[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Дальняя связь в России: тарифы падают, но кусаются

Дальняя связь в России: тарифы падают, но "кусаются"

Демонополизация российского рынка дальней связи, начавшаяся в 2006 г., не привела в 2007-ом к особым успехам. Большинство новых операторов междугородней и международной связи оказались не готовы обслуживать массовый рынок, и телефонные переговоры были по-прежнему довольно дороги. Тем не менее, тренд очевиден — тарифы на дальнюю связь будут снижаться.

По оценке CNews Analytics, объем российского рынка междугородней и международной связи составил в 2007 году около 2,2 млрд долл., а с учетом зоновой связи — 3,5 млрд долл. В "Ростелекоме" оценивают объем российского рынка дальней связи (с учетом IP-телефонии, но без транзита трафика сотовых операторов) в 3-3,5 млрд долл., в МТТ — в 3 млрд долл.

Структура российского рынка междугородней, международной и внутризоновой связи, 2007
Структура российского рынка междугородней, международной и внутризоновой связи, 2007

Источник: CNews Analytics, 2008

Услуги междугородней и международной связи, помимо "Ростелекома", оказывают МТТ, "Голден Телеком" и "ТрансТелеКом"; позже к их числу добавились Orange Business Services, "Арктел" и "Синтерра". Ожидается скорый выход сюда "Комстар-ОТС", а также крупнейших сотовых операторов. Всего лицензии на дальнюю связь имеют порядка 30 компаний. Кроме того, можно пользоваться услугами многочисленных "карточных" операторов IP-телефонии или провайдеров альтернативных коммуникаций (Skype, Google Talk, Sipnet и пр.)

Бывшего монополиста догоняют

Основным игроком на рынке остается бывший монополист "Ростелеком" — свою рыночную долю компания сама оценивает в 57%. По данным CNews Analytics на рынке междугородней и международной связи (без учета операторов IP-телефонии) на нее приходится 77,7%. Однако постепенно конкуренция здесь обостряется, и доля "Ростелекома", который делает на дальней связи около 80% своей выручки, имеет тенденцию к снижению. По итогам 2007 года доходы оператора от междугородной связи выросли всего на 0,7% (рост трафика при этом составил 4,7%), а от международной связи — упали на 6,8% (трафик снизился на 5,8%). И пока нет никаких предпосылок, что "Ростелекому" удастся в 2008 года существенно улучшить текущую ситуацию в свою пользу. Помимо возрастания конкуренции, наблюдается отток междугородного трафика из сетей фиксированных операторов в сети мобильных. Бывший монополист будет стараться компенсировать "выпадающие" доходы за счет услуг по транзиту интернет-трафика и обслуживания корпоративных клиентов, а также за счет операторских услуг по терминации и транзиту входящего международного телефонного трафика (доходы от предоставления данных услуг выросли в 2007 г. на 29,2%). Напомним, что в начале апреля "Ростелеком" увеличил свою долю в "РТКомм.ру" и ведет переговоры по приобретению крупных региональных провайдеров. В 2007 г. доходы "Ростелекома" от услуг передачи данных и телематических служб выросли в 4,7 раза до 975,2 млн руб., однако эта сумма составляет всего 1,5% от общей выручки компании.

Тем временем МТТ в 2007 году удалось более чем удвоить выручку от сегмента конечных пользователей дальней связи — с 92 млн долл. до 208 млн долл. Это позволило оператору, по собственным оценкам, увеличить свою долю на этом рынке до 6,8%. По оценке CNews Analytics доля компании по доходам на рынке междугородней и международной связи (без учета операторов IP-телефонии)по итогам прошедшего года превысила 9%. Объем передаваемого по сети МТТ голосового трафика по основным видам услуг составил 9,8 млрд минут, что на 31% больше аналогичного показателя 2006 года (7,5 млрд минут). Хорошо росла и абонентская база МТТ: число абонентов в режиме hot-choice ("выбор оператора при каждом вызове") достигло 6,2 млн (+273% от показателя 2006 г.), в режиме pre-select ("предварительный выбор оператора") — 0,8 млн (+156% от показателя 2006 г.).

Неплохие результаты продемонстрировал и "Голден Телеком". По собственной оценке компании, ее услугами пользуются около 1 млн клиентов; доля на рынке дальней связи в начале 2007 года составляла 10-11%, а данные за 3-й квартал 2007 г. соответствуют доле рынка порядка 25%. По итогам 2007 года, по оценке CNews Analytics, на долю "Голден Телеком" и других операторов дальней связи пришлось 13,2% рынка в стоимостном выражении. Но все они, в основном, ориентируются не на частных, а на корпоративных заказчиков. ТТК, например, установил для абонентов минимальную ежемесячную плату в 300 руб. "Синтерра" не планирует проводить массовой рекламной компании своих услуг, и признает, что сеть, в первую очередь, строилась для удовлетворения потребностей корпоративных клиентов.

У Orange Business Services в России и СНГ к моменту выхода на рынок дальней связи 1 января 2008 г. уже насчитывалось 2000 корпоративных заказчиков услуг междугородной и международной связи. За первые четыре месяца 2008 года Orange подписал еще более 250 новых контрактов на их предоставление. Компания намерена занять 30% корпоративного трафика междугородней и международной связи в течение трех лет.

Рыночные доли российских операторов дальней связи, 2007
Рыночные доли российских операторов дальней связи, 2007

* — по доходам от предоставления услуг междугородней и международной связи, без учета внутризоновой связи и IP-телефонии

Источник: CNews Analytics, 2008

По мнению Екатерины Цвилевой, менеджера по связям с общественностью Orange Business Services в России и других странах СНГ, на корпоративном сегменте рынка дальней связи конкуренция происходит не только и не столько в области тарифов. Предоставляя бизнес-заказчикам комплекс телекоммуникационных услуг, Orange изначально работает несколько в другой нише, чем традиционные операторы дальней связи, не планирует усиливать свои позиции на рынке физических лиц.

Тарифы пока "кусаются"

Спустя два года после начала демонополизации российского рынка дальней связи можно сделать простой вывод: существенного снижения тарифов пока не произошло. Расценки действующих операторов дальней связи на международные и междугородние звонки по-прежнему существенно выше, чем у "карточных" операторов IP-телефонии. Разница в тарифах порой достигает фантастических размеров. Так, стоимость одной минуты разговора с Китаем в рабочее время обойдется московскому абоненту в 30 руб., в то время как тариф по данному направлению по предоплаченным карточкам IP-телефонии "Арктел" составляет всего 81 коп. — т.е. дешевле в 37 раз. По мере развития широкополосного доступа в России для операторов фиксированной связи существует опасная тенденция — миграция трафика в альтернативные сети (Skype, Google Talk, Sipnet и пр.), где звонки внутри сети с компьютера на компьютер бесплатны по всему миру, а на стационарный или мобильный телефон осуществляются по весьма низким тарифам. Кроме того, сотовые операторы уже успешно конкурируют на отдельных направлениях с операторами фиксированной связи, что приводит к оттоку трафика дальней связи в сотовые сети.

Тарифы на услуги дальней связи в России из Москвы для частных лиц, руб./мин*

Направление/компания Ростелеком** МТТ** Голден Телеком ТТК Зебра Телеком Арктел
Санкт-Петербург 2,50/3,85 2,00 4,05 2,5 2,00 0,75
Нижний Новгород 3,20/4,70 4,00 4,95 2,9 2,00 1,95
Ростов-на-Дону 3,20/4,70 4,00 5,85 2,9 2,00 1,95
Екатеринбург 3,80/6,15 4,00 5,85 2,8 3,00 1,95
Новосибирск 4,10/6,50 4,00 5,85 3,1 3,00 1,60
Владивосток 4,40/6,85 5,00 6,48 4,1 3,00 1,95
Украина 7,00/10,50 5,93/7,57 9,44 5,9 4,56 3,78
Грузия 16,00 12,88 14,75 9,2 2,57 2,16
Азербайджан 16,00 12,88 14,75 9,2 5,13 4,32
Великобритания 10,00/15,00 8,47/10,81 11,88 6,8 2,85 1,62
Германия 10,00/15,00 8,47/10,81 11,88 6,8 2,85 1,35
Франция 10,00/15,00 8,47/10,81 11,88 6,8 2,85 1,35
Испания 10,00/15,00 8,47/10,81 11,88 6,8 2,85 1,62
США 13,00/19,50 11,02/15,70 15,60 9,7 2,85 1,08
Китай 20,00/30,00 Н.д. 22,40 11,3 3,14 0,81
* — по состоянию на 30 апреля 2008 г. Первая цена — звонки в льготное время (20:00-08:00, выходные и праздники), вторая — на звонки в бизнес-часы
** — тарифы для звонков при каждом выборе оператора (hot-choice)

Источник: CNews Analytics, 2008

Чтобы предотвратить эти опасные тренды, действующим операторам не остается ничего другого, как снижать тарифы. Странно, правда, что "Ростелеком" в ближайшем будущем не планирует проводить масштабных акций по снижению своих тарифов. Ведь его ближайший конкурент МТТ уменьшал свои расценки уже несколько раз. Последнее снижение произошло с 1 мая. В частности, снижение стоимости международного звонка на фиксированные сети стран Большой семерки в "бизнес-время" достигает 72%, стран Закавказья — от 33 до 49%, во Вьетнам и Китай — 58%. Но и сотовые операторы не сидят, сложа руки и выводят на рынок новые предложения, которые будут способствовать дальнейшему уходу междугороднего трафика в мобильные сети.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS