Обзор подготовлен

версия для печати
Рафаэль Сухов

Рафаэль Сухов:

Если начнем строить дата-центры по проектам завтрашнего дня, займём достойное место на международном рынке услуг ЦОД

На вопросы CNews ответил Рафаэль Сухов, исполнительный директор Stack Group.

CNews: Как вы  оцениваете динамику развития рынка ЦОД в 2009-2010 г. - в мире и в России? Каковы основные стимулирующие и сдерживающие факторы в этом сегменте ИТ-рынка?

Рафаэль Сухов: По данным открытых источников в России с середины  2009 г до середины 2010 г. в строй было введено порядка 1300–1500 стоек (порядка 2600 – 3000 кв.м. фальшпола). Главным образом это – результат окончания проектов, начатых в 2008 г.

По данным исследовательской компании TeleGeography, опросившей 708 поставщиков услуг колокейшн на основных ранках по всему миру,  в США и Западной Европе за тот же период было запущено в коммерческую эксплуатацию порядка 140 тыс. кв.м. фальшпола и 124 МВт электроэнергии. И это при том, что в середине 2009 г. площадки  41% респондентов были заполнены не более чем на 34%. Лишь к середине 2010 г., процент заполнения площадей увеличился до 80%.

Но если на Западе при строительстве новых площадок, учитываются новые тенденции, то в нашей стране большинство только что законченных проектов выполнено по морально устаревшим лекалам. По этой причине эксперты прогнозируют скорый отток клиентов с таких площадок на более современные, способные соответствовать спросу на комплекс услуг по размещению и обслуживанию высоконагруженного оборудования (более 10кВт на стойку). Таких площадок на данный момент ни в Москве, ни в России нет.

Еще одной явно выраженной тенденцией 2009-2101 г.г. является оптимизация подходов к строительству и эксплуатации дата-центров. То одна, то другая компания заявляют о разработке модульной концепции создания и обслуживания дата-центра. Отчасти причиной такого глобального переосмысления стали уроки кризиса, во время которого многие площадки вынуждены были мириться со спадом спроса на свои площади и сопутствующие услуги.

Вряд ли можно считать совпадением, что пик сообщений о разработке собственной концепции дата-центра модульного типа пришёлся тоже на начало 2010 г. Об этом, в частности, заявили HP, Google, японская компания IIJ и Stack Group. Причём, наша компания  смогла не только заявить о готовой концепции, но и реализовать летом 2010 года полнофункциональный действующий прототип модульного дата-центра.

CNews: В чем, по мнению Stack Group, заключаются отличительные особенности российского рынка ЦОД, если такие есть?

Рафаэль Сухов: В России сложившаяся на сегодняшний день модель планирования вписывается в период 3-5 лет. На Западе – в 8-10 лет. Столь существенные различия в порогах планирования  сказываются, прежде всего, на подходах к инвестированию проектов по строительству и последующей эксплуатации дата-центров.

Далее по цепочке: получив на 3 года кредит под высокий (выше, чем в Европе) % годовых, владелец площадки старается как можно быстрее реализовать проект и начать продавать свои услуги. Но при использовании классических подходов к строительству между началом проекта и сдачей площадки в эксплуатацию проходит обычно от года до полутора. То есть, на возврат инвестиций остаётся не так уж много времени. В этой ситуации сроки запуска площадки подчас оказываются важнее качества ее оснащения, и, как следствие, важнее качества услуг. Но на стартовых ценах это редко сказывается, пока дело не доходит до общения с клиентами, предъявляющими требования к необходимому им качеству сервиса. В итоге, поставщик услуг вынужден снижать цены и мириться с оттоком клиентов.

Еще одно существенное различие состоит в разном уровне технологической зрелости. США и Европа уже много лет строят, эксплуатируют, модернизируют дата-центры. В России эта индустрия услуг только формируется.  Но, с другой стороны, именно сейчас Запад вынужден пересматривать сложившиеся за десятилетия подходы к строительству и эксплуатации дата-центров. Иначе вслед за экономическим кризисом он вынужден будет пережить кризис технологический, потому что эпоха ТЕХ дата-центров себя исчерпала.

У нас же эти проблемы так остро пока не стоят ввиду отсутствия исторического наследия инфраструктуры. 2007-2009 годы дали возможность попробовать свои силы на поприще ЦОДостроения тем, кто посчитал нужным расставить правильные приоритеты в системе координат цена/качество. Теперь наша задача – правильно распорядиться имеющимся потенциалом и тем кредитом доверия, который накопили лидеры рынка услуг ЦОД в столичных регионах. По сути, сейчас, когда международный ИТ-рынок стоит на пороге качественно нового этапа развития, Россия впервые за много лет находится на одних стартовых позициях с Западом. Сегодня пришла очередь инфраструктурного прорыва.  Если начнем строить дата-центры по проектам завтрашнего дня, займём достойное место на международном рынке услуг ЦОД. Если будем  вкладываться в морально устаревшие проекты – снова безнадёжно отстанем.

CNews: Какие отрасли экономики демонстрируют наибольший спрос на создание собственных ЦОД? Чем обусловлен этот спрос, на ваш взгляд?

Рафаэль Сухов: Собственные технологические площадки традиционно являются необходимой профессиональной составляющей операторов связи, крупных финансовых структур, а также государственных организаций, чья работа связана с анализом и управлением информацией, имеющей высокую стратегическую значимость (к примеру, МЧС, Минобороны и др.).

Но это абсолютно не значит, что такие организации не заинтересованы в развёртывании резервных узлов связи на территории коммерческих дата-центров, способных обеспечить необходимое им качество сервисов и защиту размещённых ресурсов.

CNews: Как в последние годы изменилось соотношение между использованием арендованных ЦОД и созданием собственных? Какие факторы кроме ценового являются определяющими при выборе заказчиками модели использования ЦОД?

Рафаэль Сухов: О заметных изменениях в этом плане пока еще говорить рано. В силу объективных и субъективных обстоятельств перераспределение происходит куда более медленными темпами, чем можно и нужно. К тому же, как было сказано выше, ввод в эксплуатацию новых площадок сам по себе не является признаком появления достойной альтернативы корпоративным дата-центрам. Доверие к коммерческому дата-центру, собственно, как к любому виду аутсорсинга,  закладывается на этапе сопоставления качества. Если клиент уверен, что может решить задачу, используя ресурсы аутсорсера на более профессиональном уровне, он будет готов обсуждать финансовые вопросы.

Финансовый кризис, пик которого пришёлся на начало 2009 г., наглядно показал это. В то время как одни дата-центры пустовали, в других (и дата-центры Stack Data Network в их числе) клиенты продолжали оплачивать как услуги, связанные с размещением оборудования, так и аренду резервных офисов, необходимых для обеспечения непрерывности бизнеса.

Стоит отметить, что российские потребители сервисов ЦОД начали довольно быстро осваиваться в новом для себя спектре возможностей. Поначалу это касалось сопоставления предложений от операторов связи и независимых коммерческих площадок. Потом  - оценки возможностей равных по статусу коммерческих ЦОД. К 2010 г. клиенты научились достаточно чётко формулировать свои ожидания от коммерческого дата-центра как в терминах бизнеса, так и в характеристиках качества необходимой им услуги.

CNews: Спрос на услуги дата-центров в перспективе ближайших трех лет будет обусловлен только количественным ростом или следует ожидать появления качественно новых сервисов? Что это могут быть за сервисы?

Рафаэль Сухов: Анализируя открытые источники и собственную историю обращений клиентов Stack Data Network (SDN), мы можем предположить, что в ближайшие годы будет наблюдаться расширение диапазона требований к спектру и качеству услуг, связанных с размещением оборудования. Владельцы площадок уже в ближайшем будущем могут столкнуться с ситуацией, когда одним клиентам достаточно будет стоек со стандартным энергопотреблением 4-8 кВт, а другие будут заинтересованы в использовании 10-ти и более киловаттных стоек. Причём по прошествии некоторого количества времени первые могут заявить о своём желании повысить нагрузку на свои стойки в связи с переходом на ИКТ-оборудование нового поколения.

Если такая ситуация произойдет в классическом дата-центре, то это потребует коренного переоснащения площадки, потому что инженерная инфраструктура для серверных с низконагруженными стойками и стойками высокой плотности – это два абсолютно разных решения. Это еще один довод в пользу того, что будущее за адаптивными инфраструктурами, обновление которых может выполняться без перерыва в предоставлении сервисов.

Что касается роста популярности других качественных сервисов коммерческих ЦОД, то к ним можно отнести услуги, реализуемые с применением вычислительных систем высокой плотности, на базе которых реализуются высокоэффективные распределенные процессы вычислений либо процессы распределения вычислительных ресурсов по требованиям пользователей, а также решения, которые связаны с обеспечением стабильной работы систем, отвечающих за единое информационное поле территориально-распределённых офисов.  В эту категорию попадают, в частности и резервные офисы клиента.

CNews: В последнее время на российский рынок ЦОДов выходят иностранные компании, которые предлагают услуги на площадках, расположенных за границей. Насколько такой сервис востребован в России? Как в этой связи были скорректированы предложения отечественных игроков?

Рафаэль Сухов: Несмотря на более выгодную ценовую политику, обусловленную, кстати, более длительными инвестиционными диапазонами, зарубежные площадки не могут похвастаться большой востребованностью со стороны российских клиентов. Исключение составляют разве что сервисы, связанные с доступом к удалённым программным продуктам и платформам.

Серьёзным препятствием для размещения оборудования и стоек за рубежом являются как логистические сложности, так и определённые ограничения по межнациональной безопасности.

CNews: Как вы оцениваете перспективы переноса центров обработки данных крупных московских компаний в регионы? Насколько это эффективно с экономической точки зрения?

Рафаэль Сухов: По нашим оценкам порог экономической эффективности таких проектов лежит в диапазоне 300 стандартных стоек и выше.  В других случаях это нерентабельно. Даже после того, как в регионах, наконец, начнут появляться аутсорсинговые площадки нужного качества, их основными клиентами станут либо локальные компании и частные лица, либо удалённые офисы крупных структур.

CNews: В середине 2010 г. ваша компания анонсировала концепцию модульного дата-центра Stack.КУБ. Как вы оцениваете экономическую эффективность использования новой технологии по сравнению с традиционным подходом? Позволяет ли модель Stack.КУБ добиться каких-либо принципиальных преимуществ с точки зрения возврата инвестиций?

Рафаэль Сухов: Экономическую привлекательность любого дата-центра определяют 2 составляющие: выгоды, которые получает владелец площадки, и выигрыш, получаемый клиентом. С этой точки зрения преимущества поставщика услуг состоят в существенном (до 25%) снижении операционных расходов. В основном это связано с тем, что, во-первых, в решении Stack.КУБ применены самые современные энергоэффективные технологии, во-вторых, в инженерной инфраструктуре Stack.КУБ заложена способность точно и вовремя, а во многих случаях и превентивно, реагировать на  изменение ситуации в инженерных системах и серверных помещениях.

Для МДЦ Stack.КУБ является нормальной ситуация, когда по соседству располагаются стойки с разным энергопотреблением. Соотношение и взаимное расположение таких стоек может быть каким угодно – система кондиционирования позаботится о том, чтобы на все стойки поступал воздух с заданными параметрами температуры и влажности.

Поставщику услуг такого дата-центра нет необходимости содержать большой штат квалифицированных специалистов. И это тоже влияет на величину OPEX. К тому же, введение в строй мощностей такого дата-центра и их наращивание происходит поэтапно – по мере необходимости и достаточно оперативно. Значит, уходит риск неэффективно использованных инвестиций и простоя избыточных площадей. Появляется реальная возможность наиболее комфортно вписаться в 3-5-летнюю модель планирования и управления инвестициями, о которой было сказано в начале интервью. И это является серьёзным плюсом Stack.КУБ.

Если оценивать выгоды Stack.КУБ с позиций клиента, то он тоже получает оптимизацию своего OPEX благодаря повышению эффективности использования каждого стойко-места, потому что в предлагаемом нами решении емкость стойки не лимитируется мощностью и, более того, даже не ограничивается привычными 42 юнитами. При необходимости перейти на более энергоёмкое оборудование или на инфраструктуру с более высокими параметрами надёжности клиенту также не придётся решать вопрос с новой площадкой - Stack.КУБ позволяет легко и оперативно управлять этими показателями без остановки в предоставлении сервисов.

CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в последнее время, вы можете назвать наиболее интересными?

Рафаэль Сухов: В первую очередь это, конечно же, разработка и запуск прототипа Stack.КУБ, который фактически стал полигоном для апробации решений, которые мы планируем использовать в дальнейшем развитии сети SDN.

Кроме того, в 2009-2010 г.г. мы реализовали комплекс мер по повышению энергоэффективности действующих узлов SDN и оптимизации резервированных оптоволоконных каналов, связывающих между собой действующие площадки и М9. 

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает образовательный проект, который мы реализуем совместно с НИУ ВШЭ. Это сотрудничество развивается в рамках деятельности базовой кафедры группы компаний «Стек», официально открытой на факультете бизнес-информатики НИУ-ВШЭ накануне 2010 г. Лекции и факультативы, проводимые нами для студентов и абитуриентов «вышки», пользуются неизменным успехом.  Молодые люди демонстрируют живой интерес к вопросам эффективного использования дата-центров в интересах современного бизнеса. По нашей инициативе часть студентов кафедры «Корпоративные информационные системы»  выполнили серьёзное исследование по теме ИТ-аутсорсинга.

CNews: По каким критериям Stack Group оценивает эффективность собственных дата-центров? Какие качественные и количественные параметры компания стремится оптимизировать в первую очередь для достижения оптимальных экономических результатов?

Рафаэль Сухов: В этом смысле наша компания не изобретает никаких новшеств, мы используем в своей работе все доступные для этого инструменты. Мы совершенствуем системы мониторинга и управления ресурсами, ведем работы по снижению потерь в системах холодоснабжения и воздухораспределения, оптимизируем работу наших сотрудников, снижая непродуктивные потери рабочего времени и повышая эффективность их работы, и т.д. В конечном итоге, каждая мелочь в нашем деле важна, так как особенность нашего бизнеса в том, что любое упущение имеет мультиплицирующий эффект, и потеря 1-го Ватта энергии, например, выливается в 2,5 – 3 Ватта дополнительных потерь, накапливаемых по цепочке.

Ориентироваться в многочисленных показателях эффективности решения производственных и хозяйственных вопросов нам помогает внутренняя система ключевых показателей эффективности. Для каждого подразделения существует свой набор критериев, отражающий успешность его работы. В масштабах компании эти критерии увязаны в сбалансированную систему KPI, которая позволяет руководству компании получить представление о том, где мы сейчас находимся, что и является основой для принятия управленческих решений. 

Кстати сказать, уровень зрелости выстроенной в Stack Group системы управления бизнес-процессами был по достоинству оценён представителями одного  из ведущих международных независимых органов по сертификации - TUV Rheinland Group.  22 ноября 2010 года он выдал Stack Group сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Таким образом, Stack Group стала первым в России поставщиком услуг ЦОД, получившим документальное свидетельство того, что в компании разработана, внедрена и постоянно совершенствуется система менеджмента качества, которая базируется, в том числе, на применении процессного подхода.

CNews: Каковы планы развития Stack Group на ближайшие годы?

Рафаэль Сухов: Мы намерены и впредь сохранять  за собой статус абсолютного лидера рынка услуг дата-центров.  На решение этой стратегической задачи будет направлено дальнейшее развитие сети дата-центров Stack Data Network и реализация шагов по продвижению в регионы.  Ключевым элементом наших планов на ближайшие годы станет технология Stack.КУБ - уже в ближайшие месяцы она будет использована при развёртывании нового узла SDN.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS