[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Битва телекомов: все силы брошены на ИТ-инфраструктурур

Битва телекомов: все силы брошены на ИТ-инфраструктуру

Российский телеком остается одним из самых динамично развивающихся сегментов российской экономики. На рынке ИТ телекоммуникационные компании являются самыми передовыми потребителями. Устойчивый рост их присутствия здесь объясняется, прежде всего, прямой зависимостью конкурентоспособности от характера и качества ИТ-инфраструктуры, а также монополистическим характером конкуренции и колоссальным ростом прибыли, опережающим рост показателя в среднем по экономике более чем в 3 раза.

Телеком больше, чем любая другая отрасль, заинтересован в инновациях в сфере ИТ. Одна из основных причин — прямая зависимость конкурентоспособности операторов связи не только от качества ИТ-инфраструктуры, но и от ее соответствия самым последним технологическим достижениям. В противном случае становится недоступным основной инструмент конкуренции — обеспечение высокого качества самых последних инноваций в области предоставления услуг связи.

Современные телекоммуникационные услуги все больше превращаются в гораздо более богатую и сложно устроенную область, чем традиционные услуги связи, которыми в условиях насыщенных рынков и колоссальных технологических достижений уже никого не удивишь.

Во-первых, ключевое значение сегодня приобретают инновации в сфере не основных телекоммуникационных услуг, втягивание абонента в потребление которых протекает весьма успешно. Здесь фантазия не ограничена и, в отличие от основных услуг связи, это целиком непаханное поле для инноваций и, соответственно, высоких прибылей от предоставления уникальных "телекоммуникационных благ" — от "досуговых" (например, в разнообразной сфере мобильного контента), до бизнес-ориентированных (мобильные офисы, спутниковый интернет и т.д.). При этом темпы роста обеспечиваются не только за счет стоимости этих услуг, но за счет втягивания абонента в потребление все новых видов таких благ.

На фоне сохраняющегося роста реальных доходов населения потребитель достаточно оперативно осваивает новые предложения на телекоммуникационном рынке, а в условиях их избытка довольно быстро меняет оператора, если хоть в малом качество обслуживание его не устраивает. Это заставляет операторов опережающими темпами инвестировать в технологическое обеспечение своей деятельности.

Ситуация в области информатизации телекома во многом уникальна в сравнении с другими отраслями — здесь уровень потребностей в ИТ значительно опережает возможности предложения. Телеком один из немногих, если не единственный сектор экономики, который не идет вслед, но наоборот — тянет за собой ИТ-сектор.

Олигополии не могут без инноваций, инновации невозможны без ИТ

Монополистический характер конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг — другая причина, косвенно стимулирующая ИТ-инновации в телекоммуникационном бизнесе. Российский телеком — это практически целиком сектор крупных монополий. Каждый рынок (междугородной и международной, сотовой связи, спутникового телевидения и т.д.) делят 3-5 крупных компаний.

Принципиально то, что монополистическая конкуренция по своему характеру является неценовой, т.е. компании борются за клиента за счет качества и уникальности (инновационности) своих услуг, во что инвестируются огромные средства. На олигополистических рынках свою прибыль компании получают в процессе конкуренции на качестве и уникальности услуг, а не за счет простого повышения тарифов. Неценовая конкуренция становится возможной благодаря сверхдоходам, которые могут аккумулировать монополии, запуская фантастические по масштабу инвестиционные проекты. Исторически именно монополии создали то, что мы теперь называем научно-техническим прогрессом, постоянно внедряя у себя те или иные технологические новинки, которые делали их продукцию (услуги) уникальными и позволяли удерживать контролируемые ими объемы рынка, не давая попасть туда более мелким компаниям, преимущество которых в гибкости и быстроте реакции, но отнюдь не в способности осуществлять крупные технологические инновации.

Неценовая конкуренция, основанная на предложении инновационных услуг, неизбежно влечет за собой стимулирование ИТ-инноваций в телекоммуникационном бизнесе. Среди того, что создает временное преимущество телекоммуникационным олигополиям, ИТ стоят на одном из первых мест, так как напрямую определяют качество предоставляемых услуг связи, их спектр и сложность. Качество и современность компьютеров, сетей, ПО — незыблемая основа удачности любых инноваций в телекоме. Для хорошей передачи сигнала телекоммуникационные компании нуждаются больше предприятий других отраслей в высокопроизводительном и стабильном АО. Для ввода в действие новых услуг, что происходит практически непрерывно, появляются повышенные требования к ПО, в частности, усложнение мобильного контента и появление смартфонов требует специального софта (операционных систем для мобильных телефонов), а также средств их антивирусной защиты.

В противном случае сбои в предоставлении услуг, их низкое качество мгновенно приведут к потере клиента, для которого издержки перехода от одного оператора к другому близки к нулю. Иначе было бы, если бы существующий у одного оператора вид инновационной услуги был недоступен для других, тогда можно было бы экономить на качестве. Но ввиду своей финансовой и маркетинговой мощи олигополии практически одновременно предлагают любые инновации и качество становится едва ли не единственным фактором выбора клиента между предложениями разных операторов. Кроме того, современные телекоммуникационные услуги являются, как правило, результатом межотраслевой кооперации, и такого рода сложная деятельность, в которой задействованы целые комплексы различных компаний, нуждается в высокой коррелятивности информационных потоков, управленческих решений и т. д., а значит в единых информационных системах и согласованной ИТ-политики, что порождает в телекоммуникационном секторе не просто локальные и разовые внедрения, но целые каскады ИТ-инноваций.

Прибыли дают неограниченные возможности для инноваций

В первую очередь, возможности в сфере информатизации определяются финансово-экономическим положением предприятия, объемом свободных средств, которые могут быть перераспределены в пользу тех или иных, актуальных для предприятия, программ и проектов. Телеком и по этому показателю является исключительным среди прочих российских отраслей, по темпам роста прибыли значительно опережая других.

Растущая платежеспособность населения, которое все более перераспределяет затраты в сторону высокотехнологичных услуг, стимулирует взрывные темпы роста доходов телекоммуникационных компаний. Высокая доходность ядра российских фирм, прежде всего, в сфере нефтегазодобычи, торговли, финансов, услуг, приводит и к высоким корпоративным затратам на телекоммуникационные услуги. Не последний вклад в рост доходов российских телекоммуникационных фирм вносят и госструктуры, как за счет совершенствования собственной телекоммуникационной инфраструктуры, так и через политику правительственных расходов (ФЦП и нацпроекты), стимулирующих рост спроса на высокотехнологичные услуги бюджетных секторов экономики.

В результате 2007 год стал действительно прорывным для телекома. Рост прибыли, в 2005 и 2006 гг. не превышавший +30%, в 2007 году составил +63,4%, а суммарная прибыль превысила отметку в 300 млрд руб. Заметим, рост прибыли по экономике в целом всего +17,1% , что почти в 4 раза ниже чем в телекоме. При этом, если удельный размер прибыли, приходящейся на одну телекоммуникационную компанию, составляет более 12,8 млн руб., то на одно среднестатистическое предприятие по экономике в целом — всего немногим более 1,2 млн руб.

Таким образом, для сектора телекоммуникаций сегодня складывается крайне благоприятная конъюнктура — телекоммуникационным компаниям не приходится искать большие средства на инвестиции в развитие средства на стороне — свои прибыли они могут трансформировать в будущие инновации. Ситуация 2007 года, в результате которой телеком получил практически двойную прибыль по отношению к прошлому году позволяет прогнозировать столь же резкий рост затрат телекоммуникационных предприятий на развитие ИТ-инфраструктуры — основную статью расходов, непосредственно замкнутую на конкурентоспособность.

Инвестиции в ИТ как следствие региональной экспансии

Во всем мире ведущими операторами на телекоммуникационном рынке выступают транснациональные гиганты с огромными инвестиционными возможностями. К аналогичному статусу, безусловно, движутся и российские телекоммуникационные компании, свидетельством чего является и динамичный рост экспорта услуг российских связистов, и котировки их акций на мировых биржах. Тем не менее, основной вектор роста российских телекоммуникационных компаний  — это их экспансия в регионы, сопровождающаяся присоединением местных операторов. Причем масштабы этой деятельности все нарастают. Вот только один из недавних примеров — в феврале 2008 г. на собрании акционеров "МТС" было принято решение о присоединении к МТС операторов "Волгоград Мобайл", "Астрахань Мобайл", "Мар Мобайл ДЖИ ЭС ЭМ" и "Примтелефон". Крупнейшие игроки на российском телекоммуникационном рынке не прекращают свой физический рост.

По оценкам KPMG, в 2007 году в российском секторе телекоммуникаций произошли слияния и поглощения на сумму 5,7 млрд долл., что на 35,7% превышает сумму прошлого года. В 2008 году аналитики прогнозирует еще больший рост масштабов слияний и поглощений в секторе телекоммуникаций. Так, "Вымпелком" уже израсходовал 4,3 млрд долл. на покупку Golden Telecom.

Аналитики объясняют растущую активность телекоммуникационных компаний на рынке слияний и поглощений близостью рынка традиционных телекоммуникационных услуг к физическому насыщению при, одновременно, довольно узкой пока нишей, например, услуг высокоскоростного интернета. Это заставляет операторов наращивать мощь за счет покупки активов региональных компаний и увеличивать за счет этого уровня проникновения в регоны, которое, по оценкам, сегодня немногим менее 70%.

Связь феномена укрупнений ведущих телекоммуникационных компаний с ростом ИТ-расходов очевидна. Укрупнение компаний, превращение их в сложные разветвленные холдинговые приводит к типичной для крупных корпораций проблеме прозрачности и контроля, поскольку каждая новая тысяча клиентов, каждый новый приобретенный актив и присоединенный местный оператор — это не только прирост доходов и повышение доли рынка, но и возрастающие требования к ИТ-инфраструктуре, позволяющей эффективно контролировать распределенную в пространстве собственность.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS