[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Дмитрий Яковенко
Делойт

Дмитрий Яковенко:

Телекоммуникации являются общепризнанным лидером по степени рисков, связанных с конкурентной борьбой и инвестиционной деятельностью

На вопросы CNews отвечает Дмитрий Яковенко, руководитель группы по обслуживанию предприятий в сфере телекоммуникаций, передовых технологий и СМИ департамента консалтинга «Делойт» в СНГ.

CNews: Какие можно выделить, на ваш взгляд, ключевые тенденции в области консалтинга для сектора связи в 2007 году?

Дмитрий Яковенко: В 2007 году российский рынок мобильной связи пришел в насыщение, и операторы прилагали усилия к повышению эффективности бизнеса в России, а также продолжали экспансию в СНГ и на другие развивающиеся рынки. Для увеличения выручки операторы внедряли новые VAS сервисы в рамках существующих сетей GSM, начали инвестировать в создание сетей мобильной связи 3G и мобильного телевидения на основе стандарта DVB-H. Также операторы уделяли внимание повышению эффективности управления затратами и инвестициями в капитальное строительство.

Операторы фиксированной связи активно занимались трансформацией своих стратегий в условиях активного замещения фиксированной телефонии услугами мобильной связи. Продолжалось наращивание пропускной способности транспортных оптоволоконных сетей для удовлетворения растущих потребностей в услугах широкополосного доступа в интернет. Операторы начали инвестировать в сети беспроводного широкополосного доступа на основе технологии WiMax, повышать привлекательность своих традиционных услуг путем объединения нескольких услуг в одно предложение (интернет, IP-телевидение, телефон).

Наше предложение консалтинговых услуг в 2007 году было ориентировано на существующие потребности операторов. Для мобильных операторов предлагались методики сегментирования абонентов, анализа доходности продуктов и тарифных планов, эффективного управления бизнес- процессами, персоналом, затратами и рисками. Для фиксированных операторов консалтинговые услуги были ориентированы на разработку стратегий и повышение эффективности финансового управления.

Многие из крупных операторов имеют в своей структуре собственные команды экспертов, которые способны решать значительную часть данных бизнес-задач. Тем не менее, услуги внешних консультантов остаются востребованными, особенно это касается международных консалтинговых компаний. В этом случае консалтинговые услуги предоставляют, основываясь на глубоком понимании специфики локального рынка телекоммуникаций, опыта и методик телекоммуникационных рынков развитых стран.

CNews: На протяжении последних лет крупные телекоммуникационные операторы, в том числе межрегиональные компании «Связьинвеста», получают налоговые претензии и часто оспаривают их. Обращаются ли к вам такие клиенты? В чем состоит специфика работы с ними?

Дмитрий Яковенко: Рост рынка телекоммуникаций приводит к интенсификации контактов компаний отрасли с налоговыми органами, что почти всегда заканчивается оспариванием претензий налоговиков в арбитражных судах. Специфика таких споров заключается в учете положений отраслевого законодательства, а также особенностей гражданско-правовых отношений в телекоммуникационной отрасли (межоператорские отношения, биллинг, услуги международной связи, бронирование абонентских номеров и т.д.) и их влияния на налоговые правоотношения. В связи с этим компаниям телекоммуникационной отрасли необходимо заранее просчитывать налоговые последствия тех или иных операций и возможные претензии налоговых органов. Группа по разрешению налоговых споров Делойт СНГ имеет обширный опыт досудебного урегулирования споров, подготовки дел и судебного представительства по налоговым спорам в телекоммуникационной отрасли и регулярно привлекается телекоммуникационными компаниями на такие проекты.

CNews: В недавнем отчете «Делойт» отмечается, что ожидания руководителей в отношении подготовки к IPO отличаются от реального опыта компаний, уже прошедших листинг. Какие «подводные камни» ждут в этой связи операторов фиксированной и мобильной связи, сотовых дилеров и других компаний, решившихся на публичное размещение?

Дмитрий Яковенко: Публичное размещение на иностранной бирже предъявляет к компании ряд новых требований, с которыми она, скорее всего, ранее не сталкивалась. К таким требованиям относится, например, увеличение прозрачности компании и существенное раскрытие информации — как финансовой, так и нефинансовой, в области стратегических планов и операционной деятельности, включая, в частности, такую сферу, как налоговое планирование. Для многих владельцев необходимость делить власть с миноритариями и внедрять в компании соответствующие механизмы защиты интересов прочих акционеров может оказаться серьезным препятствием на пути к IPO.

Многие компании относятся к IPO как к некоторому экзамену на качество системы корпоративного управления в компании, который надо сдать один раз. Недооценивается скрытая стоимость поддержания соответствия требованиям биржи и инвесторов. Ведь добиться листинга, как правило, проще и дешевле, чем обеспечить себе долгосрочную историю котирования. Это приводит к тому, что некоторые компании начинают серьезно рассматривать выход с биржи уже через несколько лет после IPO, посчитав, что преимущества от листинга не перевешивают затрат, связанных с его поддержанием или так или иначе ограничивают возможности по совершению сделок слияний и поглощений с участием компании.

Наконец, подавляющая часть российских компаний оказывается неготовой к полноценному и самостоятельному составлению финансовой отчетности по международным стандартам. При IPO речь идет не только о предоставлении бухгалтерской отчетности в нужных стандартах и со всеми необходимыми расшифровками, но и о переводе систем бюджетирования и управленческой отчетности на те же стандарты учета и отчетности, а также, как правило, об ускорении процедур закрытия для предоставления отчетности в сроки, сравнимые со сроками международных котируемых компаний.

Так или иначе, данные «подводные камни» проявляются для любой компании, которая собирается на IPO, и с чем именно столкнется конкретная компания при выходе на биржу, зависит от степени ее готовности задолго до момента выхода.

Для телекоммуникационных компаний в России уже довольно давно выход на IPO является не столько средством привлечения капитала, сколько вопросом повышения имиджа, в первую очередь, на международных рынках, а также фактором получения оценки настоящей стоимости компании со стороны рынка и международных телекоммуникационных компаний — потенциальных стратегических инвесторов.  IPO в данном случае действительно может являться показателем того, насколько российская компания готова быть на равных с другими игроками на международных рынках.

CNews: Как бы вы охарактеризовали инвестиционный климат на российском телекоммуникационном рынке в 2007 году, и в частности на рынке прямых частных инвестиций? Какие изменения произошли по сравнению с предыдущим годом?

Дмитрий Яковенко: В августе 2007 года «Делойт» подготовил отчет «Обзор индикаторов уверенности на рынке прямых частных инвестиций СНГ» В отчете представлены результаты исследования, отражающие ожидания специалистов в области прямых частных инвестиций, специализирующихся на российском рынке и рынках стран СНГ. Согласно результатам исследования прогнозы относительно ситуации на данном рынке чрезвычайно благоприятны. Наиболее привлекательными секторами для инвесторов будут сфера высоких технологий, СМИ и телекоммуникаций, сектор финансовых услуг, здравоохранение и фармацевтика. Повышенный интерес к данным отраслям проявили 64% респондентов. Данные сектора традиционно демонстрируют наиболее высокие темпы роста и, соответственно, являются наиболее привлекательными объектами прямых частных капиталовложений. Так, 28% респондентов предпочли бы инвестировать в сферу высоких технологий, СМИ и телекоммуникации.

В России основная часть телекоммуникационных сделок приходится на сделки очень крупного размера. Тем не менее, некоторые из них находятся в сфере интересов инвестиционных фондов, а также проясняют тот «фон», на котором осуществляются венчурные вложения в небольшие компании. Наибольший интерес фонды прямых частных инвестиций в 2007 году проявляли к компаниям, связанным с разработкой и продажей контента для мобильных абонентов, а также к организации сетей фиксированного и мобильного широкополосного доступа в интернет. Примерами крупнейших сделок в 2007 году являются покупка фондом Marshall Capital Partners контент–провайдеров Solvo International и Jump Ukraine, а также приобретение 51% акций компании «Корбина» «Голден Телекомом».

CNews: Какие услуги вашей компании были наиболее востребованы заказчиками из российского телекома в 2007 году?

Дмитрий Яковенко: Сектор телекоммуникаций имеет свою специфику, и наш подход к аудиту, а также консультационным услугам, оказываемым компаниям этого сектора, основан на понимании особенностей данного бизнеса и присущих ему рисков. Мы знаем, что подход, эффективный для одного клиента, может не подойти для другого. В первую очередь, «Делойт» оказывает поддержку в области бухгалтерского учета, проводит консультации по вопросам  внутреннего контроля, осуществляет трансформацию финансовой отчетности и анализ финансового состояния компании, занимается внедрением систем бухгалтерского учета, проводит аудит по международным (МСФО и ГААП США) и национальным стандартам.

В области налогообложения и права компания «Делойт» успешно содействует компаниям телекоммуникационного сектора в решении налоговых и юридических задач путем предоставления высококлассных профессиональных консультаций по всему спектру вопросов, касающихся слияний и поглощений, включая процессы корпоративной реструктуризации и налоговые проверки. В 2007 году также весьма востребованными среди клиентов сектора телекоммуникаций были услуги, связанные с оценкой и раскрытием в ГААП отчетности налоговых рисков в рамках нового стандарта FIN 48.

Сектор телекоммуникаций является общепризнанным лидером по степени рисков, связанных с конкурентной борьбой и инвестиционной деятельностью, что заставляет руководство компаний, работающих в этой отрасли, постоянно задаваться вопросом: что нужно сделать сегодня для того, чтобы увеличить долю рынка и доходность бизнеса завтра и одновременно достичь необходимого уровня рентабельности капиталовложений? Потребительские предпочтения, а, следовательно, и спрос стремительно изменяются: компании должны научиться проявлять гибкость, быстро развиваться для того, чтобы соответствовать требованиям рынка, предвидеть изменения тенденций, постоянно анализировать возможные рыночные стратегии и осуществлять инвестиции в новые проекты. Для компаний этого сектора не менее актуален и вопрос реинвестирования прибыли. Специалисты департамента корпоративных финансов компании «Делойт» в течение 2007 года успешно реализовывали проекты в области оценки, предынвестиционной диагностики, бизнес-планирования, финансового консультирования и экономического моделирования для компаний сектора телекоммуникаций.

В области консалтинга наиболее востребованными были услуги повышения эффективности управления отношениями с клиентами (CRM), оптимизации бизнес — процессов и организационных структур, финансового управления и управления рисками. Все большую актуальность приобретают вопросы найма, обучения и удержания наиболее квалифицированного персонала.

И, безусловно, услуги «Делойта», оказываемые компаниям в ходе подготовки к листингу на местных и международных биржах, которые направлены на обеспечение прозрачной корпоративной структуры и соответствия системы корпоративного управления компаний международным стандартам. Как показывает наш опыт, тщательное планирование IPO может сократить масштаб проблем, которые возникавют в процессе размещения, когда последствия задержки или приостановки IPO могут оказаться существенными.

CNews: Каковы итоги деятельности «Делойт» в секторе телекоммуникаций в 2007? В каких направлениях будет двигаться компания для улучшения своих позиций на этом рынке?

Дмитрий Яковенко: Ежегодные темпы роста объема реализации услуг «Делойта» в странах СНГ за последние пять лет превышают 50%, что свидетельствует о верной оценке рынком высокого качества наших услуг. Развитие телекоммуникационного сектора, который является в России одним из наиболее динамичных и перспективных, приводит к появлению консолидированных операторов рынка. Сейчас отрасль предоставляет широкие возможности для слияний и поглощений.  Однако российский телекоммуникационный рынок постепенно насыщается, что вынуждает растущее число инвесторов искать пути поддержания рентабельности, включая возможности выхода на иностранные рынки.

Опираясь на глобальную сеть компании «Делойт», мы разрабатываем инновационные решения для клиентов фирмы, в какой бы точке мира они не находились — наша внутрикорпоративная культура обмена информацией и знаниями внутри международных групп специалистов подкрепляется ориентированным на сотрудничество подходом «Делойт» к взаимодействию с клиентами во всем мире. Совместная работа отечественных и иностранных специалистов дает нам возможность учитывать специфику местных условий, обеспечивая качество услуг на самом высоком международном уровне. Мы работаем с ведущими российскими телекоммуникационными компаниями. В этом же направлении планируем двигаться и в дальнейшем.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS