Обозрение подготовлено

версия для печати
Операторы ШПД делят регионы

Операторы ШПД делят регионы

Российский сектор широкополосного доступа (ШПД) в интернет развивается с хорошей скоростью. Если в столицах рынок уже насыщен, то в регионах, напротив, активно растет. Постепенно операторы формируют здесь модели, по которым будут либо конкурировать, либо сотрудничать.

По оценкам AC&M Consulting, число подключенных к ШПД домохозяйств в России на конец 2009 года составило 11 млн 300 тыс., при этом на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится около 4 млн подключений. Остальные 7 млн 300 тыс. принадлежат регионам. По данным же "Центрального телеграфа", объем рынка ШПД Москвы в денежном выражении по итогам 2009 года составил 10,1 млрд рублей, а абонентская база услуги ШПД превысила 2,9 млн подключенных домохозяйств, при этом 30% из них  подключены по технологии ADSL.  О том, что региональный рынок ШПД набирает обороты, свидетельствуют и данные J'son & Partners Consulting. По этим оценкам, рост сегмента ШПД составил 42%, в то время как в секторе сотовой связи – лишь 3%.

Число абонентов услуг ШПД в интернет, 2009

  Октябрь 2009 Ноябрь 2009 Декабрь 2009
Россия в целом 10 630 тыс. 10 990 тыс.  11 300 тыс.
Москва 2 842 тыс. 2 887 тыс. 2 929 тыс.
Санкт-Петербург 1 007 тыс. 1 029 тыс. 1 049 тыс.

Источник: AC&M Consulting, 2009

В "ЭР-Телекоме" этот рынок по итогам 2009 года оценили в 50 млрд рублей. Правда, компании МГ/МН-рынка дают другие оценки. Так, в МТТ говорят, что еще в 2008 году абонентский рынок достиг планки в 65,8 млрд руб и продолжал увеличиваться за счет роста трафика на 18-20% в 2009 году. Андрей Семин-Вадов, первый вице-президент по коммерческой деятельности компании ТТК, говорит о сумме, превышающей 85 млрд руб. Его поддерживает Михаил Бодягин, аналитик iKS-Consulting: "По итогам 2009 года доходы от услуг широкополосного доступа в России достигли 89 млрд руб. Темпы роста рынка составили 27% в рублевом исчислении, при этом в долларовом выражении рынок сократился на 0,5%. За два последних года показатель средней выручки с абонента (ARPU) в сегменте физических лиц снизился на 20% и по итогам 2009 года составил 413 руб."

Регионы выбирают цифровое видео

Данные исследования проникновения ШПД по России, проведенного фондом "Общественное мнение", показали, что число подключенных домохозяйств выросло на 40% по сравнению с ноябрем 2007 года. Наиболее активный рост пришелся на города с населением до 1 млн человек – с 42% до 72%.

В крупных городах, где население в основном уже охвачено широкополосным доступом в интернет и цены вполне сбалансированы, основное соперничество между операторами переходит в плоскость дополнительных услуг и сервисов. Население немиллионников, подключаясь к сети, также понемногу осваивает новые дополнительные услуги.  

Александр Горбунов, вице-президент по стратегии и развитию компании "Комстар-ОТС", занимающей по итогам года первое место среди ШПД-провайдеров, отмечает наиболее устойчивый спрос в регионах на пакетное предложение "Интернет+ТВ", а также напоминает, что пока регионы не собираются отказываться от обычной телефонной связи.

Доли рынка ШПД в России, 2009

Источник: AC&M Consulting, 2009

"ЭР-телеком", вошедшая по итогам 2009 года в пятерку крупнейших провайдеров ШПД, сообщает, что наибольшим спросом в регионах пользуются услуги по предоставлению ШПД и кабельного телевидения. Среди подключенных к интернету по безлимитному тарифу особой популярностью пользуется мультимедиа-контент. В ТТК и МТТ соглашаются с тем, что на рынке сохраняется спрос на дополнительные сервисы, связанные с видеоконтентом - например, на использование центрального или распределенного файлового хранилища с видео и прочим мультимедийным контентом, Web-TV, IPTV, видео по запросу и т.д. Виктория Тихонова, директор Санкт-Петербургского филиала "ВестКолл", предсказывает скорый переход услуги передачи данных, голоса и видео (triple play) из категории элитных в массовые по мере охвата регионов цифровым телевидением.

Цены и планы

Период конца 2008 – начала 2009 гг. стал переломным для многих телекоммуникационных компаний из-за стагнации рынка на фоне мирового финансового кризиса. Однако, переждав 1-й квартал 2009 года, многие вернулись к своим позициям. Так, "ЭР-Телеком" воспользовался новыми возможностями, которые предоставил кризис, и увеличил свою абонентскую базу почти до миллиона человек. Компания сообщает, что именно в 2009 году вышла на безубыточность по операционной прибыли - на год ранее запланированного в стратегии срока, а также обеспечила рентабельность на уровне 25%. По оценкам аналитических агентств "ЭР-Телеком" входит в топ-3 самых быстро развивающихся операторов рынка ШПД.

Распределение чистых подключений операторов ШПД, декабрь 2009 г.

Источник: AC&M Consulting, 2009

Александр Горбунов также отметил негативное влияние международной финансовой ситуации на рынок ШПД в интернет: "Кризис, прежде всего, снизил инвестиционную активность компаний из-за пересмотра спроса, увеличения степени риска и цены финансирования проектов". Виктория Тихонова отметила окончание гонки снижения тарифов на подключение к сети, равно как и наращивания скоростей. Конкуренция в этом сегменте, по ее мнению, вышла на уровень повышения качества и открытости, дополнительных сервисов и доступности. Андрей Семин-Вадов предполагает, что на снижение ценовых предложений повлияло скорее развитие конкуренции, чем кризис.

Сергей Калугин, генеральный директор НТК, комментируя состояние ШПД-рынка в регионах, отмечает, что за последний год стоимость услуг по доступу в интернет в крупных городах не снижается, поэтому борьба провайдеров переместилась в другую плоскость – идет война скоростей. Он уверен, что на данный момент провайдеры обнаружили наиболее приемлемый для потребителя уровень цен. Другие операторы констатируют снижение цен на услуги. Так, Михаил Бодягин связывает ускоренные темпы падения ARPU не только с кризисом, но и с наличием конкурентной в регионах альтернативы – более доступной и дешевой технологии DSL.

Доли подключившихся абонентов в МРК группы "Связьинвест", 2008-2010

МРК 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Центртелеком 664 1 016 1 387
СЗТ 636 882 1 122
Волгателеком 763 964 1 209
ЮТК 354 531 737
Уралсвязьинформ 521 736 1 026
Сибирьтелеком 411 616 1 014
Дальсвязь 224 367 512
Группа Связьинвест 3 574 5 113 7 006

Источник: Связьинвест, 2010

Ожидание роста

Все опрошенные CNews игроки позитивно смотрят на перспективы 2010 года в телекоме. "По нашим прогнозам в 2010 году рост рынка ШПД составит порядка 23% - чуть ниже, чем в 2009 году", – считает Михаил Воробьев, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам "ЭР-Телеком Холдинг". – "Происходит постепенное насыщение рынка. Проникновение в городах-миллионниках уже перешагнуло за 70%. Основной прирост в 2010 году придется на города с населением до 500 тыс. жителей, при том что платежеспособный спрос в этих городах ниже, темпы роста рынка также будут чуть ниже. 23% – это огромный для отрасли темп прироста рынка, в то время как вся экономика растет не более чем на 4–5% в год". В компании также отмечают ожидаемый переток абонентов от ADSL-технологий к ШПД.  

В компании "Старттелеком" также считают, что прирост абонентов будет наблюдаться в городах с населением менее 500 тыс. жителей, поскольку там проникновение услуг домашнего ШПД все еще серьезно меньше 50%". Минимальные показатели роста компания ожидает в столице. В "Центральном телеграфе" по итогам 2010 года ожидают рост доходов, полученных от предоставления услуг ШПД, до 11,5 млрд рублей, причем рост будет поддерживаться за счет увеличения числа подключений при снижении показателя ARPU.

В "Комстар-ОТС" комментируют: "Если говорить об абонентской базе, исчисляемой в количестве абонентов, то мы, безусловно, ожидаем роста. Что касается прироста в денежном эквиваленте, даже в случае, если ARPU падает, то при этом в общем рынок растет за счет увеличения абонентской базы". Виктория Тихонова видит в качестве драйверов роста дополнительные услуги и сервисы для абонентов.

Оправданность экспансии

Участники рынка отмечают необходимость проведения в регионах масштабных проектов по модернизации сетей или прокладке магистралей для снижения стоимости транзитного трафика и расширения пропускной способности каналов для новых услуг. Тем не менее, в то время как о планах инвестиций в регионы заявили многие операторы, реальные действия производят лишь несколько игроков. В частности, здесь можно говорить о планах "Связьинвеста" и "ЭР-Телекома". Согласно оценкам аналитиков "Рустелекома", в 2010 г. более половины инвестиционной программы "Связьинвеста", которая оценивается в 46 млрд рублей, придется на развитие услуг широкополосного доступа в интернет и информационных технологий.

Виктория Тихонова, поддерживая необходимость инвестиций в регионы, предостерегает от необдуманных трат: "Развитие проекта в регионах России в настоящий момент может быть оправдано только в том случае, если не требуется построение сети "с нуля". В противном случае возникают сложности по выстраиванию всех бизнес-процессов, изучению конъюнктуры в регионе, налаживанию нужных связей. Необходимо вкладываться в создание инфраструктуры, т.е. издержки резко возрастают.

Александр Горбунов уверен, что вопрос дальнейшего развития для альтернативных операторов зависит от государственной политики регулирования, скорости восстановления после кризиса и самочувствия экономики в целом.  Поддерживает необходимость региональных проектов и Сергей Калугин: "Такие проекты, безусловно, оправданы, поскольку проникновение услуг ШПД здесь не так высоко, как в Москве или Санкт-Петербурге. Теперь настала очередь роста рынка в регионах, и для провайдеров это хорошая возможность значительно увеличить размеры своего бизнеса". Сергей Калугин прогнозирует активное строительство региональных магистральных сетей и "последней мили", организованной способом FTTB, как наиболее перспективным. Абсолютно оправдывает региональные проекты и Андрей Семин-Вадов: "Будущее за теми операторами, инфраструктурная составляющая которых будет отвечать самым строгим требованиям. Объемы передаваемой по сетям информации растут очень высокими темпами. Это значит, что оператор, не обеспечивающий своевременную модернизацию своей инфраструктуры, рано или поздно просто останется за бортом".

Михаил Бодягин полагает, что потенциал роста рынка далеко не исчерпан: "Спрос на услуги ШПД во многих регионах все еще перекрывает предложение. И федеральные, и местные провайдеры активно строят FTTx-сети, причем в фокусе внимания находятся уже не только региональные центры, но и города "второго эшелона".

Куда пойдут средства?

Операторы, несомненно, будут инвестировать средства, полученные за счет прибыли или привлеченные со стороны, в ряд направлений для расширения бизнеса и отрасли в целом. Александр Горбунов отмечает, что "Комстар-ОТС" будет вкладывать средства в развитие IPTV и беспроводных технологий. "ВестКолл" активно интересуется рынком дата-центров, а также займется деятельностью по полученной в прошлом году лицензии MVNO. ТТК концентрируется на развитии ШПД в регионах. Компания "ЭР-Телеком" также планирует инвестировать в ШПД, и, кроме того, в кабельное телевидение и телефонию для частных лиц и корпоративных клиентов. Общая сумма предполагаемых инвестиций составит около 500 млн долл.

В пресс-службе МТТ сообщают, что основные вложения компания будет направлять на развитие каналов продаж услуг МГ/МН-связи, разработку и внедрение новых сервисов, систем абонентской поддержки и модернизацию сети. Артур Алекперов, директор департамента стратегического маркетинга "Акадо", отмечает, что операторам следует направлять средства на развитие "персонального ТВ": "Наверное, если компания сможет предоставить целый комплекс услуг (triple play, quadro play) – это перспективно, и в это стоило бы вкладываться". Однако он также предвидит и возможные недостатки способа предоставления услуг только в едином пакете: "Я придерживаюсь мнения, что человек пойдет на подписку только тогда, когда ему нужна каждая из услуг. Ведь если в чем-то одном нет потребности, то это уже воспринимается как некая нагрузка".

Региональный рынок ШПД набирает обороты, и в скором будущем операторы станут бороться за каждого клиента. Абонентам требуются все более высокие скорости, чтобы потреблять в желаемом объеме мультимедийный контент, и ШПД-провайдеры инвестируют средства в модернизацию сетей. Уже сейчас операторы планируют подключение различных дополнительных услуг и сервисов. Основное внимание уделяют развитию IPTV, VoIP, сервисов предоставления медиаконтента, а также планируют предоставлять пакеты услуг проводного и беспроводного широкополосного доступа. Эксперты и игроки рынка уже сегодня говорят о продолжении роста качественных показателей отрасли (объемов трафика, абонентской базы и выручки операторов). Так, аналитики iKS-Consulting прогнозируют увеличение доходов от ШПД на 20% в рублевом исчислении.

Татьяна Бакажинская

Наталья Баталова
Инфосистемы Джет

Наталья Баталова:

Телекомы оптимизируют бизнес, борются с мошенничеством и вводят новые услуги

На вопросы CNews ответила Наталья Баталова, руководитель направления по работе с телекоммуникационными компаниями Центра информационной безопасности компании "Инфосистемы Джет".

CNews: Какие тенденции, по вашим наблюдениям, доминировали в российской отрасли связи в 2009 году? Влияние каких сохраняется до настоящего момента?

В последние годы на рынке связи мы наблюдаем еще одну тенденцию – увеличение конкуренции, которая, если не принимать специальных мер, приводит к снижению доходов в расчете на одного абонента. Операторы сегодня активно работают над проблемой потерь доходов, стараются повысить конкурентоспособность и лояльность со стороны клиентов за счет повышения качества услуг (бесперебойность, оптимизация каналов, ускорение работы приложений и т.д.), а также оказания абонентам дополнительных интеллектуальных услуг. Примерами таких услуг могут быть защита от DDoS-атак (для корпоративных клиентов), "родительский контроль" (для учебных учреждений и частных пользователей), очистка трафика от вирусов и другого вредоносного содержимого.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS