[an error occurred while processing this directive]

Рост за счет малых форматов

22% магазинов, открытых за последние пять лет 30 крупнейшими розничными сетями мира, составили так называемые малые форматы (магазины «у дома» и при заправках), а также дискаунтеры и аптечные магазины.

Дискаунтеры, магазины «у дома» и магазины при заправках заметно увеличили за последние годы свое присутствие на мировых рынках, отмечают RetailStudio.org. По данным исследования Planet Retail, за 1999-2004 гг. количество дискаунтеров в мире выросло на 37%. Показатель роста в секторе магазинов «у дома» и при заправках за тот же период составил 40,3%. При этом сектор гипермаркетов рос более умеренными темпами — 20%, число магазинов формата Cash&carry увеличилось на 26%.

Развитие сектора гипермаркетов сегодня сдерживают некоторые проблемы, возникшие в бизнесе крупнейших игроков. Так, французская сеть Carrefour была вынуждена уйти с мексиканского и японского рынков, ITM покидает Германию, вокруг Ahold разворачиваются финансовые скандалы.

Вообще для выхода на новые рынки крупнейшим международным игрокам приходится использовать самые разные форматы, однако в первую очередь они начинают с гипермаретов и дискаунтеров. По мере созревания сектора и развития потребительских предпочтений, за ними следуют супермаркеты и магазины «у дома».

Количество магазинов по торговым форматам, 1999-2004

Формат

1999 г.

2004 г.

Гипермаркеты

19 356

23 224

Супермаркеты и «квартальные» магазины

37 439

37 322

Дискаунтеры

21 060

28 889

Магазины «у дома» / при заправках

23 820

33 441

Cash&carry

1 819

2 304

Аптечные магазины

9 942

13 430

Источник: Planet Retail, RetailStudio.org, 2004

По прогнозам Planet Retail, в течение следующих 5 лет количество дискаунтеров в мире увеличится на 22% и составит 37 000 магазинов. При этом количество магазинов малого формата к 2009 г. вырастет на 15% — до 39 500. В целом количество магазинов 30 крупнейших ритейлеров в мире увеличится за 2005-2009 гг. на 13% — до 159 000.

Количество магазинов по торговым форматам, 2005-2009

Формат

2005 г.

2009 г.

Гипермаркеты

23 260

26 097

Супермаркеты и «квартальные» магазины

35 872

36 481

Дискаунтеры

30 520

37 085

Магазины «у дома»/ при заправках

34 388

39 540

Cash&carry

2 427

2 811

Аптечные магазины

14 287

17 041

Источник: Planet Retail, RetailStudio.org, 2004

Подавляющее большинство новых магазинов, по ожиданиям Planet Retail, откроется в Азии, Латинской Америке, Центральной и Восточной Европе. Международные розничные сети находят различные возможности для роста в каждом регионе. Например, в Центрально-Восточной Европе особенно быстро развивались гипермаркеты, cash&carry и, с недавнего времени, дискаунтеры. В ближайшие 5 лет количество этих магазинов будет особенно активно расти в Индии, Китае и России. Формат гипермаркетов пока остается самым популярным и безопасным способом выхода на новый рынок.

Дискаунтеры, предлагающие наиболее низкие цены, наиболее востребованы развивающимися рынками Центрально-Восточной Европы и Азии. В этом формате преимущество остается за германскими сетями, постоянно расширяющими свое присутствие в этих регионах. Особенно быстро растет Lidl, увеличение присутствия которого ожидается в Прибалтике и Скандинавии. Аналогично, дискаунтеры востребованы в Латинской Америке. В дальнейшем рост розничного рынка в этом регионе связывают с освоением мировыми игроками Гватемалы, Гондураса и Перу.

Давление со стороны дискаунтеров и гипермаркетов приводит постепенно к сокращению доли супермаркетов — особенно в США и Западной Европе. В последнем регионе количество магазинов этого формата сократилось в 1999-2004 гг. на 5%. Лучшие возможности для его роста представляют сегодня развивающиеся рынки. Например, в Азии прогнозируют в ближайшие 5 лет увеличение числа супермаркетов на 21%.

В целом, в общемировом масштабе самым важным и перспективным розничным рынком сегодня считается Китай. Впечатляющие размеры этого сектора и многообещающие показатели экономического роста привлекают сюда всех ключевых игроков мирового ритейла. Carrefour, Metro и Wal-Mart инвестируют здесь во все форматы, включая гипермаркеты, cash&carry и дискаунтеры.

Михайло Грищенко / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS