[an error occurred while processing this directive]
Обзор "Телеком в России 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Тарио

Российские телекоммуникационные монополии модернизируются за счет ИТ

Российские телекоммуникационные монополии модернизируются за счет ИТ Интерес телекоммуникационных монополий России к ИТ диктуется нарастающим усложнением их структуры по мере экспансии операторского бизнеса. Спрос на высокие технологии определяет также общий переход отрасли на новый уровень — «цифровизация» и «IP-визация» телефонии.

Характер спроса на ИТ в секторе телекоммуникаций определяется многими факторами, среди которых можно выделить несколько основных. В первую очередь следует отметить, что российский телеком — это практически целиком сектор крупных монополий. Каждый рынок (междугородной и международной, сотовой связи, спутникового телевидения и т.д.) делят 2-3 крупных компании. Исключение составляет только рынок услуг местной связи, который устроен несколько иначе, по принципу «один регион — один оператор», что, впрочем, также является разновидностью монополии, а также рынок услуг интернет-провайдеров, который состоит из бесчисленного множества компаний.

Принципиально то, что монополистическая конкуренция по своему характеру является неценовой, т.е. компании борются за клиента за счет качества и уникальности (инновационности) своих услуг, во что инвестируются огромные средства. Неценовая конкуренция становится возможной благодаря сверхдоходам, которые могут аккумулировать монополии, запуская инвестиционные проекты. Исторически именно монополии создали то, что мы теперь называем научно-технический прогресс, постоянно внедряя у себя те или иные технологические новинки, которые делали их продукцию (услуги) уникальными и давали возможность удерживать контролируемые ими объемы рынка, не пуская сюда  более мелкие компании. Преимущество последних — в гибкости и быстроте реакции, но отнюдь не в способности осуществлять крупные технологические инновации.

Факторы ИТ-спроса в телекоме

Среди тех технологий, которые создают временное преимущество телекоммуникационным олигополиям, информационные стоят на одном из первых мест, так как напрямую определяют качество предоставляемых услуг связи, их спектр и сложность. Для качественной передачи сигнала телекоммуникационные компании больше предприятий других отраслей нуждаются в мощном аппаратном обеспечении, увеличивая затраты на его обновление и обслуживание (серверы, периферийные устройства, прочее сетевое оборудование). Для ввода в действие новых услуг, что происходит практически непрерывно, возникают повышенные требования к ПО. В частности, скажем, усложнение мобильного контента и появление смартфонов требует специального ПО (операционных систем для мобильных телефонов), а также средств антивирусной защиты.

Интерес телекоммуникационных монополий к ИТ диктуется также нарастающим усложнением их структуры, так как рынок растет не за счет появления новых операторов, но за счет роста уже существующих монополистов, например, их углубляющейся экспансии в регионы. В результате возникает типичная для крупных корпораций проблема — прозрачности и контроля собственной структуры. Ведь каждый новый десяток клиентов — это не только прирост доходов и повышение доли рынка, но и возрастающие требования к ИТ-инфраструктуре — её расширение и реструктуризация.

Вторая характерная черта телекоммуникационного сектора, определяющая спрос предприятий связи на ИТ — это отсутствие у него тянущихся из прошлого серьезных структурных проблем. Исключение составляют, пожалуй, лишь предприятия местной и, частично, междугородной и международной связи. В основном же сектор новый — сотовая связь, спутниковая связь, интернет — всё это сегменты, возникшие сравнительно недавно и выполненные по «западному образцу». Таким образом, у телекоммуникационных предприятий нет завышенных (как, скажем, у промышленных предприятий) потребностей в ИТ-услугах — аудите, консалтинге, создании специфичной ИТ-концепции и т. д.

В телекоммуникационных предприятий нет как таковой устаревшей и запутанной внутренней структуры, как у предприятий большинства других отраслей, изначально создававшихся совершенно под другие принципы функционирования, нежели современная информационная экономика и оттого находящихся в состоянии «перманентной реструктуризации». Поэтому телеком в большей степени, чем другие отрасли, склонен к потреблению стандартных решений со стандартным, заготовленным заранее пакетом ИТ-услуг.

В целом, из-за монополистического характера рынка спрос на ИТ задают не столько процессы демонополизации и структурных реформ, сколько общий процесс перехода телефонии на новый технологический уровень — её «цифровизация» и, если можно так сказать «IP-визация».

Неоднородность отрасли определяет разные ИТ-стратегии

Отрасль телекоммуникаций в России очень неоднородна, объединяя сегменты очень разные и по позициям на рынке, и по темпам роста, и по включенности в конкуренцию, механизмам получения дохода, структуре и характеру основных фондов, возможности концентрации ресурсов и т.д. А значит и по мотивам внедрения ИТ.

Например, в секторе дальней связи рост обеспечивается лишь ростом объема потребления услуг связи населением и организациями — это практически единственный фактор, который определял динамику рынка. И хотя сегодня рынок претерпевает некоторые перемены, связанные с демонополизацией, по характеру он остался монополистическим, со всеми вытекающими отсюда последствиями — единственный реальный конкурент «Ростелекому» — «Межрегиональный Транзит Телеком» (МТТ) — пока не предложил каких-либо радикальных инноваций, таких чтобы все мы заметили, что дальняя связь стала принципиально иной.

Рынок же местной связи, как уже говорилось, является абсолютно монополистическим, без каких-либо надежд на появление хоть какой-нибудь конкуренции. Здесь все четко — рост тарифов утверждается ФТС по запросам компаний местной проводной связи. Нет никаких оснований полагать, что в ближайшее время возможны те или иные изменения в государственной тарифной политике, поэтому в этом сегменте рынка связи инфляционный рост является «безальтернативным» — это основная и устойчивая составляющая роста, влияние которой сохранится и в будущем.

В результате оба эти рынка относительно пассивны к крупным вливаниям в новые технологии и, в частности, ИТ. А если это и происходит, то только в периоды всероссийских акций в рамках государственно-частного партнёрства — таких, как реформа «Связьинвеста». Однако они имеют разовый характер и не могут определять средне и долгосрочные тренды развития спроса на ИТ.

К тому же, значение этих видов связи является убывающим во всём мире — так, по прогнозу аналитиков «IT and media Analysys», к 2010 году 60% расходов на связь частных пользователей в Западной Европе будут относиться к сотовой связи и IP-телефонии, а до 25% домохозяйств вообще перестанут пользоваться услугами традиционной телефонной связи. Да и в России, с её традиционным консерватизмом и относительной технологической отсталостью доходы от мобильной связи составляют около 43% доходов всех видов связи, а местная дает только 26%, дальняя — около12%. Сотовая связь, по истине, — это наше всё!

При этом, однако, местные связисты ещё могут дать фору сотовым — ведь им явно есть куда расти — число телефонных аппаратов на 100 человек в России пока только около 30! Однако темпы роста здесь, тем не менее, падают — по данным Мининформсвязи за 9 месяцев 2006 года введено в эксплуатацию чуть более 1 млн. номеров, что на 20% меньше, чем годом ранее.

Другое дело три других сегмента российского телекома — сотовая связь и  спутниковое телевидение. Эти рынки тоже олигополистические, но свою прибыль компании получают уже в процессе борьбы за реального клиента, а не за счет простого повышения тарифов. И здесь неценовая конкуренция с ее склонностью к внедрению всяких технологических новинок, неизбежно влечет за собой стимулирование ИТ-политики предприятий. К тому же рынок сотовой связи близок к физическому насыщению и прибыльность бизнеса здесь все больше определяется способностью переманить клиентов у конкурента.

В результате мы становимся свидетелями сверхвысокобюджетных кампаний, какие проводят сейчас, например, МТС и «Вымпелком». Интенсивно развиваются инновации в сегменте «не основных» мобильных услуг, расширяется их ассортимент. Это целиком не паханное поле для инноваций и, соответственно, высоких прибылей от изобретения новых «мобильных благ». Но «не основные» услуги связи, вроде мобильных офисов, или мобильного контента — это  результат межотраслевого взаимодействия предприятий связи, а значит, здесь реален и спрос на ПО и спрос на ИТ-услуги. Ибо такая сложная деятельность, где задействованы целые комплексы различных компаний, нуждается в высокой коррелятивности информационных потоков, управленческих решений и т.д., а значит в единых информационных системах

Сотовая связь превращается в более богатую и сложно устроенную область, чем традиционные телекоммуникации, здесь имеет место фантастический рост мобильных сетей, бурное развитие IP-технологий. Сегмент теле-, радио- и спутниковой связи в конкуренции с центральным телевидением склонен к технологическим инновациям, целью которых является экономия издержек, с целью максимального снижения тарифов для массовой аудитории, её расширения, а значит, и роста запрашиваемых цен на размещение рекламы. Кроме того, здесь велики затраты, связанные с обслуживанием сложных комплексов спутникового вещания.

Наконец, рынок интернет-услуг. Само по себе его стремительное развитие обещает высокие темпы роста инвестиций во все виды ИТ, ещё и в связи с неограниченными возможностями физического расширения. По оценкам IDC, совокупный объем цифровой информации в 2006 в мире году составил 161 млн гигабайт. В 2007 году ежедневно по интернету будет передаваться 5175 млн Гбит данных против сегодняшних 180 млн Гбит, т.е. содержимое крупнейшей в мире библиотеки Конгресса США (10 терабайт) будет ежедневно передаваться по интернету 64 тыс. раз. Далее IDC предполагает, что за период с 2006 по 2010 гг. объем информации увеличится в шесть раз. Соотношение домашних и корпоративных пользователей Сети составит к 2007 году 60:40.

Что же касается России, то темпы развития сектора здесь будут ещё выше, так как «интернетизация» российской территории пока очень локализована в крупных городах и центральных регионах. Уже за пределами Московской области интернет превращается в «необязательный» (в отличие от столицы) атрибут жизни, а порой и в диковинку.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS