[an error occurred while processing this directive]

Системы управления складами умнеют на глазах

В мире на сегодня существует множество решений, позволяющих автоматизировать функции приемки и учета сырья, набора и отгрузки готовой продукции. Однако лишь немногие системы действительно покрывают все технологические процессы, необходимые крупным или средним дистрибьюторским компаниям, логистическим центрам и сетевым розничным операторам. Системы класса WMS (Warehouse Management Systems — системы управления складами) представляют собой своего рода отраслевое решение.

Причины автоматизации складов

В условиях конкурентной борьбы и при современном уровне обмена информацией получение несвоевременных и разрозненных данных о состоянии товарного запаса, расположении товара, удовлетворении потребностей клиентов из разных регионов страны или мира, было бы непозволительной роскошью для компании-дистрибутора или логистического оператора. Каждая компания стремится не только использовать стандартные возможности программных модулей (в том числе и складских), но и использовать их с максимальной выгодой для себя и своих клиентов.

Зачастую именно под давлением клиентов, поставщик товаров или услуг вынужден идти на удовлетворение частных потребностей или предоставление особых услуг. К подобным требованиям относится и предоставление документов особого типа или дизайна; консолидация отправляемых грузов; специальная упаковка, маркировка и идентификация товара; распечатка ценников на готовую продукцию и многое другое.

Наиболее важной функцией для логистических операторов является предоставление складских площадей, стеллажного оборудования и погрузо-разгрузочной техники в аренду различным торговым или производственным компаниям. При этом оператор берет на себя все проблемы и риски, связанные с неоптимальным размещением товара и проведением товарного учета по разным арендаторам. Проблема может усложниться, если разные поставщики размещают на одной площади однотипный или схожий товар. Без современной WMS-системы проведение инвентаризации на таком складе может превратиться в головную боль.

Для разделения товара, находящегося в собственности других компаний, в ряде систем введено понятие Vendor Managed Inventory (VMI) — запасы, управляемые поставщиком. При этом поставщику может быть предоставлен доступ к информационной системе через стандартный WEB-интерфейс для мониторинга работы логистического оператора, сверки остатков и проведения торговых операций. В ряде случаев, пользователи могут обновлять информацию в справочниках центральной системы. Форматы обмена данными настраиваются гибко и индивидуально для каждого клиента.

Маркировка единичных упаковок и грузовых мест определяется по согласованию с клиентом и выполняется в определенный момент времени (например, до набора товара или после подтверждения отгрузки в системе) при помощи стандартных или настраиваемых бизнес-потоков. Распечатка упаковочных листов, этикеток, штриховых кодов может осуществляться в различных зонах склада на разном оборудовании: лазерные принтеры, термопринтеры этикеток и т.п. Поставщики могут заранее передавать на склад информацию о EAN штрих-кодах товаров — это значительно облегчает их идентификацию при приемке, однако для разделения различных партий товара и отдельных единиц (паллет, коробок, блоков, ящиков и т.п.), на складе может производиться дополнительная маркировка. После этого центральной системе становится известно физическое расположение практически каждой отдельной единицы товара в разрезе по ее владельцам.

В ряде случаев операция приемки может длиться несколько дней. Это может быть связано и с необходимостью проведения карантинного или фитосанитарного контроля и просто с оклейкой уникальными штрих-кодами большого числа коробок. При этом товар, поступивший на склад, но еще не заведенный в систему, может несколько дней числиться в статусе «в получении» и не поступать на баланс владельца. Однако данный товар всё равно необходимо разместить на арендуемом складе оптимальным образом (возможно, даже через несколько этапов и при помощи различной техники) и отразить всё это в системе учета логистического оператора. Подобные проблемы могут встать особенно остро на территориях, где может производиться таможенная очистка грузов, складах временного хранения (СВХ), в морских портах.

В современных WMS-системах присутствуют опции разделения и перемещения товара не только между стеллажами в зоне хранения (когда товар уже принят на баланс и размещен на складе), но и между разнесенными зонами приемки. Довольно удобно, когда несколько машин с таможни выгружается в разных зонах склада, а затем еще нерастаможенный товар переносится по системе синхронно со всеми физическими операциями на складе.

С использованием адресной системы и штриховой маркировки складских мест хранения можно описать структуру практически любого складского комплекса, определив строгие принципы идентификации складских мест в различных зонах: в зоне приемки, хранения, контроля, отгрузки и т.п.

WMS: отдельно или в составе ERP?

Можно задаться вопросом — какая складская система лучше: выполненная в виде отдельного программного продукта, или как часть большой ERP-системы? Однозначно ответить на данный вопрос очень сложно. У каждой компании и у каждого склада может быть своя специфика и свои особенности. Например, судно-контейнеровоз принимает на борт стандартные контейнеры. И, так как принятый на борт товар размещается на таком «складе» всего на один рейс, то компания может обойтись относительно простым WMS-модулем для идентификации местонахождения 20-ти и 40-ка футовых контейнеров, принадлежащих разным грузоотправителям.

Крупная компания-дистрибутор, имеющая несколько филиалов или территориально разнесенных складов, поставляющая товар в большом ассортименте и разного типоразмера, напротив, должна обеспечить комплексный учет в централизованной системе. При этом, технологический процесс на складе может быть значительно усложнен различными операциями: перемещениями, пополнениями запасов, перепаковкой, созданием комплектов и т.п.

Структура складских правил в WMS-системе

Структура складских правил в WMS-системе

Источник: CNews Analytics

Для гибкой настройки мировые производители предлагают пользователям универсальный механизм разработки складских правил, и в соответствии с ними ведется вся работа на складе. Правила делятся по определенным принципам, которые связаны с различными технологическими процессами. Правила могут объединяться в стратегии, которые срабатывают в определенный момент, заданный пользователем.

Мобильные приложения WMS-систем

Работа на современном складе немыслима без мобильных устройств: радиотерминалов, сканеров штриховых кодов. Складские системы могут интегрироваться с производственными или содержать в себе функции сборки и разборки комплектов, производства готовой продукции в соответствии с производственным графиком и планом.

Функции приемки, управления складом и отгрузки могут быть тесно связаны с блоком контроля. Именно он позволяет собирать необходимые дополнительные данные на разных этапах технологического процесса, для обеспечения высоких качественных показателей, снижения брака и максимального удовлетворения потребностей клиентов.

Функции мобильных приложений WMS-систем

Функции мобильных приложений WMS-систем

Источник: CNews Analytics

К внутрискладской работе относятся такие процессы, как проведение плановых и полных инвентаризаций при помощи радиотерминалов, перемещение, пополнение запасов, списание брака и недостачи. Кроме того, при помощи радиотерминалов возможно проводить операции, изменения владельца товара, то есть, фиксировать момент перехода права собственности на товар, хранящийся на условиях ответственного хранения или консигнации.

В последнее время на складах класса А используется самое современно оборудование для набора и хранения товара: конвейеры, карусели, автоматические устройства хранения и обработки (набора) (ASRS — Automated Storage and Retrieval Systems). Подобные устройства позволяют в несколько раз повысить производительность набора товара. WMS-модули мировых лидеров по разработке ERP-систем предлагают широкие возможности по интеграции современного технологического оборудования в информационную систему предприятия. При этом устройство (конвейер, карусель) выступает в роли робота, выполняющего команды, запланированные, заранее соптимизированные и назначенные ему центральной ERP-системой.

Говоря о дополнительных технологических преимуществах, нельзя не упомянуть о технологии радиочастотной идентификации (RFID). Ведущие мировые торговые компании, такие как Wal-Mart, Tesco, Metro Group, Marks & Spenser запустили пилотные проекты по радиочастотной идентификации товаров, реализуемых через их торговые сети. WMS вместе с технологией RFID может дать компании дополнительные конкурентные преимущества, такие как, оперативный контроль товарного потока в сложной логистической цепи, оптимальное управление товарным запасом с точки зрения времени обработки и расположения продукции на складе, снижение уровня страховых запасов в результате обработки запросов точно в срок.

Евгений Козлов / CNews Analytics

Владимир Есин: Российским торговым предприятиям предстоит новый этап автоматизации складских комплексов

Владимир ЕсинРынок торговли развивается огромными темпами, еще быстрее совершенствуется рынок автоматизации торгового сектора. Ужесточается конкуренция и качественно меняется работа торговых предприятий. На данный момент автоматизация торговой деятельности — это не только управление кассового узла и бухгалтерии, но и складские решения. На вопросы CNews отвечают GMCS Анатолий Галаев и Владимир Есин, руководители проектов компании GMCS, разработавшей отраcлевое решение для складских комплексов — GMCS Cargo Teminal — на базе Microsoft Axapta.

CNews: Как вы оцениваете динамику автоматизации российского торгового сектора в последние годы?

Анатолий Галаев: Динамику автоматизации российского торгового сектора невозможно оценить в отрыве от аналогичных показателей в других секторах экономики. В последние годы в российской экономике наблюдается определенный рост, что, соответственно, заметно влияет на общее улучшение финансового состояния предприятий всех отраслей. Стимулом для автоматизации являются 3 фактора, типичные для российского сектора, по крайней мере, по моим наблюдениям: во-первых, расширение рынков сбыта, во-вторых, увеличение скорости в продвижении обслуживания клиентов и, в-третьих, необходимость в комплексной автоматизации с целью экономии издержек. Таким образом, динамика автоматизации российского торгового сектора за последние годы характеризуется положительным трендом как раз благодаря приведенным выше факторам. Торговые предприятия, владельцами которых являются западные компании, как правило, приходят на российский рынок с существующей политикой автоматизации. Поэтому, думаю, что запас прочности и, соответственно, необходимость в автоматизации торгового сектора сохранится на ближайшие несколько лет.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS