[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Сотовые лицензии достаются не всем

Сотовые лицензии достаются не всем

Борьба за право получения лицензий на оказание услуг сотовой связи в России сопровождается бесконечными судебными баталиями и неожиданными результатами. Число обидчиков возрастает и в связи с появлением тендера на право предоставлять услуги в сетях третьего поколения.

В 2007 году получил свое развитие конфликт «ВымпелКома» с российским регулятором по поводу получения частот на Дальнем Востоке. Напомним, что в течение нескольких лет компания подавала десятки обращений в ГКРЧ (Государственная комиссия по радиочастотам) с просьбой о выделении ей частот этом регионе, но получала отказы. Официальная причина отказов — отсутствие свободного частотного ресурса. После этого оператор перешел в наступление на регулирующие органы: в 2006 году он пожаловался в Московский арбитраж и в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Обе инстанции обязали ГКРЧ заново рассмотреть заявки оператора. В ответ в феврале 2007 года госкомиссия признала факт наличия свободных частот в Дальневосточном округе. Однако «ВымпелКому» их все равно не выдали: вместо этого в апреле Федеральное агентство связи (Россвязь) объявило о проведении конкурсов на выдачу частот для оказания услуг сотовой связи стандартов GSM-900/1800 в 64 регионах России, в том числе на Дальнем Востоке. Результаты первых конкурсов потрясли рынок. Вопреки ожиданиям, большую часть лицензий получили не местные игроки и не «ВымпелКом», жаждавший выхода на Дальний Восток, а мало кому известная «Сумма Телеком».

В июне «ВымпелКом» обращается в ФАС с заявлением о несоответствии условий конкурсов, объявленных Россвязью в апреле, требованиям Закона «О конкуренции». Компания полагает, что решение о проведении конкурса принято в нарушение предписания ФАС и судебных решений, и просит антимонопольное ведомство обязать организатора торгов отменить решение о проведении конкурсов. При этом оператора возмущает не только сам конкурс, но и его условия. С точки зрения «ВымпелКома», они не решают основную задачу конкурса — т.е. не позволяют выявить операторов, которые смогут начать предоставление качественных услуг в кратчайшие сроки и по доступным ценам. По мнению компании, условия конкурсов сформулированы таким образом, что преимущество получают операторы подвижной связи (за исключением стандарта GSM) и операторы местной связи, уже представленные на конкурсных территориях. Эти операторы, как считают в «ВымпелКоме», как правило, не имеют опыта развертывания сетей стандарта GSM, предоставления услуг на данных сетях и в большинстве своем не имеют возможностей инвестировать необходимые средства. Между тем итоги данных конкурсов будет подводить уже не Россвязь, а Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и культурного наследия (Росохранкультуры).

В июле «ВымпелКому» все-таки удается получить лишь две лицензии в интересующих его регионах Дальнего Востока по итогам очередных конкурсов преемницы Россвязи — Россвязьохранкультуры — в Магаданской области и Еврейской автономной области. Тем временем разгорается инициированный «ВымпелКомом» судебный конфликт между самими регуляторами. В конце августа ФАС подает иск в московский арбитраж о признании недействительными конкурсов на право получения лицензий на территории Дальнего Востока и Сибири. Россвязь, в свою очередь, в сентябре подает иск в тот же суд против ФАС относительно решения по конкурсам на GSM-лицензии. В качестве третьего лица привлекается Россвязьохранкультура, которая в августе утвердила новые сроки проведения конкурсов с измененными критериями определения победителей. Участники рынка сходятся во мнении, что новые условия стали на руку двум компаниям «большой тройки» — «ВымпелКому» и МТС.

Сразу после новогодних каникул ФАС и «ВымпелКом» фактически проигрывают судебную битву с Россвязью. Столичный арбитраж удовлетворяет иск Федерального агентства связи и признает недействительным решение антимонопольного ведомства о нарушении истцом закона «О защите конкуренции». При этом суд приостанавливает рассмотрение иска «ВымпелКома» к Россвязьохранкультуре, в котором оператор требует признать недействительными итоги конкурсов на получение GSM-частот в Сибири и на Дальнем Востоке. Судебное производство приостановлено до вступления в силу решения по заявлению Россвязи к ФАС. Масштабный выход «ВымпелКома» в дальневосточный регион в очередной раз оказывается под вопросом.

«Сумма Телеком» против

Между тем, изменение Россвязьохранкультурой сроков и условий конкурсов, результаты по которым планировалось обнародовать во второй половине 2007 года1, вызвало острое недовольство и несогласие компании «Сумма Телеком». Она обвиняет регулятора в том, что приказ об отмене конкурса был озвучен менее чем за месяц, что, по мнению компании, противоречит существующему регламенту. Представители Россвязьохранкультуры утверждают, что произошел перенос конкурса, а не его отмена. Однако в «Сумме Телеком» считают, что если речь идет о переносе конкурсов, то недопустимы изменения конкурсных критериев. В противном случае — это уже иной конкурс, т.е. отмена прошлого. Судя по условиям тех конкурсов, результаты которых должны были быть известны с 15 августа, «Сумма Телеком» претендовала на то, чтобы расширить пул лицензий на региональные GSM-частоты и фактически стать в будущем четвертым федеральным оператором сотовой связи России.

13 августа «Сумма Телеком» узнает неприятную для себя новость. Федеральная антимонопольная служба признает незаконными прошедшие конкурсы по распределению частот на территории Дальневосточного округа. «Сумма Телеком», которая выиграла большую часть лицензий в этом регионе, обвиняет ФАС в лоббировании интересов проигравшего эти конкурсы «ВымпелКома».

«Конкурсные» страсти раскаляются. 16 августа пресс-служба Мининформсвязи РФ распространяет заявление заместителя руководителя Россвязи Сергея Мальянова, в котором говорилось, что ранее установленные даты конкурсов противоречат итоговому протоколу совещания Россвязьохранкультуры и приказам Россвязи. Г-н Мальянов предостерегает, что подобные решения приведут к дестабилизации рынка и к недопустимым изменениям в государственной политике регулирования отрасли. В своем информационном сообщении Россвязь предупреждает, что изменение конкурсных критериев может поменять стратегию проведения открытых конкурсов, которая направлена на «активное развитие сотовой связи в небольших населенных пунктах силами региональных операторов».

«Сумма Телеком» подает в Московский арбитраж иск по факту отмены главой Россвязьохранкультуры остальных конкурсов и их последующего переназначения с измененными условиями. Напомним, что в тендерную документацию был внесен пункт об инвестиционной составляющей проектов, и выигрывать начали компании, готовые потратить больше денег на реализацию лицензии: «Скай Линк» (42 лицензии) и Tele2 (14 лицензий). В иске «Суммы Телеком» к Россвязьохранкультуре, в частности, содержатся требования о компенсации финансовых затрат в связи с отменой конкурсов на GSM-лицензии в российских регионах. Буквально через неделю «Сумма Телеком» направляет в тот же суд еще один иск к Россвязьохранкультуре и ходатайство об обеспечительных мерах этого иска. Иск направлен на признание недействительными приказов Россвязьохранкультуры. А ходатайство — на запрет проведения новых конкурсов на выдачу лицензий до решения судом спора по иску.

К концу года «Сумма Телеком» добивается своего. Арбитраж удовлетворяет иск компании на признание недействительными приказов Россвязьохранкультуры, а затем обязывает Россвязьохранкультуры не выдавать лицензии по результатам новых конкурсов. Россвязьохранкультуры говорит о своей готовности подать апелляцию на решение суда, однако этого до сих пор, по-видимому, не произошло. Что касается основных победителей других GSM-конкурсов — операторов «Скай Линк» и Tele2 — то они, похоже, успели получить лицензии до вынесения этого судебного запрета.

СМАРТС не допустили до 3G

Другой конкурс — на получение лицензий на сотовую связь третьего поколения — также вызвал появление недовольных. В апреле 2007 года выразила свое несогласие с основанием, которое указало Мининформсвязи в качестве причины отказа компании в участии в конкурсе на получение 3G-лицензии, компания СМАРТС. Официальная версия — задолженность перед бюджетами всех уровней по состоянию на 1 января 2006 года. СМАРТС требует исключить из текста сообщения слова, бросающие тень на деловую репутацию компании, и надеется, что будет внесено изменение и в само решение. Сотовый оператор подает в арбитраж два иска к Мининформсвязи относительно заведомо ложной информации, опубликованной на сайте министерства по решению комиссии по 3G. Один от самой компании, другой — от «Сетевой компании связи», в которую входит СМАРТС, и которая также была лишена возможности на получение лицензии на третье поколение.

Однако регулятор стоит на своем, а суды иски и апелляции СМАРТС’а не удовлетворяют. Решение Россвязи об исключении СМАРТС из претендентов на участие в конкурсе по получению лицензии на 3G пересматривается и оставляется в силе. В июне отказывает в удовлетворении иска СМАРТС о признании недействительным решения Россвязи  столичный арбитраж. В начале июля СМАРТС отзывает из суда другой похожий иск «для дальнейшего дополнительного изучения ситуации», и суд прекращает по нему производство. Компания решает обжаловать решение арбитража от 19 июня в апелляционном суде. Однако и этот суд отказывает в удовлетворении жалобы СМАРТС. В декабре арбитражный суд Москвы отказывает в удовлетворении другого иска СМАРТС — о признании недействительными порядка проведения и результатов конкурса на право оказания услуг сотовой связи третьего поколения.

Итак, 2007 год оказался на редкость неспокойным годом в части конкурсов на получение GSM-лицензий. В сложную ситуацию попали не только претенденты на получение частот, но и сам регулятор. Преемница Россвязи — Россвязьохранкультура, к которой перешли функции распределения частотного ресурса, поменяла правила игры, и это не понравилось не только сотовым операторам, но и самой Россвязи. В 2008 году вряд ли стоит ожидать такого накала страстей — переходный период фактически уже пройден, а новых крупных конкурсов уже не предвидится. Спорные результаты конкурсов будут зависеть от того, чью сторону примут суды, а до их окончательного решения «обиженные и оскорбленные» вряд будут сидеть сложа руки. Слишком уж высоки ставки в игре.

1 Речь идет о конкурсах №№ 8-РЧ/2007 — 15-РЧ/2007

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS