при внедрении SCM наиболее ярко выражен, понятен, и краткосрочен. Поэтому считаем, что торговым предприятиям нет необходимости быть настолько жесткими в вопросах последовательности внедрения систем.

CNews: Осуществляется ли продвижение технологии радиочастотных меток (RFID) в России? Как скоро, по вашим оценкам, она будет интегрирована во внедряемые системы автоматизации цепочек поставок?

Александр Усов: RFID—это сейчас очень модная тема. Но нужно понимать, что в России пока нет стандарта RFID, а в мире существует несколько стандартов, единый среди которых еще не определен. Данная технология даже для Запада является новой: там ведутся пилотные проекты, нарабатывается первый опыт. Предстоит определиться, насколько надежна эта технология, какие проблемы ожидают предприятия при ее внедрении и эксплуатации.

Для нас технологии RFID пока еще и дороги. По мере развития стоимость таких решений будет снижаться. Но цена — не единственное препятствие: сегодня возникает много вопросов к надежности RFID. Ведь на продвижение товаров по цепочке поставок воздействует очень много внешних факторов. Выдержат ли технологии такое воздействие? Важны и вопросы точности учета товаров. Существуют ли какие-либо ограничения в применении RFID? Например, как близко друг к другу могут находиться товары, оснащенные радиометками? Подобные вопросы требуют более тщательного изучения. Должен накапливаться практический опыт.

Далее он будет опробован на более широком круге пользователей. И после этого, возможно, технологии сделают еще один виток, став более надежными и менее дорогими.

Наверное, в России технологии RFID станут массовыми через 5-7 лет — после того, как они будут в достаточной степени протестированы Западом.

Видео-материал

CNews: Какие наиболее интересные проекты были реализованы «Пилотом» в торговом секторе за прошлый год?

Александр Усов: Наша компания участвовала в расширении таких торговых сетей как «Ашан», «Стокманн», «Зара», «Детский мир». Мы продолжаем работать с нашими прежними заказчиками.

Очень интересным для нас был проект в Санкт-Петербурге, в сети гипермаркетов «Лента», где мы заставили работать по-другому уже имеющуюся ERP-систему. Не останавливая работу торговой сети, был проведен реинжиниринг ряда критических торговых процессов и их перевод в работу в режиме реального времени. В результате «Лента» заработала «online»: это касается операций приемки товаров и ряда операций в торговом зале.

CNews: Насколько нам известно, «Лента» внедрила ERP-систему SAP. А вы заставили эту систему работать по-другому... В чем тут дело, заказчик не был удовлетворен возможностями этого продукта?

Александр Усов: Суть проекта была в следующем. «Лента» применяет ПО SAP для управления своей сетью. Компания «Пилот» является партнером этого вендора. Кроме того, нами накоплен громадный опыт применения современных технических средств в современных процессах предприятий. Мы знаем, как применять эти средства, и умеем их интегрировать в современные системы управления. Это практически уникальный опыт.

Компания «Лента» обратилась к нам с просьбой рассмотреть возможность повышения эффективности ряда торговых операций. Мы внесли изменение в настройки SAP, выполнили подключение радиотерминалов к системе, написали специальные интерфейсы. Опытная эксплуатация продемонстрировала хорошие результаты, и уже несколько месяцев «Лента» работает в новом режиме.

CNews: Какие существенные изменения произошли за год в вашем региональном бизнесе?

Александр Усов: Изменения в большей степени качественные. В области управления цепочками поставок сегодня мы предлагаем несколько решений, и наши заказчики имеют возможность выбора. Мы продолжаем расширять спектр своих решений и географию внедрений. Отмечу, что более 50% работы нашей компании происходит вне Москвы. Сегодня «Пилот» ведет проекты не только в российских регионах, но и в СНГ. Здесь, прежде всего, хотелось бы отметить Казахстан, где в 2004 году мы запустили первый в Астане магазин формата «cash & carry». При этом адаптация продуктов в основном сводилась только к учету разницы в законодательстве наших государств.

CNews: Вы планируете расширить число своих офисов в России?

Александр Усов: Мы рассматриваем такой вопрос, но решение пока не приняли. С одной стороны, поставляя емкие и комплексные решения, мы не имеем необходимости открывать множество офисов. С другой стороны, «Пилот» всегда делал акцент на качественном сервисе, а для этого нам необходимо широкое территориальное присутствие. Поэтому там, где есть рынок, там, где есть наши заказчики, мы готовы развиваться более интенсивно.

CNews: Какие разработки ведут сейчас специалисты компании? Каковы ближайшие планы по диверсификации ИТ-предложения для торговых предприятий?

Александр Усов: В первую очередь, мы повышаем качественный уровень существующих решений, проводим необходимые архитектурные изменения с точки зрения расширения возможностей этих продуктов.

Во-вторых, мы не считаем, что сам портфель продвигаемых нами решений окончательно сформирован. У нас ведется работа по анализу и отбору дополнительных решений, представляющих потенциальный интерес для наших заказчиков.

CNews: Как изменилась функциональность ваших решений? Какие новинки появились за год?

Александр Усов: В 2004 году мы начали и завершили ряд проектов по внедрению, либо по внесению изменений в системы класса ERP. Кроме того, прошлый год стал годом вывода на рынок новых решений «Пилота» по управлению торговым залом. Я имею в виду Marlin Retail Suite, который построен на современной технологической платформе и учитывает самые взыскательные требования по управлению оборудованием в торговом зале.

Мы вывели на рынок новое решение по управлению складом Logistics Vision с рядом смежных функций (таких, например, как управление транспортом). Продукт технологичен и легко адаптируется к меняющимся требованиям заказчика. В текущем году «Пилот» намерен продолжить работу по расширению портфеля предложений в области систем управления цепочками поставок.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS