Syrus

[an error occurred while processing this directive]
 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Альтернативные операторы: «карточные» короли

Альтернативные операторы: «карточные» королиСодержание:

Основные игроки
Тенденции

Альтернативные операторы связи с каждым годом занимают все большую долю российского телекоммуникационного рынка. Среди них выделяются операторы IP-телефонии — на «карточном» рынке услуг дальней связи они сегодня вне конкуренции.

Только в Москве (хотя это и самый крупный локальный рынок в масштабах России) по состоянию на октябрь 2003 года «карточный» рынок IP-телефонии оценивается в 2,5 млн. долл. в месяц. Ежемесячный объем международного телефонного IP-трафика оценивается на уровне несколько десятков миллионов минут, а счет внутрироссийского трафика уже пошел на сотни миллионов. Из данных, представленных Ильей Федорушкиным (компания РТКомм), следует, что большая часть трафика VoIP в России «бегает» по сети публичного интернета.

Оценка объема оптового российского рынка IP-телефонии

Тип трафикаОбъем трафика,
млн. минут в месяц
Исходящий международный40–60
Входящий международный70–85
Внутрироссийский190–270

Источник: «Корпорация ОСС», CNews Analytics

Бурно растущий рынок операторской IP-телефонии в России не может не привлекать крупнейших (в рамках всего мира) игроков в этом сегменте. В качестве примера можно назвать компанию ITXC, которая после слияния с TeleGlobe станет третьим по величине оператором международного трафика и первым по величине оптовым продавцом трафика в мире. По оценке Эрика Вейса (Eric Weiss), исполнительного директора компании, уже сегодня компания обеспечивает передачу примерно 10% всего входящего международного трафика в России. По его словам, российский рынок смог вобрать в себя целый ряд самых новейших идей и находится в очень хорошем конкурентом положении относительно рынков других стран. Он также считает, что те операторы телефонной связи, которые не включатся в IP-гонку, просто начнут терять трафик, который будет проходить по «чужим» сетям. В потребительском сегменте наибольшая доля рынка принадлежит компаниям, которые предоставляют услуги связи по предоплаченным картам, считает г-н Вейс.

При этом, как считает Дмитрий Красильников, директор по маркетингу Корпорации ОСС, ситуация на московском рынке карт IP-телефонии «примерно пропорциональна маркетинговым усилиям компаний, которые присутствуют на рынке». Исключение, по его мнению, составляют «нишевые» карты «От А до Я» («фантастически малые тарифы по некоторым направлениям») и карты «Корпорации ОСС», которая в течение двух лет практически не продвигает их. 

Розничный (карточный) рынок IP-телефонии — предпочтения пользователей
(по результатам телефонного опроса москвичей, пользующихся телефонными карточками для совершения междугородних и международных звонков)

Розничный (карточный) рынок IP-телефонии - предпочтения пользователей

Источник: ЗАО «Корпорация ОСС», сентябрь-октябрь 2003

Всего же, по подсчетам консалтинговой фирмы «Коминфо Консалтинг» сегодня в Москве работают порядка 7 тысяч точек продаж телефонных (как IP-карт, так и обычных) и интернет пластиковых карт, средняя ежемесячная выручка каждой из которых составляет 6–7 тысяч долл. (самые большие объемы продаж приходятся на киоски у метро). При этом маржа на продаже телефонных и интернет карт существенно выше, чем при реализации карт оплаты услуг сотовых операторов. Всего в 2003 году, по оценкам «Коминфо Консалтинг», в Москве, где доля IP-трафика составляет около 35% от общего объема всего трафика, будет продано порядка 25 млн. карт — существенный (около 50%) рост по сравнению с предыдущим годом.

Основные игроки

 
Основные продавцы карт, по данным «Коминфо Консалтинг», это ОСС (около 25% рынка), «Ринотел», «Тарио», «Элвис-Телеком», «Зонд Холдинг», а также «Зебра Телеком». Кроме того, в этом году к этой группе «приблизилась» компания «МТУ-Информ», эмитирующая свою «МАКСИкарту» с мая этого года. При этом на каждую компанию приходится от 3 млн. до 20 млн. минут трафика в месяц, а суммарный объем продаж составляет около 70 млн. минут, что хорошо согласуется с оценкой международного трафика «Корпорации ОСС» (см. таблицу).

Оценки самих игроков рынка не всегда совпадают с данными аналитиков. Вполне можно согласиться с утверждениями некоторых участников рынка, что две трети телефонных карт продаются не через розничные торговые сети, а через систему дистрибуторов. Например, по словам руководителя проекта Mango Tele.com Юрия Зигуля, валовый совокупный объем телефонных карт, продаваемых в районе Черкизовского рынка в Москве несколькими «карточными» операторами связи превышает $1 млн. в месяц, при этом главными направлениями действия карт является Азербайджан, Китай, Вьетнам. Любое сравнение этой цифры и сделанное на ее основе представление об объемах рынка с официально декларируемыми доходами компаний, говорящих о себе как о лидерах рынка, складывается, по мнению г-на Зигуля, не в пользу последних: «просто есть компании, которые тесно работают с национальными диаспорами и действительно являются устойчивыми лидерами на рынке телефонных карт, и для них их лидерство на рынке не самоцель, не повод для деклараций, а устойчивый источник дохода».

Как оценить объем «карточного» рынка? — этот вопрос вызывает большие затруднения как у аналитиков, так и у игроков этого рынка. Возможными путями решения этой задачи могут стать оценка объемов изготовления телефонных карт. Однако в этом случае можно оценивать только общий тренд развития рынка, поскольку число компаний-изготовителей карт растет с каждым днем, а также из-за того, что зачастую объектом продажи являются не карты, а всего лишь ПИН-коды.

Более или менее достоверную картину о рынке коммутируемого доступа к услугам связи, составной частью которого являются телефонные и интернет-карты, можно было бы получить, сравнивая нагрузку на местные сети входящим и исходящим трафиком. Но и здесь кроятся существенные неопределенности. Во-первых, не каждый оператор связи готов предоставить достоверную статистику по загрузке своей сети. А во-вторых, общеизвестно, что в «минутном» выражении карт продается на 20% больше, чем реальный трафик, который ими генерится.

Кратко рассмотрим состояние эмитентов карт IP-телефонии, попавших в ТОР-10 предпочтений москвичей (см. диаграмму выше).

«Зебра Телеком»

Московская компания «Зебра Телеком», начавшая свою деятельность в начале 2001 года, в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности рассматривает развитие регионального партнерства. Компания осуществляет программу создания региональной партнерской сети с весны 2002 года, на сегодня она охватывает все федеральные округа Российской Федерации и насчитывает более 60 местных операторов связи. Стратегия компании предусматривает как дальнейшее расширение федеральной сети, так и создание более совершенных услуг нового поколения.

В августе «Зебра Телеком» подвела итоги первого года своей работы в Петербурге (на петербургский рынок услуг IP-телефонии и доступа в интернет компания вышла в июне 2002 года). В этот первый региональный проект оператора было инвестировано порядка 500 тыс. долл., что составляет примерно четвертую часть от объема инвестиций в московский проект. По собственным оценкам «Зебры Телеком», ее доля на рынке Петербурга составляет около 20%, и в настоящее время на «Зебру Телеком СПб» приходится 10–15% совокупного дохода офисов, работающих в двух столицах. Дилерская сеть «Зебра Телеком СПб» насчитывает 1800 точек продаж. Объем голосового трафика в месяц составляет около 1 млн. минут при росте в 20%. В этом году планируемый оборот петербургского филиала должен составить 900 тыс. долл. (в Москве — 12–14 млн. долл.). Успехи «Зебры» на рынке Северной столицы наблюдатели связывают, в частности, с активной игрой на понижении тарифов, которые в течение года снижались несколько раз (представители компании объясняют это ростом трафика и связанного с этим сокращением издержек).

Другое направление деятельности компании — предоставление услуг корпоративным заказчикам. Первый корпоративный клиент появился у «Зебры» в начале года, а к настоящему времени услугами компании воспользовалось около 200 малых и средних предприятий в Петербурге. В целом корпоративные клиенты дают около 10% дохода «Зебры Телеком СПб», в Москве — порядка 25%. «Зебра Телеком СПб» планирует предоставлять юридическим лицам услуги традиционной телефонии, а в массы продвигать проект по организации точек коллективного доступа в интернет и переговорные пункты.

Манго Телеком

ОАО «Информационное бюро «Бизнес волна», работающее под торговой маркой «mango tele.com», создано в Москве в 2000 году. Первая партия карт «Манго Телеком» была выпущена в мае 2002 года. Приоритетные направления деятельности — работа с бизнес-клиентами: предоставление корпоративного ПИН-кода для доступа к услугам международной и междугородной телефонной связи; услуги CallBack «веб-дозвон» и SMS-CallBack для региональных компаний; выпуск и продажа телефонных карт. Также «Манго» продвигает сервис Mango CENTREX — телефонный номер с переадресацией входящих звонков, услугами Voice Mail и Fax Mail и другими интеллектуальным сервисами, повторяющими функциональность CALL-центра. По оценке руководителя проекта Юрия Зигуля, компания занимает одну из лидирующих позиций на карточном рынке по направлениям звонков: страны СНГ, Центральной и Юго-Восточной Азии. По остальным направлениям позиции скромнее.

В июле этого года «Манго Телеком» начал продвижение своих карт «Позвони на Родину!» в Петербурге, где оператор создает собственный узел. Столица Грузии стала третьим городом, в котором появились карты «Позвони на Родину!», а в начале 2004 года в Тбилиси должен начать работать собственный узел. В ближайших планах «Манго Телекома» открыть роуминг по своим картам в ряде городов ближнего зарубежья. Приоритетной задачей для компании является создание собственной обширной филиальной сети.

«Матрикс Телеком»

Образованная в 1998 году, как транзитная компания в области IT услуг, «Матрикс Телеком» по началу и не думала «вливаться в плотные ряды компаний, предоставляющих розничные услуги в этой области». Теперь, по данным телефонного опроса около 12 тысяч москвичей (из них только 1 тысяча использует карточки IP-телефонии), проведенного по заказу «Корпорации ОСС», карточкам «Матрикс» отдает предпочтение 16% респондентов — второй результат после «Зебра Телеком».

Центральный телеграф

В первом полугодии этого года ОАО «Центральный телеграф» (ЦТ), основными акционерами которого являются «Связьинвест» (38% акций) и РФФИ (22% ), получил 61% доходов от телефонии, 20% — от интернета, передачи данных и IP-телефонии. По состоянию на конец сентября с момента начала предоставления услуг IP-телефонии выпустил 4 млн. карт «Центел».

В последнее время компания делает основной акцент на развитии IP-телефонии и сети передачи данных — за два года доля этих услуг в доходах компании возросла с 33% до 81%. ЦТ планирует войти в пятерку основных альтернативных операторов связи на московском рынке.

Распределение российского рынка в 2002 г. между альтернативными операторами

Распределение российского рынка в 2002 г. между альтернативными операторами

Источник: J’son and Partners

Бизнес-план ЦТ предусматривает развитие цифровой транспортной сети связи «Центел». В основную часть сети длиной в 1200 км, которая охватывает Москву и восемь городов Подмосковья, компания вложила за 4 года 10 млн. долл. К 2007 году ЦТ планирует ввести не менее 700 тысяч телефонных номеров (к концу года компания планирует довести число номеров до 200 тыс. и более) и увеличить свои доходы до 135 млн. долл.

Арктел

Телекоммуникационная компания ОАО «Арктел» позиционируется как ведущий оператор фиксированной связи и интернет услуг на рынке Москвы и Московской области. На сегодняшний день сеть «Арктел» в Москве объединяет более 50 цифровых АТС и 10 тысяч соединительных линий. В 2003 г. «Арктел» открыл один из крупнейших в России аутсорсинговых call-центров на 200 операторских мест.

Корпорация ОСС

ЗАО «Корпорация ОСС», один из крупнейших российских операторов IP-телефонии (его доля составляет около 20%), в качестве основных стратегических направлений в 2003 году выбрал развитие оптового бизнеса компании, выход на новый уровень сотрудничества на международном рынке IP-телефонии и развитие сети IP-телефонии OSS-Net.

Для реализации стратегии расширения сотрудничества с международными операторами «Корпорация ОСС» приняла решение открыть новый узел во Франкфурте (это было сделано летом этого года), который связан с Telehouse, что упрощает стыковку с ключевыми европейскими операторами. Мощность узлов во Франкфурте позволяет обрабатывать до 2500 одновременных вызовов и использует такие типы сигнализации, как SS7, ISDN PRI, VoIP H.323.

Открытие узла во Франкфурте и другие факторы, по мнению Дмитрия Красильникова, директора по маркетингу «Корпорации ОСС», позволили компании удвоить масштабы операций на европейском рынке в 2003 году. В частности, ежемесячный трафик от европейских операторов вырос с 14 млн. минут на начало года до 29 млн. минут. Кроме того, как считает г-н Красильников, улучшилось качество услуг, и значительно снизилась себестоимость терминации трафика на Европу и остальной мир. Это явилось основными причинами того, что терминированный трафик партнеров сети OSS-net на дальнее зарубежье вырос почти в четыре раза (с 720 тыс. минут в месяц в начале года до 2,6 млн. мин в месяц в октябре).

В настоящее время «Корпорация ОСС» сотрудничает с пятью национальными операторами, особенно выделяя партнерство с ОАО «Казахтелеком». В середине прошлого года ОСС обрабатывала около 1,5 млн. минут трафика на Казахстан, а каналы большинства российских операторов были сильно перегружены в этом направлении. Таким образом, соглашение с «Казахтелеком», с которым ОСС подписала первый официальный договор на терминацию трафика IP-телефонии осенью 2002 года, оказалось весьма кстати. В результате ОСС стала крупнейшим IP-оператором по Казахстану, терминируя около 3,5 млн. минут трафика в месяц. Летом этого года компания выиграла тендер «Казахтелекома» на присоединение к его телефонной сети общего пользования посредством технологии IP. В настоящий момент идет поставка оборудования на 16 потоков Е1, что, по мнению Дмитрия Красильникова, позволит компании остаться лидером по казахскому направлению и увеличить объемы трафика до 4,5 — 5 млн. минут в месяц.

Сеть IP-телефонии OSS-Net, которую Корпорация ОСС развивает с 1999 года, в настоящее время насчитывает 140 узлов в городах России и СНГ (в этом году открыто 25 новых узлов), 363 независимых партнеров в России и СНГ (70 новых партнеров в этом году), 137 зарубежных операторов (35 — в этом году). Общий трафик сети OSS-Net за 3 квартал 2003 года составил 197 млн. минут (рост 249% по отношению к 3 кварталу прошлого года). Доход компании вырос на 170% по отношению к 3 кварталу прошлого года.

«Зонд-Холдинг» («От А до Я»)

Основное направление деятельности ЗАО «Зонд-Холдинг» — развитие сети цифровых магистральных спутниковых каналов связи, в развитие которых за последние 4 года было инвестировано более $6 млн. «Карточный» бизнес не является для компании основным, тем не менее на московском рынке телефонные карты «От А до Я» довольно популярны.

Тарио

Холдинг «Тарио» продолжает активно строить общероссийскую сеть под торговой маркой TARIO.net. На сегодня более 130 узлов связи в 90 городах России и за рубежом обслуживают более 250 тысяч абонентов. В целом у TARIO.net более 450 партнерских компаний. В отличие от большинства IP-операторов, имеющих в регионах собственные филиалы, TARIO.net работает за пределами Москвы через партнерские компании. Региональные операторы используют торговую марку TARIO.net, которую до недавнего времени продвигали на местных рынках карты IP-телефонии под собственным брендом. Теперь все региональные компании переводятся на единую торговую марку. По состоянию на начало июня новая карта TARIO.net распространялась сорока региональными партнерами, а до конца года компания планировала внедрить ее ещё в 60 городах России. «Карточный» объем продаж TARIO.net в Москве составлял летом этого года свыше 100 тыс. долл. в месяц.

Продвигаемая «Тарио» «Биржа VoIP» ведет в автоматическом режиме все взаиморасчеты участников рынка IP-телефонии в единой валюте, выступая финансовым агентом каждого из них. Биржевой механизм ценообразования торговой площадки позволяет участникам торговать VoIP-трафиком по первичным ценам рынка; при этом цена минуты торгуется до пятого знака после запятой.

В августе в холдинге «Тарио» была создана управляющая компания «Тарио.Нэт», одной из первоочередных задач которой является осуществление консолидации сети TARIO.net на базе единого технологического ресурса — магистральных каналов связи. Также до конца года в московском регионе планируется ввести новую интеллектуальную карточную платформу предоставления услуг IР-телефонии.

«Совинтел» (серия карт «Диалог»)

Компания «Совинтел», входящая в группу «Голден Телеком», является одним из лидеров рынка телефонных карт. Ее карты серии «Диалог» предназначены для физических лиц и для корпоративных пользователей. Отличительной особенностью карт «Диалог» является их региональная направленность. Так, пользуясь картой «Диалог-Азия», можно позвонить в более чем в 30 стран указанного региона (Китай, Турцию, Тайвань, Малайзию, Сингапур и т. д.) по специальным тарифам. Карта «Диалог-Союз», в основном, предназначена для связи со странами бывшего СССР. С помощью карты «Диалог-Весь мир» можно позвонить практически в любую страну мира, а также из 20 зарубежных стран в Россию и СНГ.

«МТУ-Информ» («МАКСИкарта»)

Крупный альтернативный оператор «МТУ-Информ» свой собственный продукт — «МАКСИкарту» — выпустил только весной этого года. Руководство компании прогнозирует, что к середине следующего года «МТУ-Информ» будет ежемесячно продавать карточек на $500 тысяч, а через несколько лет каждая пятая в России телефонная карта будет «МАКСИкартой». Конкуренты компании считают, что занять свою долю рынка «МТУ-Информ» сможет только с помощью агрессивной маркетинговой кампании.

Другие

«Альтернативный» рынок потребительских услуг IP-телефонии стремительно расширяется, и на него приходят новые игроки. Растущий спрос на телефонные карты начал в этом году привлекать крупных сотовых дилеров. В частности, после выхода на «карточный» рынок компании «Анарион», начала продавать карточки под собственным брэндом «Евросеть» (при этом дилер использовал ресурсы компании «Комбеллга» — биллинг, тарификация и пр.). В общем объеме продаж, как считают в компании, доля доходов от продажи карточек на все виды телефонных услуг может составить до 20%.

Хотя выпуск собственных карт позволяет сотовым дилерам продавать их по более низкой цене, в которую не заложены дорогостоящие маркетинговые мероприятия по раскрутке брэнда, занять существенную долю рынка у сотовых дилеров вряд ли получится. Кроме того, по мнению Владимира Жулего («Коминфо Консалтинг»), салоны мобильной связи довольно неохотно берутся за продажу «чужих» карт, и если делают это, то в крайне ограниченном ассортименте (2–3 компании).

Тенденции

В качестве одной из своих глобальных стратегий на все более конкурентом рынке альтернативные операторы рассматривают процесс консолидации (что, впрочем, происходит и в сегменте традиционных операторов). Так, «Система Телеком» планирует создание «Объединенного Цифрового Оператора» путем объединения компаний, в которых этот холдинг имеет различные доли: «МТУ-Информ», «Комстар», «Голден Лайн», «Телмос» и «МТУ-Интел». Существенно укрепляется и «Голден Телеком», который в конце прошлого года приобрел компанию «Совинтел» и в этом году поглотил группу компаний «Коминком-Комбеллга».

Более мелкие игроки, пока не принадлежащие ни к каким холдингам и играющие на другом сегменте рынка — «дешевая дальняя связь по карточкам», — также не стоят в стороне от этого процесса. К примеру, по информации Дмитрия Красильникова, директора по маркетингу Корпорации ОСС, в настоящий момент идет разработка общей организационно-функциональной структуры компании, объединенной с ЗАО «Комет», которая обладает довольно разветвленной цифровой сетью связи в Москве и Подмосковье (общая протяженность ВОЛС составляет около 1500 км) и обслуживает свыше 500 корпоративных клиентов. Это, пожалуй, первое слияние на отечественном рынке IP-телефонии, впервые обнародованное на 8-ой конференции по IP-телефонии. По мнению, Дмитрия Красильникова, «объединение компаний позволит резко уменьшить затраты компаний на международные каналы связи и закупочные цены на трафик путем отказа от лишних ресурсов и организации единого закупочного центра». Рискнем предположить, что как только российский рынок IP-телефонии станет достаточно большим для того, чтобы им заинтересовались более крупные игроки, ему не избежать массовых слияний и поглощений.

К другим основным тенденциям, по оценкам CNews Analytics в этом году, можно отнести следующие:

  • рост международного и внутрироссийского телефонного IP-трафика;
  • начало проявления интереса к российскому рынку со стороны крупнейших операторов международного трафика, сделавших ставку на IP;
  • попытки освоения операторами смежных сегментов рынка с целью диверсификации и расширения основного бизнеса, в частности попытки выхода «карточных» операторов IP-телефонии на корпоративный рынок;
  • расширение партнерских операторских сетей IP-телефонии.

Виталий Солонин / CNews Analytics

ОСС

Илья Забродоцкий: Сектор IP-телефонии в России нуждается в более жестком регулировании

Илья ЗабродоцкийПо мнению Ильи Забродоцкого, генерального директора «Корпорации ОСС», в любой отрасли необходим баланс между регулированием и рыночными механизмами. Этот тезис, по мнению специалиста, напрямую применим и к рынку IP-телефонии.

CNews.ru: Какие тенденции, на ваш взгляд, играют определяющую роль на российском телекоммуникационном рынке в настоящее время?

Илья Забродоцкий: Одна из основных тенденций на российском рынке в настоящее время — IP-телефонизация всех операторов, как традиционных телефонных операторов, так и альтернативных и мобильных операторов связи.

CNews.ru: На фоне мировых негативных тенденций, происходящих в секторе традиционных телекоммуникаций, сектор IP-коммуникаций, наоборот, демонстрирует явный рост как количественных, так и качественных показателей. С чем, на ваш взгляд, это связано, и как долго сохранится эта тенденция?

Илья Забродоцкий: Мы с вами наблюдаем первый этап перехода к сетям следующего поколения, NGN. Сейчас уже очевидно, что сети следующего поколения будут строиться на основе технологии пакетной коммутации. IP-телефония — всего лишь первый этап перехода к полноценным NGN. Но даже преимущества IP-телефонии используются в настоящее время далеко не полностью. Сейчас операторы используют возможности IP-телефонии только на несколько процентов, а именно используются только ценовые преимущества технологии, которые возникают за счет использования публичных интернет-каналов и технологии сжатия речи. В 99% случаев звонок инициируется на обычном телефонном аппарате в традиционной телефонной сети, проходит часть пути по IP и вновь возвращается в телефонную сеть общего пользования. Количество звонков, инициированных и терминированных внутри IP-сети, без участия операторов ТфОП пока чрезвычайно мало.

Полный текст интервью

MANGO TELE.COM

Юрий Зигуля: Мы торгуем не трафиком, а телефонными картами

Юрий ЗигуляО своих подходах к развитию «карточного» бизнеса и о ситуации на рынке IP-телефонии в интервью CNews.ru рассказывает Юрий Зигуля, генеральный директор ОАО «Информационное бюро «Бизнес Волна», предоставляющего свои услуги под торговой маркой «MANGO TELE.COM».

CNews.ru: Согласно исследованию, проведенному компанией «Система телеком», 14% взрослых жителей Москвы пользовались телефонной картой хотя бы раз в жизни, 6% взрослых москвичей звонили по телефонной карте в течение 3 месяцев перед опросом. Как эти показатели, по вашим оценкам, могут измениться за ближайшие пять лет?

Юрий Зигуля: Не берусь оценивать количественные показатели приведенного исследования, но могу утверждать безусловно, что проникновение телефонных карт на рынке телекоммуникационных услуг будет только расти. Это будет происходить за счет простого повышения информированности населения о наличии возможности позвонить дешевле, чем через традиционную «восьмерку», пользуясь телефонной картой. А это значит, что все больше и больше людей перестанут пользоваться услугами Ростелекома-ММТ, перестанут ходить на переговорные пункты, а предпочтут покупать телефонные карты. Отток клиентской базы в этот сектор рынка будет происходить неизбежно. Кроме этого, не будем забывать, что Москва — город приезжих и город национальных диаспор, что само по себе на сегодняшний день обеспечивает «бездонность» рынка по крайней мере на поколение вперед.

Полный текст интервью

Учебные курсы по теме:
[an error occurred while processing this directive]

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS