[an error occurred while processing this directive]

Российская розница - лакомый кусок для иностранных вендоров

Автоматизация торговли - пока безграничное поле деятельности для разработчиков ПО. Но с ростом торговых компаний все выше спрос на серьезные решения класса ERP от иностранных вендоров. Тем не менее, российским компаниям есть чем заняться на этом рынке.

В России к 2002 году было создано несколько программных продуктов для автоматизации торговли, получивших наибольшее распространение. Это «Супермаг 2000» компании «Сервис Плюс», IBS Trade и IBS Trade House компании IBS, «Торговый Дом» и «Торговая Сеть» компании «Астор ВЦ», «Домино» компании «Софт-Вест», Решение для распределительного центра Distribution Center Solution for Axapta от Columbus IT Partner Russia. Наиболее уверенные позиции среди зарубежных систем держала французская Gestori. С конца 2001 года в российской торговле начали внедряться системы ERP класса SAP Retail и Navision AXAPTA. Внедрение полноценных систем ERP или их фрагментов стало показателем того, что российская торговля начала переходить на принципиально новый уровень информатизации.

При этом уже в 2004 году стало ясно, что поле для деятельности по автоматизации российских торговых предприятий практически безгранично. Если несколько московских сетей ограничиваются развитием уже внедренных систем, то многие их соседи уже переросли свои системы и вынуждены переходить на более мощные аналоги. Если же говорить о региональных компаниях, среди которых также появляются относительно крупные игроки, то там автоматизацию можно начинать с нуля, предварительно уничтожив остатки древней самописной системы.

Еще одним фактором, который оказывает влияние на рынок автоматизации, это приход иностранных торговых сетей. Зарубежные компании, открывающие свои магазины в России, имеют традиционные стандарты и привычки в области автоматизации, и российские интеграторы чаще всего не могут в данном случае полноценно обслуживать эти компании, как они ни стараются.

Хотя и из этого правила бывают исключения. Все зависит от того, как именно западные компании проводят выход на наш рынок. Если экспансия осуществляется самостоятельно, то действительно, вероятность того, что они будут использовать свои системы, достаточно высока (Metro, IKEA). Но и в этом случае существуют примеры того, как крупные транснациональные компании для управления основной частью российского бизнеса успешно внедряли системы отечественной разработки (концерн Volkswagen-Audi). Если же западная компания выходит на российский рынок через продажу своей франшизы компании, действующей на территории России, то при выборе системы автоматизации отечественные и зарубежные решения часто рассматриваются на равных и выбор российских систем вполне возможен (по такому пути пошла торговая сеть Spar).

Нужно отметить, что западные компании имеют большой опыт успешной деятельности в рамках жесткой конкуренции и давно научились экономить свои средства и принимать рациональные решения не подпадая под влияние «авторитета марки».

Кроме того, независимо ни от чего, любая иностранная компания будет вынуждена покупать в России кассовые решения и само оборудование. К тому же, российские компании могут рассчитывать на обслуживание систем, установленных у западных компаний.

Таким образом, на рынке существуют очень серьезные предпосылки для динамичного роста. Аналитики РБК опасаются, что это может быть рост для избранных, появление новых игроков и систем на этом очень консервативном рынке сопряжено со значительными трудностями. Даже попытки компаний, хорошо зарекомендовавших себя в других вертикальных отраслях, могут оказаться неудачными.

Распределение ИТ-бюджетов по отраслям

Отрасль
% от оборота
Приведенный к
сотруднику, $
Машиностроение 0,83 91
Металлургия 0,64 153
Розничная торговля 0,95 352
Телекоммуникации 3,5 1995
Производство ТНП 1,0 347
ТЭК 1,6 940
Транспорт 1,1 546
Финансы/страхование 3,87 1760

Источник: Крок, 2004

В 2005 году на ИТ в торговле тратилось около 1,5% от оборота, что примерно соизмеримо с затратами на ИТ в нефтегазе. При этом перспективы массового внедрения ERP в торговле более туманны, чем в том же нефтегазе, в силу упомянутого консерватизма. Объективно, необходимость внедрять ERP будет только у тех компаний, чьи масштабы уже не могут обслуживать старые системы, как их ни дорабатывай. Тогда, очевидно, их выбор падет на системы, которые способны решить задачи растущего бизнеса. Но риски есть и здесь: наиболее популярные ERP-системы в России, зарекомендовавшие себя в том же нефтегазе, не очень хорошо справляются с решением всех задач в торговле. Некоторые CIO крупных торговых сетей уже познают это эмпирическим путем. Чем отзовется подобный опыт рынку ИТ в торговле, станет известно через пару лет.

CNews Analytics

Александр Усов: Многие программные продукты сегодня уже не удовлетворяют потребностям торговых предприятий

Александр УсовНа вопросы СNews отвечает Александр Усов, заместитель генерального директора компании «Пилот».

CNews: Какие изменения вы отмечаете за прошедший год на рынке автоматизации российской торговли? Как вы оцениваете его динамику в контексте более ранних показателей?

Александр Усов: В целом сохраняется общий достаточно высокий уровень автоматизации и оснащенности российских предприятий. Как и раньше, мы оцениваем его как второй по уровню оснащенности после банковского. Это определяется спецификой: большая масса потребителей (розничных покупателей), большой ассортимент товаров, большой объем транзакций, который необходимо обрабатывать, удовлетворяя потребительский спрос.

Происходит изменение состава предложения в соответствие с изменением спроса. Помимо традиционных решений, предлагаются более комплексные решения, охватывающие не только управление движением товара, но и другие аспекты деятельности торговых предприятий. Появляются предложения по решению наиболее сложных задач, возникающих перед торговыми предприятиями — в области управления цепочками поставок и других аспектов деятельности торговых предприятий.

На наш взгляд, общая динамика и темп роста рынка сохраняется и остается на уровне 20-30%. Рост в различных сегментах не симметричен. Крупные сетевые предприятия показывают более сильные темпы развития. Поскольку деятельность компании «Пилот» сосредоточена в области поставки решений для крупных и средних торговых предприятий, то динамика роста нашей компании продолжает оставаться на высоком уровне — более 40%

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS