[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Нацпроекты взорвали VSAT-рынок

Нацпроекты взорвали VSAT-рынок

Основными драйверами российского рынка VSAT в 2007 году были проекты по «интернетизации» школ и реализации универсальной услуги. Но для того чтобы этот рынок стал действительно массовым, необходимы кардинальные изменения в регулировании и значительное расширение космической емкости.

Мощным толчком для развития рынка особо малых спутниковых станций (VSAT) в России стали национальные проекты. Весома доля и коммерческого сектора — операторов связи и корпоративных заказчиков. Первые использовали спутниковые сети для создания сетей дальней связи, зоновых и сотовых сетей, вторые — для удовлетворения собственных потребностей в связи. По оценкам Orange Business Services корпоративный сегмент рынка спутниковой связи растет в последние годы в 1,5-2 раза ежегодно. Не меньшими темпами растет сектор магистральных каналов и зоновых решений, большую активность проявляют операторы сотовой связи. Кроме того, не стоит забывать о такой части рынка, как телевидение и радиовещание. Заинтересованы в спутниковой связи и ведомственные заказчики. Однако лавинообразный рост числа VSAT и выход из строя одного из спутников привели в 2007 году к еще большему дефициту космической емкости. Без существенного ее расширения и без кардинального упрощения оформления разрешений на использование ресурсов международных спутников для частных лиц массовый рынок в России создан не будет.

Бурный рост мизерного рынка

К концу 2007 года в стране было установлено около 20-25 тыс. станций VSAT, что в несколько раз больше показателя 2006 года (около 5-8 тыс.). Однако по меркам США, где установлено несколько сотен тысяч станций только одного производителя, российская инсталлированная база VSAT кажется мизерной.

Инсталлированная база VSAT в России (шт.), 2003-2007

Инсталлированная база VSAT в России (шт.), 2003-2007

Источник: CNews Analytics, 2008

Примерно половина всех «тарелок» в России установлено в школах (около 5,5 тыс.) и в рамках реализации универсальной услуги (около 5 тыс.). Доля госзаказчиков оценивается в диапазоне 50-60%, крупных корпораций — 15-20%, среднего и малого бизнеса — по 10-15%, частных лиц — 1-3%.

Структура потребителей услуг на базе VSAT, 2007

Структура потребителей услуг на базе VSAT, 2007

Источник: Сетьтелеком, 2008

Крупнейшие сети в России развернуты компаниями «Глобал-Телепорт» (входит в группу компаний Synterra), «Сетьтелеком» (торговая марка Altegro Sky), «Вэб Медиа Сервисез» (торговая марка HeliosNet), «Айпинет», «СТЭК.КОМ», «Уралсвязьинформ», КБ «Искра», «РуСат», Orange Business Services, Банк России и др. Всего действующих сетей VSAT (операторов) насчитывается порядка трех десятков.

Крупнейшие сети VSAT в России*

Компания Кол-во VSAT
1 Глобал-Телепорт 9 500
2 Сетьтелеком (Altegro Sky) 3 200
3 Вэб Медиа Сервисез (HeliosNet) 2 973
4 Айпинэт 1 750
5 Уралсвязьинформ 1 600
6 СТЭК.КОМ 1 500
7 КБ Искра 1 300
8 РуСат 1 100
9 Orange Business Services 850
10 Банк России 700-800
11 Рэйс Телеком (SPIN) 500
12 Дозор-Телепорт 300
13 Амтел Связь 300
14 Сахателеком 200
* — по данным на конец 2007 г.

Источник: CNews Analytics, 2008

По словам руководителя отдела маркетинга HeliosNet Анны Вороничевой, рынок находится на стадии активного роста, пул основных игроков сформирован. При этом конкурируют между собой не только операторы, но производители оборудования и технологий. В целом, по ее словам, потребители становятся более квалифицированными, что повышает требования и к услугам и решениям и к персоналу операторов.

Игроки и проекты

К сентябрю 2007 года компания «Глобал-Телепорт» установила в российских школах 5 138 спутниковых VSAT-станций. Всего в рамках ФЦП «Образование» по спутниковым каналам связи планировалось подключить 7 188 образовательных учреждений в 53 регионах страны. Кроме того, у компании есть и другие заказчики — например, структуры РАО ЕЭС. «Глобал-Телепорт» располагает четырьмя центральными земными станциями, осуществляющими управление сетями VSAT-станций на территории России, расположенными в Москве, Хабаровске, Новосибирске и Павловом Посаде (Московская область).

Компания «Сетьтелеком» (торговая марка Altegro Sky) к осени 2007 года установила 3000-й VSAT-терминал. Всего за 9 месяцев 2007 года «Сетьтелеком» расширил свою сеть более чем в два раза, установив 1800 терминалов. Это удалось за счет участия в реализации национального проекта »Образование» и предоставления универсальной услуги связи в Самарской области и Ставропольском крае, а также в результате развертывания нескольких крупных корпоративных сетей для российских компаний, например, для «Ставропольэнерго». Кроме того, компания установила 272 VSAT-станции для ТНК-ВР. Вся сеть AltegroSky управляется четырьмя хабами, два из которых расположены в ЦКС «Медвежьи озера», в ЦКС «Дубна» и Хабаровске.

Компания «Вэб Медиа Сервисез» (торговая марка HeliosNet) за год увеличила свою сеть почти в два раза — до 2973 станций. Оператор использует технологию LinkStar, а с 2008 года — также и iDirect. Используемые под задачи VSAT спутники: Экспресс АМ2, Экспресс АМ 22, Экспресс АМ3. HeliosNet имеет два хаба — в Москве и Иркутске.

Компания «Айпинэт» нашла новую нишу для развития — сети розничной торговли, установив в 2007 году более тысячи VSAT-станций. Клиентами спутниковой сети среди федеральных розничных сетей стали магазины бытовой техники и электроники «Эксперт», сеть одежды Modis, сеть универсамов «Магнит», гипермаркеты «SPAR», сеть одежды и товаров для детей «Banana-Mama», продуктовая сеть «Молния», магазины электроники «МИР» и др. Количество работающих спутниковых терминалов в сети компании по итогам ноября 2007 г. превысило отметку 1700.

В 2007 году сеть «СТЭК.КОМ» увеличилась в 3 раза, достигнув 1500 станций. Среди самых крупных проектов 2007 года — создание корпоративной сети передачи данных для »ФСК ЕЭС». Большой интерес к технологии проявляют компании нефтегазовой отрасли, предприятия электроэнергетики, строительные компании, торговые сети, банки, операторы связи.

»РуСат» участвует в разнообразных проектах, работает с государственными структурами, МВД, с Управлением налоговой службы по Республике Алтай и Алтайскому краю. Развиваются проекты с Росгидрометом, компания строит сети для банков, АЗС. Оборот компании по сравнению с показателями 2006 г. вырос на 70% и составил более 450 млн руб.

Для Orange Business Services установка VSAT-станций зачастую является лишь одним из этапов комплексных проектов, реализуемых компанией, в том числе по созданию территориально распределенных корпоративных сетей заказчиков. Например, в рамках проекта по построению и поддержке сети передачи данных «БАТ Россия» на территории всей страны специалисты Orange подключили по спутниковым каналам более 70 подразделений. Другой крупный проект реализован в Байкальском банке Сбербанка России, 180 филиалов которого были подключены через спутник во второй половине 2007 года.

Компания «Рэйс Телеком» (торговая марка SPIN) активно строила ведомственные VSAT-сети. Среди ее заказчиков — РАО ЕЭС, Министерство финансов Республики Алтай, правительство Чеченской Республики, ФГУП «Канал им. Москвы», МУЗ «Ярсалинская центральная районная больница» (проект по телемедицине) и др.

«Сахателеком» в первом полугодии 2007 г. ввела в эксплуатацию 61 VSAT-станцию и довела общее количество станций в своей сети до 203. В Республике Саха Якутия, построена сеть для Министерства финансов республики, которая впоследствии стала ядром корпоративной телекоммуникационной сети органов государственной власти. Запущено 67 станций VSAT, в сети 7 защищенных VLAN/VPN-сетей всех административных правительственных единиц.

Администрация Красноярского края закупила хаб и создала региональную VSAT-сеть, которая объединила все государственные учреждения края. Летом 2007 года оператор «Норильск телеком» приступил к вводу в эксплуатацию 45 терминальных станций VSAT во всех районах Красноярского края.

Средство или сооружение?

Дефицит российской спутниковой емкости при практической невозможности подключать частных пользователей к ресурсам иностранных спутников — не единственные факторы, мешающие более активному развитию российского рынка VSAT и превращению его в массовый. Проблемы начинаются при ввозе оборудования и продолжаются при получении частотных назначений и разрешений. Каждая VSAT-станция в России почему-то приравнена к сооружениям связи, что влечет за собой сложный и долгий порядок ее регистрации.

Новое ведомство — Россвязьохранкультура — отменила типовую форму регистрации РЭС, которая доставляла множество хлопот операторам VSAT-сетей. А в августе 2007 года Мининформсвязи, наконец, утвердило приказ о правилах применения земных станций спутниковой связи, включая VSAT, в целях сертификации оборудования. Документ содержал много неточностей и противоречий и вызвал неодобрение многих участников рынка.

Собственно говоря, резкий рост инсталлированной базы VSAT произошел во многом благодаря упрощению процедуры оформления разрешительной документации в рамках проекта «Образование». В частности, были сделаны исключения из нормативных правил в части особого Решения ГКРЧ для применения VSAT без согласований с МО и ФСО, неприменения Приказа 113, особых условий соблюдения СанПиН. Так, когда «Синтерра» принялась строить масштабную спутниковую сеть из более чем 7 тыс. VSAT-станций для подключения школ к интернету, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко специальным письмом велел подразделениям Роспотребнадзора не требовать с компании плату за проведение экспертизы и за выдачу санпаспортов. Кроме того, «Синтерре» удалось добиться решения, что станция VSAT, размещенная непосредственно на образовательном учреждении, считается средством связи, а не сооружением связи.

Однако пока этот опыт не переносится на оформление разрешительных документов по другим проектам. И все же участники рынка считают, что реализация такого масштабного проекта привела к оптимизации бизнес-процессов в процедуре оформления разрешительных документов, что со временем должно положительно сказаться и на других проектах.

«Первые ласточки» либерализации уже есть. В начале 2008 года Роспотребнадзор отменил индивидуальные санитарные паспорта на каждую станцию VSAT (такие паспорта необходимо было оформлять, даже если у производителя или оператора имелось общее санитарно-эпидемиологическое заключение на этот тип оборудования). Чтобы оформить паспорт, компаниям приходилось вывозить специалистов Роспотребнадзора на места установки станций, которые зачастую находились в удаленных и труднодоступных местах. В итоге каждый паспорт обходился в сумму до $2 тыс. По некоторым оценкам, в масштабах всей России VSAT-операторы сэкономят в 2008 г. не менее $5 млн. Важен и временной фактор — на оформление санитарно-эпидемиологических заключений для каждой VSAT-станции уходило не меньше месяца.

Кроме того, ГКРЧ приняла решение об упрощении частотного обеспечения и применения VSAT. Наконец, была запущена единая электронная система управления проектами, что позволило сократить время на подготовку заявительных и других документов примерно с одного часа в расчета на одну VSAT до нескольких минут.

По прогнозу HeliosNet, дальнейшее развитие государственных программ позволит увеличить VSAT-рынок в России до 30-40 тыс. терминалов. Выходу на массовый рынок частных пользователей мешает высокая стоимость — оборудование и подключение одной «тарелки» обходится от 100 тыс. руб. Причем в ближайшие год-два кардинального снижения цен не предвидится — по прогнозам экспертов уменьшение стоимости подключения составит всего 10-20%. Как считают в компании «Сетьтелеком», для «прорыва» VSAT в дома россиян необходимо уменьшение диаметра антенн хотя бы до 98 см и разрешение проблемы дефицита и качества российской космической емкости.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS