ВВП «завязан» на интернет вещей

IoT
Использование технологий интернета вещей в промышленности может существенно увеличить ВВП США, стран Еврозоны и Китая в ближайшие 15 лет. Залогом дополнительного роста станут государственные инвестиции в развитии компетенций сотрудников и распространение широкополосных сетей.

По данным Accenture, в США к 2030 г. капиталовложения в промышленный IoT и ожидаемый от него прирост производительности могут увеличить ВВП США на $6,1 трлн. Этот показатель может быть дополнительно увеличен при условии, что США вложат больше в развитие соответствующих технологий больше. По подсчетам экспертов, увеличение инвестиций в профессиональные навыки, необходимые для работы с интернетом вещей, а также в развитие широкополосных сетей на 50% приведут к дополнительному росту, и ВВП сможет достичь отметки в $7,1 трлн к 2030 г. IoT способен подстегнуть рост ВВП не только США, но и европейских стран: например, Германия могла бы увеличить совокупный ВВП на $700 млрд к 2030 г., предприняв схожие дополнительные меры.

Аналитики Accenture вскрывают и главное противоречие в отношении топ-менеджмента к применению технологий интернета вещей: руководители убеждены, что промышленный IoT будет играть значительную роль в развитии их бизнеса, однако как именно компании смогут извлечь выгоду из технологии пока неочевидно. У 73% принявших участие в исследовании компаний пока нет конкретного плана использования интернета вещей на производстве, и только 7% уже разработали стратегию и рассчитали инвестиции на это направление. Отсутствие четкого понимания того, что интернет вещей может дать каждой конкретной компании, по мнению аналитиков Accenture, и является причиной нерешительности руководителей.

Руководители бизнеса уверены, что главный потенциал промышленного интернета вещей — в росте доходов: таков прогноз 57% респондентов. При этом только 13% полагает, что промышленный IoT принесет выгоду именно их компаниям. По словам руководителей, пока наиболее ощутимый эффект промышленный IoT приносит в деле повышения эффективности бизнеса. Его использование позволяет увеличить производительность труда и снизить операционные расходы, констатировали 46 и 44% респондентов соответственно.

«Сейчас стоит говорить о тех сферах, где интернет вещей в России активно применяется, а не о тех, где он только появится, считает директор по инновациям компании Intech Иван Филь. — Первыми сферами «приняли» интернет вещей автотранспорт, терминалы оплаты и банкоматы. В силу того, что развитие терминалов оплаты несколько замедляет темпы роста, сейчас ускоряются и другие направления: в первую очередь логистика, ЖКХ и охранные системы». По мнению эксперта, постоянно ускоряющееся развитие интернета вещей не потребует от специалистов — ни российских, ни международных — дополнительных колоссальных усилий по переподготовке.

«Переподготовки российских специалистов не потребуется, потому что IoT-технологии и так уже давно используются в промышленности. Комплексные решения можно посмотреть у НПФ «Гранч», которая занимается обработкой информации и автоматизацией промышленных процессов на угольных шахтах, например, — отмечает Иван Филь. — Еще больше примеров на Западе: Airbus, Ekahau, Aeroscan и другие компании уже давно применяют M2M в промышленных процессах».

Многие компании уже используют возможности промышленного интернета вещей, констатирует Accenture. Например, один из наиболее очевидных способов сэкономить — это поддерживать оборудование в должном состоянии. Таким путем пошли менеджеры Thames Water, крупнейшей на рынке Великобритании компании, которая занимается водоснабжением: IoT-сенсоры были установлены на детали оборудования, и Thames Water использует их, чтобы в режиме реального времени отслеживать состояние труб и водоочистных механизмов, своевременно производить замену и избежать крупных поломок и связанных с ними издержек. Диагностическое обслуживание может снизить затраты на ремонт техники на 30% и сократить число внезапных поломок на 70%, говорится в исследовании.

По похожему пути пошла и компания Michelin, один из крупнейших производителей автомобильных шин. Инженеры Michelin используют «умные» датчики для установки не только на производственное оборудование, но и на сам продукт. Michelin «вживляет» IoT-сенсоры в шины, тем самым помогая водителям (в первую очередь, грузовиков) научиться экономить топливо.

«Промышленный интернет вещей» уже используется, помогая повысить производительность и снизить затраты, — комментирует директор по технологиям Accenture Пол Догерти (Paul Daugherty). — Но его полный экономический потенциал будет реализован только при условии, что компании станут не просто использовать цифровые технологии для повышения эффективности, а осознают жизненно важное значение информации: например, в деле выхода на новые рынки и поиск новых источников прибыли». Это, в свою очередь, может привести к неожиданным партнерствам с другими отраслями, изменению организационных схем, инвестициям в новые навыки, прогнозирует эксперт.

В исследовании Accenture приняло участие 1400 руководителей бизнеса во всем мире, 736 из которых — главы компаний.