[an error occurred while processing this directive]

Алексей Мартьянов: В наиболее успешных торговых компаниях наблюдается тенденция смены технологической платформы

На вопросы CNews отвечает Алексей Мартьянов, заместитель начальника департамента корпоративных проектов по методологии компании «Информконтакт».

CNews: Как вы оцениваете средний уровень автоматизации отечественной торговли по сравнению с другими отраслями экономики? Какова динамика этого рынка в последние годы?

Алексей Мартьянов: На мой взгляд, торговля автоматизирована не больше и не меньше чем другие отрасли. Сравнить достаточно трудно—слишком разные акценты в автоматизации. По каким критериям можно сопоставить 2 разные плоскости, где в одной большее внимание уделяется торговым операциям, работе с клиентом, а в других — производственному циклу, связи с оборудованием и т.д. Кроме того, автоматизация в торговых и производственных компаниях изначально развивалась разными путями. Так, у большинства промышленных предприятий есть богатая история развития, есть собственные наработки, зачастую очень высокого уровня, и отдельные ИТ-структуры, а торговые компании — это порождение «новой экономики». Они в большей мере предпочитают сторонние разработки.

Говоря о динамике отрасли, следует отметить, что в последние годы в наиболее успешных компаниях наблюдается тенденция смены технологической платформы. В основном это развивающиеся компании с хорошей динамикой, они уже переросли те возможности, которые предоставляются существующими информационными системами и поэтому подбирают себе адекватную платформу для дальнейшего развития. Причем речь идет именно о платформе — комплексе технологий и базовых функциональных возможностей, которые могут стать ядром эффективной корпоративной информационной системы.

CNews: Как изменялись требования, предъявляемые торговыми компаниями к ИТ-решениям?

Алексей Мартьянов: Динамика требований, предъявляемых торговыми компаниями к использованию информационных систем, в целом соответствует динамике применяемых в отрасли управленческих технологий. На этапе становления и бурного развития, особенно в условиях работы на высокой марже, основное требование к информационной системе — ведение бухгалтерского учета и оперативный учет товарных остатков и взаиморасчетов. Система управления — достаточно простая, прибыльность высокая, поэтому нет необходимости и в лишних затратах на информационную инфраструктуру. Однако ситуация менялась: в последние годы серьезно выросла конкуренция во всех сегментах отрасли, соответственно, возросли и требования к эффективности бизнеса компаний, работающих на этом рынке. Очевидно, что рост эффективности связан с использованием каких-то новых управленческих методик и технологий, а для этого, в первую очередь, нужна объективная информация. Данных бухгалтерского учета (даже если они полностью отражают ситуацию в компании) по понятным причинам для принятия управленческих решений в большинстве случаев недостаточно. Соответственно, структура требований к информационным технологиям начала меняться. Сейчас на первое место выходят решения, обеспечивающие автоматизацию тех бизнес-процессов, которые напрямую с учетом как таковым не связаны. Это, в первую очередь, задачи управления клиентской базой, товарными остатками, анализа накопленного массива данных. Таким образом, рост требований идет в ширину, все больше охватывая оперативные бизнес-процессы.

Отдельно стоит выделить бурный рост торговый сетей и компаний с развитой филиальной структурой. С их стороны предъявляются серьезные требования к средствам обмена данными, обеспечивающим организацию единого информационного пространства в рамках всей компании.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, ключевые ИТ-потребности российских торговых предприятий в данный момент?

Алексей Мартьянов: Мы работаем в первую очередь с торговыми сетями и крупнооптовыми компаниями, поэтому я буду говорить о потребностях, характерных именно для этого спектра предприятий.

Крупные торговые компании традиционно характеризуются сильной территориальной распределенностью. В связи с этим оперативность получения информации, консолидация и обновление данных одновременно по всем подразделениям играют, как правило, решающую роль в маркетинговой политике и являются серьезным конкурентным преимуществом. Следовательно, требования к надежности репликации в рамках системы без существенного повышения требований к специалистам на местах начинает приобретать все большее значение. Кроме того, в рамках одной информационной системы зачастую требуется совмещение самых разных способов совместной работы, начиная от терминальных режимов и заканчивая репликацией на уровне файлов обмена.

Другим важным фактором, формирующим потребности торговых компаний, является необходимость поддержания имиджа компании, развития ее бренда за счет единообразного уровня обслуживания и строгого соответствия установленным стандартам во всех подразделениях компании. Очевидно, что без серьезной ERP-системы решать такую задачу в настоящее время достаточно трудно.

Помимо этого, достаточно специфичным для данной отрасли является вопрос управления товарными запасами, где предприятия начинают видеть большой резерв для увеличения собственных активов за счет уменьшения затрат. Соответственно, уделяется большое внимание и возможностям информационной системы предоставить решение таких задач.

CNews: Как бы вы охарактеризовали специфику ИТ-решений для оптовых и розничных торговых предприятий?

Алексей Мартьянов: Здесь следует отметить несколько моментов. Во-первых, торговые компании изначально более динамичны в работе с клиентами. При этом ключевой фактор успеха — возможность максимально оперативно отреагировать на потребности заказчика, предложив ему максимально выгодные условия. Для этого менеджерам в режиме реального времени нужна оперативная информация о состоянии остатков на складах, взаиморасчетах, таких параметрах будущей сделки, как ее себестоимость, возможная прибыльность и т.п. Очевидно, что используемая информационная система должна предоставить подобные сервисы пользователям.

Во-вторых, торговые компании в большинстве случаев работают с клиентами «на лету»—по телефону или в ходе личной беседе, отсюда вытекают требования к пользовательскому интерфейсу — он должен обеспечить возможность быстрого ввода документов.

В-третьих, торговые компании—это всегда мобильность, быстроменяющиеся условия рынка заставляют их проявлять гибкость в организационной структуре, бизнес-процессах, используемых финансовых моделях. Очевидно, что информационная инфраструктура должна успевать за такими изменениями. А это возможно только при наличии у КИС гибкого ядра, позволяющего проводить тонкую настройку под внешние условия.

Отдельно стоит сказать о таких требованиях к используемой информационной системе как открытость и отчуждаемость. Что это такое? Это способность информационной системы быть эффективно сопровождаемой и развиваемой разными, иногда абсолютно независимыми специалистами. Для торговых компаний это особенно важно, так как эта отрасль, во-первых, крайне динамична и ИС постоянно подвергается разным по сложности модификациям и доработкам, а, во-вторых, собственные ИТ-отделы в торговых компаниях обычно небольшие и, зачастую, отличаются высокой текучестью кадров.

И последний момент, который бы я выделил, это требования, характерные для большинства крупных компаний, и не только торговых. Я говорю об интеграционных возможностях. Они необходимы как на этапе внедрения системы, так и в ходе ее развития. Ни одна ERP-система не способна охватить все функциональные области, поэтому крайне важно предоставить сервисы, позволяющие достаточно быстро включить в состав информационной системы специализированные блоки и решения, не нарушив при этом общей концептуальной целостности.

CNews: Как вы оцениваете перспективы российских систем класса ERP в контексте усиливающейся экспансии западных аналогов, ориентированных на торговую отрасль?

Алексей Мартьянов: Какой бы рынок мы не взяли, мы везде увидим, что массив потенциальных клиентов определенным образом сегментирован. Тоже самое характерно и для отрасли информационных технологий, и, в частности, ERP-систем. Поэтому крайне важно правильно определить свой сегмент, тех клиентов, для которых работаете именно вы. Мы считаем, что есть свой сектор и у российских разработок, причем он весьма широк. Кто они, что это за компании? Для себя мы определяем их как «рационалистов»—это те предприятия, для которых основой решения о выборе ERP-системы является рациональный объективный подход, сочетающий оценку ряда таких факторов, как функциональность системы, общие затраты ее владения, технологические возможности развития и т.п. Наиболее важными вопросами при таком подходе являются: «Где данное решение полностью внедрено и работает в России? Что именно внедрено и есть ли возможность показать систему в реальных условиях работы на предприятии? Как можно реализовать наши особенности?».

Исходя из такого подхода, уже можно говорить о том, что перспективы наших компаний в этом сегменте более чем неплохи. Не секрет, что и по функциональным возможностям, и по технологиям многие наши разработки не уступают западным конкурентам. Более того, у многих есть важное стратегическое преимущество. Дело в том, что крупнейшие западные системы изначально проектировались и разрабатывались достаточно давно. Многие же наши игроки в последние годы смогли переписать технологические ядра своих систем на новом концептуальном уровне, обеспечив себе серьезный задел на ближайшую пятилетку. За ними не тянется «груз времени», они способны быть гибкими и эффективно отвечать на изменения рыночных потребностей.

CNews: Какие из своих проектов, реализованных в этом секторе в 2004 году, вы могли бы выделить как наиболее интересные?

Алексей Мартьянов: В сфере торговли основной акцент в 2004 году мы сделали на работу с нашими старыми клиентами. Вместе с ними мы провели ряд проектов по переходу на систему Alfa версии 4.0. Такие проекты крайне важны для нас, в первую очередь потому, что они позволяют развивать и совершенствовать технологическую платформу Alfa-ESP, адаптируя ее под особенности торговых организаций. В ходе работ нашими специалистами были решены и интересные технологические задачи, в частности, получен опыт организации двухсторонних онлайн шлюзов между двумя разными версиями системы Alfa. Это как раз пример реализации методологии «бесшокового» внедрения, обеспечивающего плавность перехода и принципиально снижающего проектные риски.

CNews: Какие технологии будут, по вашим оценкам, наиболее востребованы в ближайшее время российскими торговыми компаниями?

Алексей Мартьянов: Я думаю, что движение будет продолжать в сторону расширения пространства автоматизации, в первую очередь, за счет включения в него «управляющих» блоков. Речь идет о решении задач оптимизации и снижения издержек за счет оптимального управления заказами, товарными остатками, поставками и т.д. Также продолжат развиваться задачи на стыке существующих информационных систем и «внешнего» мира, в том числе интеграция с web-порталами, решения для глубоко анализа данных, CRM-системы.

CNews: В каком направлении вы планируете осуществлять дальнейшее развитие ваших решений для торговли?

Алексей Мартьянов: Существует два фактора, определяющих вектор развития системы Alfa для торговых компаний. Во-первых, это существующие потребности тех клиентов, которые уже используют нашу систему. Естественно, мы всегда максимально внимательно прислушиваемся к их мнению и в ходе планового развития системы реализуем необходимый функционал. Второй фактор — это общие тенденции рынка и наше понимание того, какие технологии и возможности будут им востребованы в ближайшей перспективе. Исходя из этих двух составляющих, и строятся в настоящее время перспективные планы развития наших решений для торговли.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS