Обзор подготовлен

версия для печати
SaaS в России: продвижение сервиса, оценка востребованности

SaaS в России: продвижение сервиса, оценка востребованности

Технологическая модель SaaS в России в настоящее время не нашла должной поддержки среди потребителей. Если в мире сектор SaaS растет рекордными темпами и становится основным трендом рынка ПО в целом, то в России на долю SaaS приходится микроскопические продажи. Если, по оценкам Gartner, мировой рынок SaaS в 2009 году превысил 8 млрд долл., на Россию из них пришлось всего 3-4 млн долл. - менее 1% всего отечественного рынка делового софта.

Рынок SaaS в России отстает от западного минимум на 4-5 лет. По мнению аналитиков, отечественный потребитель пока не готов арендовать программное обеспечение по ряду экономических, технических и культурных причин. Вместе с тем, есть и предпосылки для более активного проникновения SaaS: модель постепенно начинает завоевывать определенные позиции. Несмотря на скромные объемы продаж, за год российский рынок SaaS вырос на 50%. По данным Softline (исследование 2010 г.), сегодня более 30% компаний в той или иной степени используют SaaS при построении своей ИТ-инфраструктуры.

Основными причинами недостаточного проникновения модели по требованию в России большинство опрашиваемых CNews экспертов называют слабое развитие инфраструктуры, небольшое число разработчиков и поставщиков соответствующих решений и в целом малую осведомленность бизнеса о существовании такой возможности, как аренда ПО. При этом отмечается, что определенные подвижки на рынке уже есть: российский бизнес приходит к осознанию преимуществ SaaS и начинает внедрять подобные продукты, правда, пока только для решения достаточно ограниченного круга задач.

В целом рынок SaaS в России по большей части является полем деятельности стратапов. Однако крупные игроки также начинают активно учувствовать в  продвижении SaaS. Наиболее заметным шагом в этом направлении стало открытие ряда специализированных площадок по продаже SaaS. В октябре 2009 года интернет-супермакет SoftKey запустил проект Point4ALL, а в феврале 2010 стартовал портал SoftCloud, организованный компанией SoftLine при технической поддержке Parallels. Наиболее популярными сервисами среди покупателей данных площадок стали почтовые решения, средства для коллективной работы и управления проектами. Проект Softcloud - первая в России интеграционная «облачная» платформа, на которой сейчас представлены несколько десятков различных сервисов и более 30 разработчиков. Подобный подход позволяет собрать в одном месте большинство наиболее востребованных продуктов и при этом избавить клиента от проблем, связанных с последующей интеграцией различных решений.

Востребованность услуг

Как и во всем мире, в России SaaS-услуги интересуют в первую очередь малый и средний бизнес. Данная модель закупки ПО является достаточно выгодной для небольших предприятий, и рост российского рынка, если и будет происходить, то именно за счет удовлетворения их потребностей. Разработчики SaaS планируют поставить на рынок решения, позволяющие автоматизировать все основные бизнес-процессы в небольших организациях: бухгалтерский учет, планирование, управление продажами, кадровый учет, системы управления совместной работой, правовые и нормативные базы данных. При этом разработчики небезосновательно полагают, что в обозримом будущем SaaS значительно потеснит традиционное ПО на малых предприятиях. Небольшим компаниям, как правило, не нужен развитый функционал крупных и дорогих ERP-решений, а с повседневными целевыми бизнес-задачами SaaS справляется замечательно. Простота, доступность и отсутствие ненужных функций в этом случае становится преимуществом: потребитель заказывает и оплачивает только то, что ему действительно необходимо. В случае, если разработчикам также удастся решить задачу простой интеграции приложений, успех SaaS практически не вызывает сомнений.

Однако пока все плюсы модели «по требованию» нивелируются суровыми российскими реалиями, и в первую очередь крайне низким уровнем распространения в стране высокоскоростного интернета. На данный момент лишь в некоторых наиболее крупных городах присутствует достаточно развитая инфраструктура, позволяющая оказывать SaaS-услуги на должном уровне. Благодаря этому, большая часть российских предприятий находится за боротом ИТ-мэйнстрима. Впрочем, даже в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, где уровень связи находится на более высоком уровне, SaaS-решения используются очень редко. Малый бизнес в настоящее время озабочен вопросами выживания и продолжает бороться с последствиями кризисных явлений. Хотя внедрение SaaS и является достаточно эффективным способом сокращения издержек на ИТ, тем не менее, модель пока не смогла заинтересовать руководителей небольших компаний. Причиной этого является низкая осведомленность бизнеса о существовании такой возможности, как аренда делового ПО, либо непонимание базовых принципов SaaS, а следовательно, – недоверие и страх использования приложений через интернет и размещения данных за пределами своей компании.

В действительности поставщики SaaS обладают значительно большими ресурсами и опытом в плане обеспечения информационной безопасности, чем ИТ-отдел небольшой компании, и уж точно они не заинтересованы в том, чтобы данные их клиентов стали доступны кому-либо, кроме их владельцев. Оборудование устанавливается в высоконадежных дата-центрах, а для передачи данных используются защищенные каналы связи. Современные системы резервирования позволяют гарантировать практически стопроцентную сохранность данных в случае каких-либо сбоев. При этом у провайдеров услуг работает высококвалифицированный персонал, обслуживающий систему в режиме 24/7. Мало какая не очень крупная фирма сможет создать у себя аналогичные условия.

Для того чтобы SaaS стал более-менее массовым, необходимо убрать барьер недоверия к услугам, поставляемых через интернет, а это недостижимо без грамотного «пиара». Поставщикам услуг необходимо постоянно объяснять и демонстрировать на реальных примерах эффективность и безопасность SaaS, и здесь видится большое поле для деятельности продавцов ПО. Сделать SaaS более доступными вполне можно за счет более широкого их продвижения через региональных реселлеров. Это крайне актуально именно в настоящее время, поскольку большинство региональных компаний в той или иной мере продолжает использовать нелицензионное ПО. При этом руководители данных компаний прекрасно понимают, что риски использования контрафактного ПО крайне высоки и вопросы лицензирования необходимо решать. Использование ПО по модели SaaS позволит таким предприятиям получить те же услуги без капитальных вложений.

Предлагая SaaS-решения, поставщикам лучше ориентироваться непосредственно на топ-менеджмент. Многие ИТ-руководители все еще относятся к SaaS чересчур предвзято, видя в данной технологии прямую угрозу своему влиянию в компании. Нужно доходчиво объяснять менеджменту, какие выгоды и преимущества принесет SaaS именно их бизнесу, причем к расчету реальной стоимости услуг следует подходить очень внимательно. SaaS далеко не панацея, поэтому нужно четко информировать клиентов обо всех «подводных камнях», свойственных модели, а также предоставлять удобные механизмы мониторинга потребляемых услуг. Впоследствии это позволит избежать неприятных моментов, связанных с завышенными ожиданиями клиентов.

Будущее за SaaS?

Ведущие мировые вендоры ПО не спешат отдавать приоритет SaaS в плане развития программных продуктов, предпочитая развивать гибридную модель Software+Services. Гибридная модель подразумевает как использование локального ПО, так и получение сервисов через интернет. Реализованные технологии позволяют легко интегрировать локальные приложения с «облачными» сервисами, что позволяет использовать преимущества обеих моделей доставки ПО. Подобные технологии поддерживают практически все современные бизнес-решения - в частности, большинство продуктов компании Microsoft.

Представители разработчиков пока не считают, что SaaS-приложения способны в должной мере заменить их автономные аналоги. Бизнес-приложения в «облаке» будут иметь преимущества для пользователей только в том случае, если их функциональность и качество работы удовлетворяют сложившимся в корпоративной среде потребностям. Для этого необходима не только совместимость с существующими форматами файлов, но и привычный вид, а также приемлемая скорость реагирования интерфейса. Впрочем, для решения простейших офисных задач, а также для домашнего использования web-версий традиционных продуктов, таких как Office Live и Google Docs, вполне достаточно. Не будем забывать, что онлайн-сервисы развиваются гораздо быстрее их настольных аналогов, так что вскоре и продвинутые корпоративные пользователи не будут ощущать дискомфорта при работе с web-приложениями.

В целом, SaaS является очень удобной для современного бизнеса моделью приобретения ИТ-услуг. Сервисные технологии позволяют полностью задействовать всю мощь и возможности, предоставляемые «глобальной паутиной». Использование электронных средств коммуникации дает возможность сотрудникам компании быть по настоящему мобильными, получая безопасный доступ ко всем корпоративным данным и рабочим инструментам из любой точки земного шара и с любого терминала, подключенного к Интернет (в том числе со смартфонов и планшетов).

SaaS, безусловно, открывает широкие перспективы развития как для российского ИТ-бизнеса, так и для потребителей ИТ-продуктов и услуг. Практически все эксперты считают SaaS и «облачные вычисления» наиболее перспективными технологиями, а крупнейшие мировые ИТ-вендоры и сервис-провайдеры делают ставку на эти модели и активно их продвигают. Российским компаниям, в том числе и крупным, необходимо обратить внимание на данные ИТ-тенденции и учитывать их при разработке стратегии развития бизнеса. По мере того как модель SaaS будет занимать все более значимые позиции и на российском рынке программного обеспечения, те компании, которые уже сейчас начинают внедрять сервисные технологии в своей ИТ-инфраструктуре, получат определенное стратегическое преимущество.

Максим Никитин

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS