[an error occurred while processing this directive]

Обозрение подготовлено

версия для печати
Вертикальные решения есть не для всех

Вертикальные решения есть не для всех

Необходимость внедрения отраслевых ИТ-решений рынок осознал достаточно давно, и спрос на них постоянно растет. Подобный подход существенно экономит время компании-консультанта и его клиента, а также позволяет заказчику в процессе внедрения не наступать на те же грабли, что и его предшественники. Однако не все отрасли могут похвастаться сегодня наличием ИТ-систем, «заточенных» именно под их ключевые бизнес-процессы.

По данным IDC о состоянии российского рынка систем управления предприятием в 2006 году, наибольшую прибыль разработчикам бизнес-решений приносит сегмент непрерывного производства. На втором месте  энергетика, на третьем - дискретное производство, а четвертое делят между собой телекоммуникационный сектор и розничная торговля. Как известно, двух абсолютно одинаковых предприятий не существует, однако существуют отраслевые направления с общими или схожими бизнес-процессами.

У отраслевых систем есть своя специфика.  Динамичный рост экономики ведет к тому, что рынок вертикальных ИТ-решений быстро развивается, здесь активно работают и российские, и зарубежные разработчики ПО. При этом подходы к развитию и продвижению отраслевых продуктов могут существенно различаться.

«Наш» и «их» подход: различия не принципиальны

Компания «1С» давно практикует разработку и продвижение вертикальных систем. Типовые решения создаются самим разработчиком, а специализированные — его партнерами. Версия «1С:Предприятие 8.0» представляет собой открытую платформу, на базе которой сторонние разработчики могут создавать прикладные программы. Сегодня в их активе — вертикальные решения для полиграфического производства, молокозавода, мясокомбината, пивобезалкогольного производства, строительных организаций и т.д. Как рассказал CNews директор по производственным решениям «1С» Алексей Нестеров, в ближайшем будущем продуктовый портфель разработчика пополнится продуктами для стекольного производства, машиностроения, управления инженерными данными. По его словам, отраслевые решения в основном разрабатываются совместно с партнерами, имеющими опыт внедрения на предприятиях конкретной отрасли. Такие компании привлекаются к подобным работам на конкурсной основе. Исключение составляют «тяжелые» отрасли (например, машиностроение), где управление разработкой осуществляет «1С». Но и в этих случаях используется опыт, накопленный партнерским сообществом.

Перед партнером-разработчиком вертикального решения ставится задача обеспечить индустриальное качество продукта и его поддержки. Кроме того, разрабатываемая система еще до начала продаж должна быть «обкатана» в ходе пилотного внедрения. В тех случаях, когда информации о специфике отрасли недостаточно, к проекту в качестве консультантов привлекаются и другие партнеры, имеющие опыт работы с аналогичными предприятиями.

По схожим принципам действуют и западные разработчики. В активе компании SAP, к примеру, 28 индустриальных решений, все они построены на базе SAP ERP, с дополнением той индустриальной специфики, которая необходима в каждой отрасли. Директор по развитию бизнеса SAP СНГ Алексей Тананакин в числе флагманских отраслей для вендора выделяет нефтегазовый сектор, энергетику и банки. Индустриальные решения разрабатывают подразделения SAP Industry Business Units, которые находятся в Вальдорфе. Они активно взаимодействуют с ведущими представителями отраслей, выясняют их текущие задачи и в соответствии с ними формируют план разработки.

«Мы осуществляли этот процесс по каждой отрасли отдельно, потому и получили экспертизу сразу по 28 отраслям, - отмечает г-н Тананакин. — Впоследствии было решено централизовать все эти процессы, что и было сделано благодаря новой версии SAP ERP 2005 на платформе NetWeaver, которая представляет собой единую основу для всех индустриальных разработок». По его словам, были унифицированы все процессы разработки, выпуска релизов и обновлений для всех индустриальных решений. В итоге заказчику не нужно думать над выбором версии конкретного индустриального решения (и в этом, по мнению г-на Тананакина, существенное преимущество работы с SAP). Другая тенденция, коснувшаяся вертикальных решений вендора — это перевод всех индустриальных решений на сервис-ориентированную архитектуру. До конца следующего года SAP собирается постоянно пополнять репозиторий сервисов.

SAP активно развивает и направление взаимодействия с партнерами в области разработки индустриальных решений (ISV). «Мы предлагаем NetWeaver в качестве платформы для разработки, а партнер на базе этой платформы создает сервисы, интеграционные решения или какие-то специфичные функции, которые нужны для конкретной отрасли, — отмечает Алексей Тананакин. — ISV— партнер имеет возможность сертифицировать данную разработку через наш центр в Вальдорфе, что дает ему и его заказчикам гарантию SAP на полную совместимость сервисов, реализованных сторонним разработчиком, со стандартным функционалом и требованиями SAP». По его словам, у SAP есть несколько уровней ISV-партнеров, от глобальных, разработки которых вендор продвигает сам, до локальных, которые продают свои сертифицированные продукты на платформе NetWeaver самостоятельно.

Посчитать выгоду

Понятно, что отраслевые решения разрабатываются с целью сокращения затрат на внедрение и сопровождение. Но можно ли измерить преимущество отраслевого решения по сравнению с типовым в конкретных цифрах? Г-н Нестеров в качестве примера приводит некоторые данные партнеров-разработчиков прикладных решений на базе «1С:Управление производственным предприятием». Итак, для «1С:Ликероводочный и винный завод» сроки доработки функционала и внедрения сокращаются на 70%, для «1С:Управление строительной организацией» — на 50%, для «1С:Пиво-безалкогольный комбинат» — на 40%, для «1С:Хлебобулочное и кондитерское производство» — на 30%. По его словам, для других вертикальных решений экономия средств будет не менее значительной.

Алексей Тананакин отмечает, что SAP выпускает Package Solutions - преднастроенные индустриальные решения с полным описанием всех имеющихся функций и их настройки. Таким образом, заказчик еще до приобретения данного решения получает четкую оценку стоимости программного обеспечения, точно знает, какую именно функциональность он сможет получить. «У нас есть практика проведения предпроектного исследования, — говорит он. — Если мы понимаем, что разница между имеющимся функционалом и тем, который хочет приобрести заказчик, составляет около 80%, то мы можем пойти на такой шаг. Либо мы отдельно оцениваем только тот объем доработок, который необходим клиенту. В этом случае можно приобрести стандартный пакет и доработку к нему».

Говоря о стандартной функциональности, г-н Тананакин отмечает, что она разворачивается быстро и без особых усилий со стороны заказчика. «Это хорошая начальная точка, после которой можно развивать проект до следующих стадий, настраивая те функциональные блоки, которые изначально не являются преднастроенными, — разъясняет директор по развитию бизнеса SAP СНГ. — Кроме того, заказчик экономит значительные средства на дорогостоящих услугах консультантов».

Стремясь в сегмент среднего и малого бизнеса, SAP хорошо понимает специфику данного сегмента — ограниченные проектные бюджеты и сжатые сроки окупаемости. Именно поэтому выбор СМБ-заказчиков, по мнению г-на Тананакина, будет за преднастроенными пакетированными решениями. С точки зрения вертикальных сегментов SAP (с помощью Package Solutions) собирается наращивать экспертизу в таких отраслях, как машиностроение, розничная торговля и т.д.

«Вертикально обделенные»

К сожалению, не для всех рыночных отраслей сегодня характерен  широкий выбор предложения в плане вертикальных ИТ-решений. К примеру, Сергей Захарцев, директор департамента информационных технологий агентства недвижимости «Миэль», жалуется на отсутствие комплексных решений для данного сектора. «Автоматизации деятельности на рынке недвижимости исторически уделялось мало внимания, что было обусловлено его слабым развитием, низким финансовым потенциалом и высокой степенью «человекозависимости», — отмечает он. — Лишь небольшие ИТ-компании разрабатывали локальные решения, автоматизирующие наиболее трудоемкие операции отдельных бизнес-процессов риэлторов».

По словам г-на Захарцева, из этих решений, дополненных собственными разработками, и формировались автоматизированные системы компаний, занимающихся недвижимостью. Как правило, это приводило к классической «лоскутной» автоматизации. Сегодня, когда российский рынок недвижимости сформировался и начал играть существенную роль в экономике, обострилась конкуренция. Понятно, что доминировать на рынке недвижимости будут технологичные компании с высоким уровнем автоматизации. Но, по мнению эксперта, даже сегодня вендоры не стремятся инвестировать в разработку автоматизированных систем для этого вертикального рынка. Более того, г-н Захарцев считает, что в ближайшие 3-4 года не появится эффективного комплексного ИТ-решения для рынка недвижимости. Причина подобной ситуации кроется в низком уровне формализации бизнес-процессов в отрасли, который, в свою очередь, обусловлен отсутствием соответствующих законодательных и нормативных актов.

Однако, ситуацию с автоматизацией сегмента недвижимости, скорее, можно считать исключением из правил. В целом, рынок вертикальных отраслевых ИТ-решений постепенно движется в сторону большей ориентации на конечных потребителей. Бизнес-приложения перестают быть чем-то сверхсложным. Очевидно, что в будущем ИТ «с отраслевым уклоном» станут еще проще и доступнее.

Григорий Рудницкий

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS