Обзор подготовлен

версия для печати
Игорь Мовчиков

Игорь Мовчиков:

Если нет комплексной технологии интеграции и визуализации данных, проект не имеет смысла

Игорь Мовчиков, начальник отдела СВПС ГВЦ РЖД, руководитель группы поддержки КИХ, рассказал, какие требования предъявляются в РЖД к аналитическим платформам. Определяющим фактором является не красота отчетов, а надежность источника данных. В то же время большинство участников рынка бизнес-аналитики делают акцент на внешнем виде.

CNews: Как стратегические задачи компании коррелируют с задачами аналитики?

Игорь Мовчиков: В компании создано подразделение, которое формирует общий корпоративный заказ на аналитику и отчетность и занимает активную позицию в вопросе развития аналитических и отчетных систем –управление по управленческому учету и отчетности (ЦУУ). Его сотрудники являются активными пользователями корпоративного информационного хранилища (КИХ) –аналитической среды, в рамках которой реализована отчетность самого разного уровня. Именно ЦУУ курирует вопросы формирования управленческой отчетности для руководства РЖД.

CNews: Как выбиралось программное решение для КИХ?

Игорь Мовчиков: КИХ РЖД реализовано на базе решений SAS. РЖД использует ПО SAS более 12 лет и де-факто это отраслевой аналитический стандарт.

CNews: Расскажите, пожалуйста, об основных этапах автоматизации аналитического направления.

Игорь Мовчиков: Первая очередь проекта КИХ была реализована в 1999–2000 годах. Это был инструмент бизнес-аналитики, предназначенный в первую очередь для маркетологов и менеджеров в области организации перевозок грузов: кто, когда, что вез, в каком подвижном составе и т.д. В дальнейшем проект активно развивался и сейчас содержит уже 8 предметных областей, содержащих информацию о грузах, пассажирах, вагонах, контейнерах, локомотивах, показателях статистической отчетности РЖД и др. Сейчас в КИХ более 300 витрин данных, отчетами пользуется более 5 тыс. сотрудников РЖД, в основном уровня среднего менеджмента.  Однако отчетность для руководителей компании также делается в рамках КИХ - например, ежемесячный отчет о результатах работы компании.

CNews: Как распределялись обязанности между вашими специалистами и интегратором при внедрении аналитического решения?

Игорь Мовчиков: В целом проект был реализован специалистами главного вычислительного центра РЖД (ГВЦ) с привлечением сотрудников московского представительства SAS. Сейчас в развитие аналитического комплекса вовлечен ряд ИТ-компаний (ОЦРВ, НИИАС, "Интеллекс", Digital Design и т.д.), но головная роль остается за ГВЦ. Его специалисты совместно с сотрудниками ЦУУ собирают заявки на развитие от департаментов РЖД и формируют структурированный корпоративный заказ на аналитику.

CNews: С какими трудностями столкнулись во время автоматизации аналитического направления?

Игорь Мовчиков: В начале проекта это были "трудности пионеров", поскольку это был первый подобный проект в России. Сейчас проект испытывает "трудности роста", поскольку стремительно увеличиваются объемы информации в КИХ, растет число пользователей, а требования к производительности и времени реакции пользовательских приложений достаточно жесткие. Это требует проведения работ по оптимизации и реинженирингу программных и технических решений КИХ.

CNews: Как меняются требования к функционалу системы по сравнению с началом внедрения?

Игорь Мовчиков: В начале внедрения даже базовый OLAP рассматривался как нечто специализированное, предназначенное только для "продвинутых" пользователей. Сейчас это массовый инструмент, пользователей все больше интересуют прогнозы, сопоставительный анализ качественных показателей, специализированная эконометрика. КИХ выступает в качестве аналитической среды – источника данных и методов их обработки в совокупности.

CNews: Как планируете развивать аналитику и какие соответствующие изменения в ИТ-инфраструктуре предстоят?

Игорь Мовчиков: В целом у КИХ еще есть значительное пространство для роста. Требуется расширение проекта, добавление новых источников данных, новых видов отчетности, отражающих изменения, происходящие в РЖД. Последним большим рывком развития проекта стала предметная область "Безопасность движения", на базе которой реализуется система УРРАН (Управления Рисками, Ресурсами и Анализ Надежности).

Безусловно, важными являются вопросы развития аппаратной инфраструктуры проекта. Рассматривается несколько путей решения: от наращивания серверных мощностей до использования специализированных аппаратно-программных ускорителей, активно предлагаемых крупнейшими фирмами производителями.

CNews: Как вы оцениваете предложение рынка аналитических систем?

Игорь Мовчиков: Сейчас в РЖД представлены почти все крупные игроки на данном рынке. В основном хранилищные технологии развиваются на двух платформах – SAS EIP (производственная часть) и SAP BW (финансы и персонал). Разумеется, многие участники рынка обращаются в РЖД  с предложением использовать их ПО. Мы внимательно рассматривает все предложения. Однако для реализации проектов в РЖД предъявляются требования к ПО на самом высоком уровне. Ядром здесь является вовсе не красота отчетов, которую так любят показывать, а надежность источника данных. Если нет комплексной технологии интеграции и визуализации данных, проект не имеет смысла – никто не поверит ни отчетам, ни выводам, сделанным на их основе.

CNews: Какие предложения вы хотели бы видеть на рынке, но пока не находите?

Игорь Мовчиков: Сейчас в компании очень востребованы технологии переноса BI на мобильные устройства типа iPad. В РЖД уже реализованы два примера подобных клиентов, однако технологии в данной области еще очень далеки от совершенства. При реализации мы вынуждены были основываться на собственных методологических и программных решениях. На мой взгляд, это должен быть стандартный для технологий аналитического клиента функционал. Хотелось бы увидеть более активное развитие в данной области.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS